ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ – САМАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ

ПОЛИТИКУМ

НА ГУБЕРНАТОРСКИХ ЧТЕНИЯХ ОБСУДИЛИ СТРАТАГЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

О том, как ныне меняется российское пространство, какие в нем складываются балансы и образуются точки роста, на очередных Губернаторских чтениях рассказал один из крупнейших российских регионалистов и политических географов, доктор политических наук, профессор МГИМО Ростислав Туровский.

В своей лекции «Перспективы российских регионов: новые пространственные балансы и точки роста» он также упомянул о Тюменской области, Ямале и Югре.

Спикер отметил, что ныне наблюдается большая разнонаправленность тенденций регионального развития. Одни регионы чувствуют себя очень неплохо и демонстрируют высокие темпы экономического роста. Другие, напротив – их теряют. Если взять такой макрорегион, как Дальний Восток, то диспропорции здесь также весьма заметны. Виден рост экономики в Якутии, но существенно падает экономика на Сахалине. А в Москве экономика стала уже гипертрофированной, переполнилась различными холдингами и корпорациями. Доля Кавказа не меняется на протяжении всей постсоветской истории. А вот доля Приволжского федерального округа стала снижаться. И таких неопределенностей в социально-экономическом развитии страны еще немало.

При этом видно, как подрастают «вторые» столицы страны, включая Московскую область, Ленинградскую и Санкт-Петербург. Итоговый вывод заключается в том, что гипертрофия и централизация экономики связаны не только с Москвой.

Где могут быть новые проблемные территории и новые точки роста?

Положительные тенденции всё же есть в восточных регионах страны, уральских и сибирских. Разворот на восток будет способствовать их дальнейшему развитию, а европейская часть России в этом процессе может, наоборот, пострадать. 2022 год предоставил Сибири новые окна возможностей. Сибирские регионы явно выглядят более устойчивыми на фоне всех остальных федеральных округов. Безусловно, речь идет также об Уральском федеральном округе и Тюменской области. Субъекты тюменской матрешки были бенефициарами нефтяного бума 2000-х годов. Но после совместного роста стали накапливаться различия. И между Ямалом и ХМАО тоже. Ныне роль ХМАО в российской экономике снижается. А у Ямала растет, и регион по собственным бюджетным доходам уже опередил своего северного соседа – впервые в своей истории. Что касается Тюменской области, то ее роль и влияние также росли, но ныне наступила некая стабилизация. И это можно воспринимать как позитивное явление. Свои колебания в регионе есть, но с 2010 года наша доля в российской бюджетной системе в целом устойчива.

Безусловно, федеральный центр призван сглаживать различия между регионами. И он стал делать ставку на самостоятельное развитие территорий. Даже Крыму поддержка из федерального центра снижается, и пик пройден. Тем не менее УрФО стали помогать больше. Южный федеральный округ также не обделен вниманием.

Ямалу и Югре центр отчислял очень мало, практически ничего. Но ситуация стала меняться в последнее время. И текущий год в этом плане оказался самым интересным. Оба региона стали лидерами в получении федеральных трансфертов. Ситуация в Тюменской области с получением федеральных средств остается практически без изменений.

Проблематика заключается в том, что региональная политика распадается на сотни проектов. Все они важны и полезны. Но какова общая картина – никто не знает. Растут новые риски. Поэтому стратегию пространственного развития страны, как подход к региональному развитию, придется пересматривать.

Еще одна тема для размышлений – реформа муниципального самоуправления. Она подвисла, и когда будет завершена – неизвестно. В своё время именно Тюменская область была инициатором поселенческой модели местного самоуправления. И она весьма значима. Финансовая самостоятельность поселений положительно сказывается на строительстве дорог, сфере образования и т.п. Поэтому поселенческую модель стоило бы сохранить и укрепить. Что будет в итоге – станет ясно позднее.

Какой будет региональная политика в России в дальнейшем? Есть некие тенденции к ее упрощению. В столь сложном и разнообразном российском пространстве оправданы и централизация, и наличие различных управленческих уровней, и горизонтальные связи между регионами. Однако все они должны быть хорошо продуманы.

Тюменский регион в этом плане может быть уязвим с точки зрения возможной реформы административно- территориального деления. Оптимизация новой карты России не исключена, опять же в сторону ее упрощения в связи с ростом числа новых территорий.

Что касается дальнейшего развития Тюменской области, то западный вектор себя, скорее всего, исчерпывает. Историческая логика развития региона связана с Сибирью и Востоком. Возможен и некий разворот на юг, поскольку область граничит с Казахстаном, обладает потенциалом укрепления связей с Центральной Азией, Ираном, Китаем, Индией. Важно об этом думать.

Тюменская область имеет ресурсы для их вложения в свое разнообразное развитие, обладает традициями организующего и инновационного центра. Эти роли могут быть использованы и масштабированы. Если разворачиваться на юг и восток, то необходимо определить – с чем? Волшебных рецептов нет. Но в Тюмени можно создать образовательный центр мирового уровня. Развивать фармацевтику, IT-технологии.

Профессор Святослав Каспэ заметил, что Тюменская область имеет уникальное местоположение, и может развернуться в любую сторону, если потребуется. С выходом в Арктику вообще открывается весь мир. Поэтому центральным регионом России стоило бы называть именно Тюменскую область. По крайней мере, с точки зрения географии это абсолютно оправдано.

«Мы должны разворачиваться на Юг и Восток с новыми товарами и услугами. Образование, наука, инновации – сферы, где мы можем развиваться», – подчеркнул глава региона Александр Моор.

Он отметил, что в России необходимо сохранять многомодельность управления. Эффективность горизонтального взаимодействия между регионами также доказана опытом сотрудничества между Тюменской областью, Ханты- Мансийским автономным округом – Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом. В эту логику укладывается масштабный межрегиональный проект по созданию Западно-Сибирского научно-образовательного центра мирового уровня и проект создания в Тюмени мощного межвузовского кампуса.

Губернатор заявил, что тюменские компетенции в сфере ТЭК могут быть востребованы не только в России, но и за ее пределами.

«Мы могли бы создать крупную и конкурентоспособную на мировом рынке нефтесервисную компанию. Задача сложная и долгосрочная, но база для ее решения у нас имеется. Лектор неоднократно говорил о достигнутой Тюменской областью экономической стабильности. Поэтому опору для дальнейшего развития мы можем найти только внутри себя. И такой опыт у нас есть», – заключил он.

НА СНИМКАХ: губернатор Александр Моор; профессор Ростислав Туровский.

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото admtyumen.ru/


56736