Классик мирового кинематографа Федерико Феллини однажды заметил: «В молодости мы легко сворачиваем любые горы, а потом безнадежно пытаемся выкарабкаться из-под их завалов и руин»…
ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ
Денис Арунов, Сергей Кичин и Антон Воробьев были не только ровесниками. Они, если можно так выразиться, были единомышленниками. С поправкой на то, что избытком мозговых извилин их юные головы явно не страдали, зато четко ориентировались на богатую и красивую жизнь. А че, в натуре! Чем они хуже других своих сверстников, которые лихо гоняют на крутых тачках с грудастыми и безотказными телками, с утра до ночи потягивают мартини и виски, курят дорогие сигары и смачно плюют вслед разным там шерифам и воспитателям?
Большую часть своей сознательно-бессозна- тельной жизни они провели в глухой северной провинции: Сергей и Денис, к примеру, в поселке Ульт-Ягун Сургутского района, Антон в поселке Пуровск, вообще у черта на куличках. Но спутниковое телевидение, видеокассеты и диски с за- океанскими фильмами легко стерли грань между мирами, открыли-таки «реальным пацанам» глаза на действительность, заставили их сравнить и ужаснуться бездарности своего существования и нелепой перспективе сгинуть бесследно в бескрайней тундре. В розовых мечтах они видели себя за баранкой престижного авто или сидящими за столом шикарного ресторана, где запросто можно щелкнуть пальцами и весело крикнуть: «Официант, счастья для троих!».
– Хватит осторожничать и шлёпать-чикилять по жизни, как глупые пингвины по ледяным торосам! – запальчиво убеждал приятелей 19-летний Денис Арунов. – Я где-то вычитал, что у всякого нормального мужика хотя бы однажды должно возникнуть горячее желание поплевать на руки, поднять чёрный флаг и начать резать чужие глотки.
– А я другое слышал, – задумчиво говорил 17-летний Сергей Кичин. – Чтобы стать богатым, надо иметь три вещи – ум, талант и… много денег!
– Главная мужская черта – бесстрашие в битве и стойкость в плену! – не отставал умничать Антон Воробьев. – Если будем играть по-крупному, я не подведу, можете не сомневаться.
ВОКРУГ ДА ОКОЛО
Тем непримечательным летом «трое богатырей» оказались в Тобольске. Прогуливаясь мимо отделения хорошо раскрученного банка, расположенного по улице Знаменского, Денис Арунов будто случайно обратил внимание скучающих друзей на то обстоятельство, что дополнительный офис одного из коммерческих банков находился в безлюдном месте, почти на пустыре.
– А деньжат там наверняка немало! – мечтательно-восхищенно произнёс Денис. – И работают здесь, насколько мне известно, в основном одни бабы. Слабо отобрать у них пару брезентовых мешочков с дензнаками?
– Шутишь? – недоверчиво покосился Антон.
– А если нет? – прищурился Денис. Потом вдруг посерьезнел: – Дело-то можно провернуть изя- щно, в считанные минуты. Зато потом – хоть на Гавайские острова, где ласковое море будет облизывать наши мозолистые пятки и бесстыдно шептать о порочной любви!
В тот вечер они говорили о многом, но каждый раз, будто невзначай, возвращались к теме ограбления. И возбужденно фантазировали, не замечая, что будто пишут сценарий своего внезапного и счастливого обогащения, уже неоднократно реализованный в голливудских фильмах.
– Приколоться, конечно, можно, – рассудительно заметил Антон. – В конце концов, если не получится, успеем слинять. Но для этого нужна машина…
– И ствол! – азартно добавил Сергей. – Хотя бы игрушечный, чтобы взять бабёнок на испуг...
Так, мало-помалу, они всерьез принялись готовиться к разбойному нападению на приглянувшийся объект. Первым делом пришли в гаражный кооператив и фактически за бесценок купили у какого-то мужика старенький «Жигулёнок» неприметного серого цвета. Тонировочной пленкой заклеили стёкла. Потом изготовили из вязаных шапочек и женских колготок самодельные маски с прорезями для глаз. Приобрели резиновые медицинские перчатки. В Центральном универмаге купили внушительных размеров пистолет-зажигалку. Изготовленный заводским способом пистолет системы «ЗИГ-Зауэр» внешне почти не отличался от настоящего.
В течение всей последующей недели поочерёдно вели наблюдение за офисом банка: фиксировали время прихода и ухода работников, убедились в наличии запасного выхода. Заранее распределили роли.
ПЯТЬ МИНУТ ПОЗОРА
В семь часов утра они уже сидели в салоне своей машины, напялив на себя маски и накинув на головы капюшоны одинаковых чёрных ветровок. Со стороны все трое очень напоминали клоунов, сидящих за кулисами цирка перед своим первым выходом на арену. Они явно нервничали. Томительное ожидание привело к тому, что любой шорох на улице вызывал животный страх и непреодолимое желание провалиться сквозь землю.
Наконец, в 7 часов 55 минут к входной двери подошла женщина с ключами, а следом еще одна. Денис знал, что сначала они войдут в тесный тамбур, откроют металлическую дверь, затем арматурную решетку… Вот на этом промежуточном этапе и надо действовать решительно и молниеносно. Пора!
Долговязый Антон Воробьев неуклюже вывалился из салона машины, на затекших ногах преодолел несколько метров до входной двери. Ворвавшись внутрь, молча схватил одну из женщин за шею, а на вторую направил ствол пистолета-зажигалки и хрипло сказал: «Деньги на бочку! Это ограбление!». Сзади послышалось шумное дыхание Арунова и Кичина.
То, что произошло дальше, все трое будут до конца жизни вспоминать как страшный сон. Одна из женщин внезапно дернулась, резко ударила Антона по руке – и пистолет у него выпал. Другая заехала Кичину коленом между ног и пронзительно закричала: «Помогите! Полиция!» Потом они обе, не сговариваясь, стали нагло, грубо, в шею выталкивать грабителей на улицу, и это им удалось.
Как бежали назад, к машине, судорожно пытались завезти заглохший чёртов двигатель, а затем опрометью мчались по улице, – этого горе-налетчики почти не помнят. Они вприпрыжку, обгоняя друг друга и сверкая пятками, преодолевали одну сотню метров за другой. На каком-то пустыре, сплошь заросшем высокой крапивой и репейником, Антон догадался выбросить бесполезный пистолет, и он, ударившись о ржавую металлическую бочку, жалобно звякнул.
ГРУБАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Сразу после неудавшегося нападения на банк криминальное трио «легло на дно» в поселке Ульт-Ягун. Там-то их и задержали оперативные сотрудники уголовного розыска тобольского Управления МВД. В ходе предварительного расследования и дачи дальнейших показаний криминальная троица, словно заранее сговорившись, всю вину за произошедшее сваливала на провокацию со стороны тёмных сил. Дескать, друзья-подельники стали жертвами кровожадных демонов, завладевших их неокрепшими душами.
– Понимаете, мы – всего лишь безропотные засланцы, управляемые из глубин средневекового чертополоха и непроходимых болот, – понурившись, убеждали право- охранителей герои сюжета.
Многоопытные следопыты понимающе переглянулись и направили троицу на освидетельствование в психиатрическую лечебницу. Вердикт экспертов – каждый из «жертв» практически здоров, хотя налицо имеются отклонения, вызванные употреблением алкоголя и запрещённых препаратов.
В зале суда все трое незадачливых налетчика дали вполне последовательные, исчерпывающие показания. Их действия были квалифицированы по части 3 статьи 162 УК РФ как групповой разбой.
Тобольский городской суд приговорил каждого из приятелей к пяти годам лишения свободы: Денис Арунов и Антон Воробьев проведут срок отбытия наказания в исправительной колонии строгого режима, Сергею Кичину надлежит до совершеннолетия находиться в воспитательной колонии.
P. S. Жизненный опыт показывает: из молодых, отчаянно- бесшабашных чудаков, отравленных юношеской бравадой, зачастую получаются всего лишь старые идиоты. Остается надеяться, что наши фигуранты в процессе исправления смогут обрести уверенность и житейскую мудрость, которые позволят им в дальнейшем не повторять роковых ошибок.
*Фамилии изменены
Григорий ЗАПРУДИН