По Росстату, с января по июнь (за 9 месяцев данных нет) россияне заплатили за ЖКХ 1,66 трлн руб., а долги достигли 804,5 млрд. Это исторический рекорд. Как может вырасти задолженность по итогам года, никто прогнозировать не берётся. При этом в Госдуме говорят, что коммунальные сети развалены более чем на 70%. Власти намерены в этом году дважды повысить тарифы, надеясь поправить ситуацию. Такая индексация сильнее всего скажется на бедных.
Вообще проблем в сфере скопилась уйма. Попробуем разобраться в самых болезненных. Сначала про инфраструктуру. Износ её зашкаливает. По словам председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Сергея Пахомова, в некоторых местах до сих пор встречаются водоносные асбестовые трубы, которым по 90 и более лет. Поэтому сколько угодно строй эффективные котельные, станции водоочистки с многоступенчатой системой фильтрации, но пока вода дойдёт до потребителя, она потеряет чистоту, температуру, давление.
В 2020 г. (исследование «Комплексное наблюдение условий жизни населения» проводится раз в два года) без канализации живут 23% россиян, 18% довольствуются выгребными ямами (в сёлах – без малого половина), почти 5% не имеют никакой системы удаления стоков. По стране на объектах ЖКХ ежемесячно фиксируют в среднем 6,6 тыс. происшествий.
Мало того, на август, год к году, отмечено более 30 происшествий с обрушениями конструкций домов. Причем не только аварийных. Но вернемся к рекордным долгам. Александр Якубовский, член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, отметил, что часть их, по сути, невозвратные. И в случае банкротства их спишут и реструктуризируют. С этим согласен и замглавы Минстроя Алексей Ересько. Он уточнил, что большая часть долгов копилась годами по предприятиям, а многие из них уже не существуют.
Понятно, что недоимки растут из-за падения доходов россиян, одновременно замедляя темпы обновления инфраструктуры ЖКХ. И все мы попадаем в этот замкнутый круг. Правительство намерено разорвать его, пусть не сразу и, разумеется, частично, двойной в этом году индексацией тарифов: вторая будет 1 декабря 2022 г. Такой шаг власти и эксперты объясняют тем, что общая инфляция за последнее время в ресурсообеспечивающих организациях (вода, газ, тепло и т.д.) в два-три раза опережала рост тарифов ЖКХ. Чиновники не уточняют, насколько двойная индексация компенсирует недоимки. И правильно умалчивают, поскольку падение реальных располагаемых доходов (после всех обязательных платежей) ускоряется даже по данным Росстата: в III кв. они в годовом сопоставлении сократились на 3,4%, хотя по итогам II кв. упали на 0,8%, а за I – на 1,2%.
Минэкономразвития объявило, что в 2023 г. индексации не будет, а следующая пройдет 1 июля 2024 года Однако многие эксперты сомневаются, что тарифы не повысят раньше.
– Сегодня в нынешней экономической системе, – говорит юрист Константин Крохин, председатель Жилищного союза Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ, – совершенно очевидно, что нельзя предсказать то, что будет через полгода или через год. И то, что они сейчас пытаются взять раньше – это совсем не значит, что не будет повторного повышения еще в июле.
Аналитики Центробанка посчитали: декабрьская индексация тарифов на 9% обойдется россиянам примерно в 300 млрд за год, или чуть меньше 500 руб. в месяц на семью. Но сюрпризы появляются что ни день: на прошлой неделе отдельно объявлено о повышении с 1 декабря тарифов за газ на 8,5% – будем восполнять потери экспорта.
В Минэке указывают на две опции, сглаживающие дополнительную нагрузку. Во-первых, индексируются все соцвыплаты по фактической инфляции 2022 г. – соответствующие законопроекты уже внесены в Госдуму. Так, с 1 февраля ряд соцвыплат (инвалидам, ветеранам и т.д., единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное по уходу за детьми до полутора лет и другие) проиндексируют на инфляцию 2022 года: прогноз – 12,4%. (Надо ли оговаривать, что реально она будет выше?). Во-вторых, прогнозы ведомства обещают уменьшение тарифов ЖКХ в 2024-25 годах. Правда, подозреваю, что относительно последнего у многих читателей, даже не экспертов, возникнут сомнения, и небезосновательные.
Кроме того, есть общее правило: если россияне тратят более 22% дохода на ЖКХ, то положена компенсация. Многие регионы снижают порог. В Госдуме готовят поправки, которые дифференцируют субсидии в зависимости от дохода семьи (чем он ниже, тем раньше можно подать заявление на субсидию). Но, по мнению экспертов, всех этих действий явно недостаточно.
– Субсидирование оплаты коммунальных услуг тоже требует дополнительных расходов для региональных и муниципальных бюджетов, – пояснил ведущий финансовый эксперт компании «Аналитика Онлайн» Глеб Задоя. – А их наполнение у нас в стране неравномерное, именно поэтому такие разные планки порога, при которых в разных регионах можно претендовать на субсидию. Предложенная схема повышения тарифов вряд ли будет компенсирована. Формула «повысить всем, но помогать лишь некоторым» ущербна. Поэтому, скорее всего, как только коммуналку начнут брать по новому тарифу, количество вынужденных неплательщиков возрастёт.
К тому же со 2 октября не действует мораторий на взыскание пени по долгам – их начнут списывать с банковских счетов.
Правительство в начале ноября утвердило стратегию стройотрасли и ЖКХ до 2030 г. Детально в такую даль заглядывать нет смысла, поскольку полно загадок и на ближайшую трехлетку. К примеру, до 2025 г. на модернизацию ЖКХ запрашивается 280 млрд руб. Приоритет – замена изношенных до 40% сетей. Напомню, что в профильном комитете Госдумы называют разваленными 70% сетей. «Коммерсантъ» пишет о поручении президента Путина правительству подготовить программу с ежегодным финансированием около 150 млрд. Однако, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, вице- премьер Марат Хуснуллин признал, что выделят «не те деньги, о которых просили». Дефицит бюджета…
Каждому региону на замену сетей из этих средств полагается не менее 500 млн, но при условии внебюджетного софинансирования не менее 20% стоимости проекта. По стратегии отрасли, чтобы не допустить деградации сетей, необходимо менять не менее 5% в год. Пока темпы равны 1-2%. А на восстановление более 60% сетей требуется до 2030 г. 4 трлн руб. с гаком, если не больше.
Особенно остро проблемы с сетями ощущаются в секторе индивидуального строительства, на который в последние годы приходится больше половины ввода жилья.
– Документ приняли в тот момент, когда у страны в целом, и отрасли в частности, появились новые вызовы, а средств, наоборот, стало меньше, – говорит Светлана Разворотнева, зампред комитета по строительству и ЖКХ Госдумы. – На решение проблемы аварийного жилья выделено в проекте бюджета на ближайшую трехлетку 50 млрд руб., а необходимо на порядок больше. Для детей-сирот, десятилетиями ожидающих положенного им жилья, нужно 100 млрд руб., но выделено опять по 10 млрд ежегодно и при этом даже без индексации.
Дефицит инвестиций власти пытаются закрыть еще и бюджетными кредитами регионам. Но опять же – отчасти. В августе 1 трлн руб. регионы уже заняли. ФНБ выделил на два года еще 150 млрд льготных займов. Однако напрашивается вопрос: сумеют ли регионы, да еще в срок, погасить их? Обращаясь к жителям Тюменской области 31 октября, губернатор Александр Моор назвал проект бюджета региона на 2023 год «напряженным»:
– Мы сохраняем все социальные обязательства, поэтому его ориентация по-прежнему будет направлена на поддержку тюменцев. При этом мы вынуждены пересмотреть подход к реализации крупных инфраструктурных проектов. Все наши планы в силе, но то, что мы планировали сделать за год или два, потребует больше времени и будет зависеть от наших финансовых возможностей.
Немало мороки жителям многоквартирных домов добавляют управляющие компании (УК). В сентябре правительство изменило методику оплаты расходов на общедомовые нужды: добавились новые формулы. Раньше разницу между нормативной оплатой жильцами за отопление, воду, свет, лифты и по факту покрывали УК из своих бюджетов. Теперь это будем делать опять же мы с вами. По сути, правительство избавило УК от заморочек по части экономии ресурсов в подъездах или подвалах домов. Не надо, например, оперативно устранять протечки – за всё заплатят жильцы! (По закону ключи от технических помещений с инженерными коммуникациями должны быть у дворников либо у самой УК).
А в конце года поставщики ресурсов сверят показания общедомовых счетчиков с оплатой жителями и впишут долги в январские платежки.
– Никто не проверит управляющую компанию на то, что она там насчитала и какие грехи она туда всунула, – говорит Элек Рыбак, заместитель председателя правления Жилищного союза. – Грехи того, что она не поменяла вовремя трубу, а труба все время протекает? Если был норматив, там было понятно: есть площадь, есть норматив, который идет на эту площадь, это все рассчитывалось. Что они туда впишут по каждому дому сейчас – сложно сказать, покажет практика.
Теоретически можно сменить осточертевшую УК на другую или ТСЖ. Прежде за это решение должны были голосовать более половины владельцев площади дома. Теперь, с 1 сентября 2022 г., по новой редакции Жилищного кодекса, хватит и 25%. Но в этих случаях Госжилнадзор вправе потребовать договор с УК, подписанный владельцами всё той же половины площади дома плюс 1 голос. Загвоздка в том, что собрать кворум, как правило, невозможно: кто-то прописан, а живет по другому адресу, кто-то просто отмахнулся. А сколько случаев, когда на первом этаже – магазин, но его собственник, владеющий к тому же подвалом (общая собственность дома!) слышать не желает о лишних хлопотах. Но без его участия, пусть даже владельцы всех квартир явятся на собрание, положенной доли голосов не набрать и по новому ЖК. Похожих подводных камней, на которые натыкаются советы домов, сражающиеся с УК за неотложные нужды, полным- полно.
– Не секрет, – говорит юрист Константин Крохин, – что большая часть УК на рынке связана с местными органами власти. Я полагаю, что эта мера (противоречивые поправки в ЖК) призвана дать возможность местным властям чувствовать себя уверенней с точки зрения их бизнеса. Сегодня сменить компанию будет гораздо сложнее, во многих случаях это вообще невозможно. Инициатива Жилищного союза была в направлении снижения кворума. Так, как это сделано в акционерном, корпоративном законодательстве и в зарубежных странах, где существуют аналоги ТСЖ, кондоминиумов. Там, если на первое собрание не пришли 50%, то второе собрание проводится с пониженным кворумом.
Словом, если свой дом еще можно считать условной крепостью, то – осажденной со всех сторон…
Игорь ОГНЕВ