Если бы речь шла об общественном транспорте, то, по меркам областного центра, такие автобусы считались бы уже старичками, их могли бы и на линию не выпустить. Хотя такие высокие требования есть далеко не везде, просто потому, что на обновление парка требуются огромные суммы. Пока в бюджете их не предусмотрено, машины будут «подшаманивать» и на них работать. Уместна ли такая аналогия с лабораторным оборудованием? И да, и нет. С одной стороны, лучшего хочется всегда, с другой – ни молодость, ни возраст не являются абсолютными показателями.
Способность работать – да. Тем более что, по оценкам экспертов, в целом лабораторно- диагностическое оборудование в стране находится на современном уровне. Вся линейка тестов, несмотря на трудности с импортными реагентами, проводится без сбоев. О лабораторной медицине России в реалиях 2022 года говорили на семинаре, который проходил в Областной клинической больнице №1.
– Структуризация знаний и сведений, которые уже есть у профессионального медицинского сообщества, необходима, – уверена Татьяна Вавилова, зав- кафедрой лабораторной медицины и генетики национального центра имени Алмазова, главный внештатный специалист министерства здравоохранения Российской Федерации по клинической лабораторной диагностике. – Такой пересмотр, инвентаризация того, что есть на данный момент, как наведение порядка в домашнем шкафу. Помогает лучше понять то, чем владеешь, оценить перспективы и освободить место для нового. Любое оборудование и методы диагностики устаревают, но это не означает, что сразу же перестают работать. Они находятся на достаточно хорошем уровне, но надо своевременно просчитывать риски. Оценить, что может полностью остановиться, что менять его надо в первую очередь, а может, немного подождать.
Как и во всех других отраслях, необходимо выстроить приоритеты и составить «дорожную карту». Некоторые машины, например, могут работать очень долго, но с обновлением реагентной базы. При этом сам принцип диагностики остается прежним. Прибору только требуется проводить через определенные промежутки времени поверку и техобслуживание, тогда он будет бесперебойно работать. Меньше проблем сейчас с отечественными машинами, которые отлично показали себя во время повышенной нагрузки в пандемию. А вот большие зарубежные автоматизированные системы требуют сейчас адаптации к отечественным реагентам. Логистические цепочки все же оказались нарушенными, бывают задержки в поставке некоторых маркеров и компонентов. К сожалению, отечественная промышленность последние 20-30 лет мало внимания уделяла созданию собственной приборной базы. Теперь упущение надо наверстывать. Но это уже задача инженеров и конструкторов. А медики могут успешно справляться со всеми трудностями и вызовами времени – это показала пандемия. Необходимо, конечно, подтягивать и качество кадров, увеличивать число средних медицинских работников. Хотя в целом в кадровой составляющей провала нет. Есть только сложности в отдалённых районах. Но на одного врача должно быть 3-4 специалиста со средним медицинским образованием, пока такой пропорции не достигнуто, но и эта проблема, как и трудности с оборудованием, решаема.
Беспокойство, что с прекращением зарубежных поставок один за другим будут выходить из строя импортные диагностические аппараты, явно преувеличено, считает Андрей Иванов, член-корреспондент РАН, председатель Всероссийского НПО специалистов лабораторной медицины имени В.В. Меньшикова. Он уверен, что потенциал и функциональные резервы того оборудования, которые используются, достаточны для того, чтобы решать все задачи и оказывать медицинскую помощь на современном уровне. Конечно, импортозамещение в медицине – это время и деньги. Но в целом в диагностическом оборудовании все успешно замещается и без дополнительных вложений. Например, на отечественном оборудовании выполняются все самые распространённые биохимические исследования. А более сложные, такие как иммунохимические и гормональные могут быть выполнены отечественными реагентами на базе технологических платформ предыдущего поколения.
Необходимо стремиться и к оптимальному соотношению в централизации и децинтрализации при заборе и проведении лабораторной диагностики. Тюменская область, по мнению эксперта, тут приближена к идеалу. В других регионах процессы централизации продолжаются. Но надо учитывать, что не во всех случаях биохимические исследования требуют централизованного исполнения. Например, общий анализ крови и мочи вполне могут быть выполнены на местах, в поликлиниках по месту жительства. А вот редкие исследовать и дорогостоящие – целесообразней проводить централизованно в аккредитованных лабораториях субъектов федерации или даже федеральных округов.
– Услышать мнение экспертов, получить их опыт – очень важно, – подчеркнул Алексей Немков, заместитель директора департамента здравоохранения Тюменской области. – Главное, стремиться к развитию, к росту. На сегодняшний день мудрость и профессионализм нашей команды позволяет найти эффективные выходы из сложных ситуаций. Нет ни одного теста, который мы не можем выполнить в силу каких-то ограничений. В регионе достаточно давно осуществлена централизация лабораторных исследований. Есть несколько центров, на базе которых выполняется абсолютное большинство лабораторных исследований. Материалы, забранные даже в сельской местности, выполняются в централизованных лабораториях. И наша единая лабораторная база, единые лабораторные мощности входят в единую информационную систему региона. Этим мы стремимся достичь высокого качества диагностики.
Примером высокого уровня оснащенности лабораторно- диагностическим оборудованием может служить клинико-диагностическое отделение ОКБ-1. Помимо того, что все оборудование там как с иголочки, еще и люди работают, влюбленное в свое дело. А кадры в лабораторной диагностике решают даже больше, чем бездушные приборы. Хотя, казалось бы, как можно испытывать высокие чувства, если перед тобой – только биоматериал?
– Да, мы не видим пациента, – говорит Наталья Сорокина, заведующая клинико-диагностическим отделением ОКБ-1, – но видим то, что больше никто не увидит. Врач лишь предполагает, а мы уточняем диагностику. На основании наших результатов будет поставлен диагноз, и человека начнут лечить. И какая это радость, когда удается что-нибудь найти! Как все это красиво выглядит под микроскопом! Не представляю, как лабораторную службу можно не любить. У нас одними из первых появляются новые методы диагностики. Мы находимся в самой гуще событий. Ещё недавно многие и забыли про инфекционные болезни, но COVID напомнил, насколько это грозная сила. Его никто не ждал, и первым его встретили специалисты лабораторной диагностики. Развитие медицины невозможно без развития лабораторной диагностики. Мы всегда впереди планеты всей, и все время движемся вперед.
НА СНИМКАХ: Татьяна Вавилова; в лаборатории.
Инна ГОРБУНОВА /фото автора/