ШЕДЕВРЫ ИЗ... ЛОСКУТКОВ

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

СВОЁ РЕМЕСЛО МАСТЕРИЦЫ НАЗЫВАЮТ ТЕПЕРЬ НЕ ПЭЧВОРКОМ, А АРТ-КВИЛТОМ

В залах музея Словцова три дня работала необычная выставка, а вместе с ней и фестиваль «Стежки-дорожки». Звучит сказочно, не правда ли? Есть в этом названии что-то теплое, домашнее, родное. Так и вырисовывается образ бабушки в платочке, которая сидит у окошка и что-то там шьет. Мило. Или ми-ми-ми, как сейчас пишут в соцсетях. Но это ми- ми-ми совсем не понравилось бы современным мастерицам лоскутного шитья. Они категорически не согласны с таким представлением об их творчестве, которое давно перешагнуло бытовые и прикладные рамки. Опытные рукодельницы создают из кусочков ткани и ниток такие картины, которые от настоящих, выполненных на холсте и красками, издалека не отличишь. Только если подойти очень близко, всмотреться – из чего же они сделаны, тихонько провести рукой по поверхности, почувствовать шершавую и мягкую тканевую основу. Тогда понимаешь – действительно, лоскутное шитье, но совсем другого, какого-то космического уровня.

На выставке «Стежки-дорожки» были представлены работы лучших мастеров пэчворка из 59 регионов страны. Можно было увидеть не только фантастически красивые лоскутные панно-одеяла, но лоскутные полотна, сделанные по мотивам произведений художников: картины-портреты, картины-пейзажи, картины- фотографии. Большинство этих экспонатов выставлялись в этом году в Москве на Всероссийской выставке «Шедевры лоскутного шитья», в которой участвовали мастерицы из 645 населенных пунктов страны. Говорят, что те, кто впервые видел эти работы, испытывали культурный шок.

ПОЗИТИВ – В КАЖДОМ СТЕЖКЕ

Римма Быбина, руководитель и организатор международного фестиваля «Душа России», руководитель Всероссийской ассоциации мастеров лоскутного шитья, говорит, что сейчас в стране нет ни одного города, в котором не создан клуб лоскутного шитья. Более того, квилтинг (лоскутное шитье) на пике популярности во всем мире, им все больше увлекаются даже мужчины, хотя исстари это считалось чисто женским занятием. Как, впрочем, и вязание, и вышивание, у которых тоже немало поклонников среди мужской половины человечества.

– Пренебрежительное отношение, которое совсем недавно было к народному творчеству, уже в прошлом, – говорит Римма Быбина. – Сегодня статус мастеров находится на столь высоком уровне, что их можно называть не ремесленниками, а художниками. Отношение к тому, что делается вручную, меняется. Такие вещи – не одноразовые, они могут передаваться из поколения в поколение. За ними есть душа, есть история. Можно потом рассказывать: вот этот лоскуток – от бабушкиного платья, этот – от маминой юбки, этот – от дедушкиной рубашки, а этот – от твоего детского костюмчика. Когда мы передаем свои умения, навыки, свою любовь к творчеству детям и внукам, то жизнь и в этой ипостаси продолжается. Да, красота спасет мир. Но не сама по себе, а красота, созданная руками мастеров, она не устаревает. Даже в самые сложные времена такие работы остаются оптимистичными. Когда в мире, в семье неспокойно или со здоровьем не все в порядке, надо искать альтернативу. И она – в творчестве. Радость и творчество восстанавливают силы, они – сильнейшие духовные и физические лекари.

Старейший клуб лоскутного шитья в России – «Лоскутная мозаика» – находится в Иваново, он создан в 1993 году. Марина Тулупова, руководитель клуба, рассказывает, что работы ивановских мастериц не раз участвовали в международных конкурсах – в Канаде, Франции, Чехии, Германии.

– Санкции и закрытие границ, конечно, сужают круг общения, – говорит Марина. – Нам бы хотелось жить вне политики, общаться по-прежнему. И какой бы ни была международная ситуация – на работах мастериц она никак не отражается. В наших лоскутных композициях не было, нет и не будет мрачных тонов. Наше творчество – народное, хороводное, оно доброе и позитивное.

И СТРОФЫ, КАК СТРОЧКИ

В Санкт-Петербурге тоже давние традиции лоскутного шитья. Коренная петербурженка Нина Забелина говорит, что сколько себя помнит – вязала, шила, вышивала, как ее мама и бабушка. Лоскутным шитьем увлеклась 22 года назад, когда вышла на пенсию. Год ходила на курсы в музее этнографии, стажировалась в студии художника Ирины Ворониной. Теперь в их клубе не просто делают разрозненные изделия, а отшивают масштабные проекты. Работы из серии «Кружева», выполненные по мотивам художественной ковки, представленной в дворцовых ансамблях Санкт- Петербурга, недавно вернулись из Франции с международного фестиваля «Перекресток». Конечно, мастерицы переживали, как их творчество примут, вернутся ли изделия в целости и сохранности, не постигнет ли их судьба скифского золота? Но все закончилось благополучно. Кураторы выставки рассказали, что российская экспозиция вызывала огромный интерес у посетителей. Многие были потрясены, увидев такие филигранные работы.

– Еще несколько лет назад многие смеялись над фразой, что у России свой путь развития, что мы – особая страна. Теперь никто над этим не смеется. Это – реальность, и это прекрасно, – говорит Нина Забелина. – Надо беречь традиции, которые достались нам от предков. Я даже слово пэчворк не люблю, оно ломает язык. Всегда поправляю тех, кто его произносит. Пэчворк – другая эстетика и традиции. У нас – лоскутное шитье. Свой путь – это наша гордость, а не нечто уничижительное. Он не означает, что в нем нет развития. Наоборот, мы все время учимся, растем, поднимаем лоскутное шитье до уровня арт-квилта. Такие работы иногда называют поэзией или живописью на ткани.

ХОЧЕШЬ БЫТЬ МАСТЕРОМ – БУДЬ ИМ

В Тюмени работают три лоскутных клуба: «Сибирская палитра», которому уже почти 13 лет, «Матрена» – самый многочисленный и «Светлый терем» – самый молодой, созданный три года назад, и самый амбициозный. Мастерицы «Светлого терема» уже принимали участие в крупном творческом конкурсе в Москве «Квилт фест», съездили на фестиваль «Душа России».

– Мы налаживаем связи с мастерицами со всей страны, работаем на продвижение Тюменской области, – говорит Марина Коба, руководитель клуба и организатор нынешнего фестиваля «Стежки-дорожки». – У нас большой потенциал, есть мастерицы, которые смогут через год-два показать очень высокий уровень.

Планы у тюменских лоскутниц грандиозные. Они хотят создать региональную организацию мастеров лоскутного шитья. Планируют на будущий год в рамках фестиваля организовать большую образовательную программу, чтобы лучшие мастера приезжали в Тюмень и проводили мастер-классы. По словам Марины Коба, они «заряжены на образовательную деятельность»: закупили швейные машинки, открыли школу лоскутного шитья. Будут, как этнографы, ездить по районам области, обучать детей, готовить педагогов. Необходимо, на ее взгляд, заниматься и научными исследованиями в этой сфере, изучать музейные фонды. В региональном департаменте культуры готовы содействовать в проведении такой работы.

– Мы не можем ответить на вопрос, есть ли у тюменского лоскутного шитья, как, например, у тюменской деревянной резьбы или урало-сибирской росписи, своя фишка, сведения об этом в музейных фондах очень скудные, – говорит Марина Коба. – До недавнего времени это ремесло не очень ценилось, экспонатов сохранилось мало. Чтобы провести аналитическую работу, надо приглашать экспертов. Уверена, что интерес к лоскутному шитью, который растет с каждым годом, подтолкнет и активизирует такую работу. Никто пока не знает, где и сколько таких экспонатов хранится. Но если в полной мере мы не смогли сохранить предметы прошлого, то будем создавать свои – для настоящего и будущего.

Возможно, одними из первых таких экспонатов станут квилты, созданные мастерицами клуба «Сибирская палитра» по мотивам тюменского ковра. Их шесть, все они разные по технологии исполнения: где-то использована накладная аппликация, где-то – прием калейдоскоп, где-то – игра с квадратами. Проект в 2019 году готовили к московскому фестивалю, но началась пандемия, в столицу он не доехал. Зато работы выставляли в музейном центре в Екатеринбурге, теперь показывают в Тюмени.

– Две из шести работ шила моя мама, которой 76 лет, – рассказывает Анна Глазунова, руководитель клуба «Сибирская палитра». – Лоскутному творчеству все возрасты покорны. Ткань – удивительный материал, разнообразный по расцветке, по текстуре, он податлив, пластичен, ему можно придавать любые формы, выворачивать наизнанку. Лоскутное шитье – бесконечное поле для развития творческой фантазии. В этом жанре можно создавать как самые простые домашние вещи, так и настоящие шедевры. В любом случае, если, глядя на эти работы, появится желание что-то сделать самому, то оно обязательно сбудется.

НА СНИМКАХ: Анна Глазунова на фоне панно, созданных по мотивам тюменских ковров; гости фестиваля на открытии выставки.

Инна ГОРБУНОВА /фото автора/


57137