МУЗЫКА ИХ СВЯЗАЛА

ТВОРЧЕСТВО

Сибирская земля богата талантами. Особенно мы преуспели в музыкально-композиторском творчестве. Достаточно назвать имена А. Алябьева, В. Шебалина, М. Бирмана, чья песня «Ехал цыган на коне верхом» стала «бисовой» в репертуаре Николая Сличенко.

А еще Тюмень получила известность в плане композиции для т. н. раздвижного двустороннего баяна благодаря плодотворной деятельности педагогов музыкального училища Григория Ульянова, Георгия Колобова и Михаила Дьякова. Именно в этой среде формировался талант ныне широко известных далеко за пределами региона выпускников нашего училища – Валентина Гильманова и Виктора Герасимова.

Первый из названных сочинителей уже на начальных курсах обучения прославился как блестящий композитор и аранжировщик для народных инструментов, а его ре-бемоль-минорное скерцо расходилось в рукописях среди студентов и звучало на академических и выпускных экзаменах. Его обработки народных песен уже тогда, в начале 1970-х, профессионалы ставили в один ряд с опусами таких мэтров, как Гридин, Золотарев, Шалаев и др.

Мне посчастливилось общаться с Валентином в его скромной комнате общежития по ул. Кирова, 32, когда он прямо на ходу сочинял головокружительные каденции, украшая их гармонией в лучших традициях романической эпохи. При этом одаренный юноша оставался предельно скромным и в высшей степени доброжелательным человеком, в каждой личности он старался зажечь искру божию и заставить поверить в себя.

Недавно состоялся большой концерт баянной и аккордеонной музыки, посвященный этому замечательному музыканту. Мероприятие проходило в Большом концертном зале колледжа искусств. Стараниями спонсоров из Тюмени и Челябинска был выпущен сборник произведений Валентина Гильманова. Тираж издания разошелся по стране за считанные недели.

Гильманов окончил музшколу в г. Краснотурьинске, куда и возвратился вскоре после окончания Тюменского музучилища. Как композитор он был традиционалист, отчасти романтик, «не находя возможности уважать современную музыку», уже тогда начинавшую крениться в сторону вседозволенности. Его композиции, далеко не всегда легкие в техническом плане, дышат ароматом старины и простоты. В них больше грусти, чем страсти, а слегка драматическое измерение хоть и граничит порой с поэзией скорби, но в своей кульминации способно вызвать улыбку и надежду…

Валентин страстно любил свою малую родину – Урал с его сказочным величием. Он не стремился в мегаполис с его шумом и суетой. Cреда его провинциального обитания зачастую была наполнена теми, кто, по словам поэта, «желаний далее нужд своих не простирал». Да и работа у музыканта не всегда была связана с миром высоких мыслей и возвышенных идей…

Вторая часть гранд-концерта была посвящена творчеству заслуженного артиста России Виктора Герасимова, ныне профессора Челябинской академии музыки. Помимо композиций своего предшественника, Виктор со своей супругой – аккордеонисткой Ларисой – исполнил ряд виртуозных произведений классической формы, а в заключение сыграл собственную фантазию на тему есенинской песни «Письмо к матери», композиция создана по просьбе друга артиста Юрия Шишкина – общепризнанного «Марадоны баяна», почетного академика консерваторий Рима, Парижа, Пекина, Лондона, Берлина.

Виктор Герасимов сольно и в дуэте с супругой объездили не один десяток стран. За 35 лет своей творческой деятельности они дали 3500 концертов.

НА СНИМКЕ: играют Лариса и Виктор Герасимовы.

Михаил ЯБЛОКОВ


56775