МАРШАЛ СОВЕТСКОЙ НЕФТЯНКИ

ПАМЯТЬ

Сорок пять лет прошло с того погожего июньского дня, когда Виктор Иванович Муравленко на ставшей для него родной Тюменской земле шагнул в вечность…

Он жил в чрезвычайно непростые годы, наполненные напряженным трудом, бесконечными делами, совещаниями, встречами, звонками, командировками. В общем, всем тем, за что называли его в народе «Нефтяником №1», вкладывая в это неофициальное, но сверхпочетное звание, на бумаге выводимое только с большой буквы, то высочайшее уважение, которое он заслужил. Всей своей не такой уж и продолжительной жизнью, любовью к Родине, неиссякаемой верой в Советскую власть с ее институтами и, разумеется, потрясающей верностью делу.

Сорок пять лет… За это время выросли новые поколения и, увы, не стало Советского Союза, столетие со дня создания которого и 110-летие со дня рождения Виктора Ивановича в этом году практически совпали по датам. Сам же Муравленко, как уверяли его многочисленные сослуживцы, будь он жив в треклятом 1991 году, решительно, во весь рост, с присущими ему отвагой и самообладанием, встал бы на пути у его разрушителей.

История, однако, не знает сослагательного наклонения. И Виктору Ивановичу не пришлось стать свидетелем того жуткого развала и разрухи, которые суждено было переживать его родным и близким, коллегам, ученикам. И мужественно пережить, благодаря, в первую очередь, тому колоссальному социально- экономическому фундаменту, который как раз и закладывался их наставником, жестким, но справедливым руководителем, навсегда оставшимся в их памяти тем могучим Атлантом, на чьих плечах долгие годы держалась вся Западная Сибирь. Созданный на ее пространствах мощнейший нефтегазовый комплекс и сегодня является одним из крупнейших в нашей стране и наиболее перспективных в плане дальнейшего освоения.

Тогда же, 17 июня 1977 года, главная газета страны «Правда», на первой странице извещавшая советскую и мировую общественность о единогласном избрании на открывшейся накануне шестой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева Председателем Президиума Верховного Совета СССР, на третьей странице поместила официальный некролог, подписанный «дорогим Леонидом Ильичом» и другими руководителями партии, правительства, нефтегазовой отрасли, гласивший: «Нефтяники всей страны понесли тяжелую утрату. 15 июня 1977 года скоропостижно на 65-м году жизни скончался член КПСС с 1940 года, депутат Верховного Совета СССР, начальник Главного Тюменского производственного управления по нефтяной и газовой промышленности, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий Виктор Иванович Муравленко. Ушел из жизни талантливый инженер, крупный организатор нефтедобывающей промышленности».

Вкратце описав жизненный и профессиональный путь Виктора Ивановича, отметив и то, что под «его непосредственным руководством Западная Сибирь в короткие сроки превратилась в крупнейший нефтедобывающий район страны», некролог также сообщал, что наряду «с многогранной производственной деятельностью В.И. Муравленко вел большую партийную и государственную работу, был членом Тюменского обкома партии, делегатом XXIII, XXIV и XXV съездов КПСС. Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили заслуги В.И. Муравленко, присвоив ему звание Героя Социалистического Труда, он награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями.

Светлая память о Викторе Ивановиче Муравленко, верном сыне Коммунистической партии и советского народа, навсегда сохранится в наших сердцах».

За предельно выхолощенными, рожденными в стенах ЦК КПСС словами, стояла действительно выдающаяся личность, светоч которой не меркнет с годами. Как жаль, что все меньше остается в живых тех, кто непосредственно трудился с Виктором Ивановичем и мог бы поделиться впечатлениями о нем, его стиле работы, конкретных делах, необычайной настойчивости, требовательности к себе и окружающим, но – главное – чутком отношении к рабочим и служащим.

Недаром же о нем в Западной Сибири, хотя в Тюмени он проработал неполных 12 лет, до сих пор вспоминают как о заботливом начальнике, который привлек в этот суровый край тысячи работников, специалистов, создав им после обитания в палатках и бараках самые, по тем временам, достойные условия. Это не только трехразовое питание на промыслах, но и ввод в строй жилых домов, детских садиков, спортивных и культурно- массового назначения объектов, а также транспортных магистралей, аэродромов и другой инфраструктуры.

Производственник, что называется, до мозга костей, настоящий патриот, убежденный коммунист и государственник, Муравленко, безусловно, не просто так выдвинулся в крупные, всесоюзного значения руководители, возглавив в пятьдесят два года «Главтюменнефтегаз», или попросту государство в государстве, огромную махину, работавшую при нем как часы, не допуская необоснованных простоев, расхлябанности и безответственного отношения к делу.

Да и высоких государственных наград он, начавший свой трудовой путь мотористом «Грознефтеразведки», буривший затем в Баку и организовывавший освоение нефтяных месторождений Сахалина, Хабаровской, Куйбышевской областей и всей Западной Сибири, удостаивался не за звучную фамилию и выразительную внешность. Пронзительный взгляд карих глаз выдавал в нем человека недюжинной силы, волевого и решительного, явно тяготевшего к большим знаковым делам.

Сегодня, когда среди Героев Труда России за почти десятилетний период существования этого высшего государственного звания всего три представителя нефтегазовой промышленности, наградной список Муравленко по-настоящему впечатляет. Он – лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, получить которые, в первую очередь Ленинскую, без конкретных и значимых заслуг, достижений было просто-напросто невозможно; четырежды кавалер высшей государственной награды – ордена Ленина, двух из которых удостоился, работая в Тюмени, а также ордена Октябрьской Революции, второго по значимости в советской иерархии государственных наград. А в 1966 году, через год после назначения начальником «Главтюменнефтегаза», Виктору Ивановичу присваивается высочайшее звание Героя Социалистического Труда. Золотую Звезду «Серп и молот» и орден Ленина ему вручает первый секретарь Тюменского обкома партии, легендарный Борис Евдокимович Щербина, еще один титан Тюменского края, сделавший необычайно много для его активного развития и превращения в главный нефтегазодобывающий форпост страны.

«Буровик от Бога», как справедливо называли Виктора Ивановича его многочисленные соратники, которых потом стали величать «птенцами гнезда Муравленковского», он буквально жил любимым делом, отдавая все свои силы, знания, уникальный производственно- управленческий опыт работе. Умудрялся при этом заниматься научной деятельностью, внедрять разработанные им передовые изобретения, читать лекции, участвовать в общественно- политической жизни, безвозмездно выполняя депутатские обязанности перед своими избирателями, неоднократно делегировавшими его в Верховные Советы РСФСР и СССР.

Что и говорить, Виктор Муравленко, при котором «Главтюменнефтегаз» увеличил объем буровых работ практически в восемь раз, а темп добычи нефти увеличился почти в пятьдесят раз, был личностью уникальной, как выяснилось позже, незаменимой… Потому-то и нельзя не согласиться с первым заместителем председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Иваном Мельниковым, написавшим в предисловии к книге Александра Трапезникова «Виктор Муравленко», что «для нефтяников Муравленко значит столько же, сколько для химиков – Менделеев, для космонавтов – Королев, а для военных – Жуков. Ведь не зря еще при жизни Виктора Ивановича называли маршалом.

Масштаб его личности поистине огромен и уникален. Видный государственный деятель, талантливый ученый, выдающийся организатор нефтяной и газовой отрасли страны, основатель сибирских городов, эффективный руководитель, а кроме того – внимательный к окружающим и интеллигентный человек, и все это гармоничным образом сочеталось в Викторе Ивановиче».

Славное имя Виктора Муравленко не забыто и должным образом увековечено, прежде всего, на Тюменской земле. По большому счёту, это – имя-символ, чьё место в одном ряду с самыми великими столпами Отечества.

НА СНИМКЕ: В.И. Муравленко.

Руслан СЕМЯШКИН, г. Симферополь


57164