ХУДОЖНИК ПО АСФАЛЬТУ

РЯДОМ С НАМИ

Метла и лопата – инструменты нужные и важные, но, как выяснилось, не самые главные в работе дворника…

Один из тюменских старожилов показал чудом сохранившийся фолиант, озаглавленный: «Права и обязанности домовладельцев, управляющих домами, и жильцов», изданный в России в далеком 1855 году.

Читаем: «…Улицы и площади, мосты и переправы состоят в ведомстве городской полиции, которая неусыпно печется об устройстве и исправном состоянии оных, дабы проезжающим не было ни остановки, ни опасности».

Обратите внимание: «неусыпно печется»!

Далее: «Поддержание устроенных по улицам мостовых лежит на обязанности обывателей, каждого против своего дома. Дворники обязаны содействовать в надзоре за тем, чтобы никто не выпускал собак на улицу, а те бы не гадили повсюду. Скинутый с крыш снег дворникам и подрядчикам непременно убирать с улицы к 10 часам утра. Дворники обязаны выравнивать на дороге ухабы, чисто мести улицы утром и вечером…»

Круто? Но и это не все. Вторая и, пожалуй, самая важная, часть книги – о наказаниях: «Государь Император Высочайше повелеть соизволили, что за нечистоту и неопрятность как тротуаров, так и мостовых, лежащих на отчетности, виновные подвергаются строгому взысканию». Перечислять все санкции не будем, ограничившись одним пунктом – «гнать с позором и боле не брать в должность!»

Прошло более полутора веков, но как актуально!

Начало нынешней зимы преподнесло немало сюрпризов тюменским коммунальщикам всех рангов. Короткие, но ощутимые морозы чередуются с оттепелью и снегопадом. Кое-где снегоуборочная техника работает буквально на износ, едва справляясь с причудами природы. И если в центре города борьба со стихией все же идет с переменным успехом, то на окраинах и во дворах многоэтажных домов впору выть от бессилия. А происходит это потому, что в дворники никто особо не рвется. Слишком много тяжелой работы и обидно маленькие оклады.

Одного из современных борцов за чистоту удалось увидеть во дворе соседнего дома. Коренастый пожилой мужчина с видимым остервенением разгребал мокрый снег на пешеходной дорожке. Было заметно, что работать спустя рукава дед не привык, и намерен справиться с поставленной перед ним задачей, даже несмотря на слабое здоровье. Швырнет очередную порцию осадков далеко в сторону – остановится на минуту, чтобы отдышаться. Бросит еще пару раз – снова отдыхает. Но дело продвигалось успешно.

– Александр Никифорович Овсянкин, – по-военному четко докладывает мой собеседник. – 75 лет от роду. Бывший моторист- дизелист. Полжизни провел в Казахстане, там всю родню похоронил. В Тюмени я оказался случайно, по дороге из Красноярска. Деньги кончились. И пришлось бы мне бичевать остатки дней по подвалам, если бы не ваша социальная ночлежка, спасибо ей. А потом нашлись добрые люди – предложили угол и посильную работу…

– Какие планы на ближайшее будущее?

– Заработать деньжат, осмотреться, – пожимает плечами Овсянкин. – Может, в Тюмени и останусь.

– Карьеру дворника не хотите сделать?

– Если не найду работы, близкой по основной специальности или связанной с техникой, то не исключено. Хотя, честно признаюсь, возраст поджимает и силенки уже не те. Да и снег здесь на редкость тяжелый.

– Кстати, о дворниках, – придержал меня за локоть Александр Никифорович. – Один мой знакомый несколько лет назад побывал во Франции, а после взахлеб рассказывал: оказывается, там дворников, в нашем привычном представлении, почти нет – на улицах и во дворах юркие машины управляются. А в городских парках – чисто, как в операционной…

И Овсянкин вновь взялся за лопату. И с каждым ее взмахом словно приближался к разгадке смысла бытия. До конца пешеходной дорожки оставалось еще несколько метров.

Размышляя об этой встрече, я почему-то вспомнил безногого дворника из своего далекого детства, который много лет без устали наводил чистоту и порядок в нашем огромном дворе. И память услужливо подсказала написанные кем-то строки:

Он – художник по асфальту,

Он – непризнанный поэт,

Он с метлой танцует вальсы

Столько зим и столько лет.

В сумасшедшем нашем веке

Был он тих, незнаменит.

А ушел вчера – и не кем,

Не кем, братцы, заменить!..

Григорий ЗАПРУДИН /фото автора/


56899