На территории Тюмени, в том числе в самом центре города, постоянно что-нибудь строится или ремонтируется. Однако эта, безусловно, нужная работа не должна приводить к ухудшению условий жизни людей и состояния окружающей среды.
На мой взгляд, Тюмень перенасыщена грузовым транспортом. Тяжелые машины ездят даже по тем улицам, где движение грузовых автомобилей запрещено. Яркий пример – улица Профсоюзная на участке от ул. Республики до ул. Осипенко.
В Тюменской области зарегистрировано более 98 тысяч грузовых автомобилей. Их основная масса сосредоточена в интенсивно застраивающейся части областного центра. Плюс грузовики-транзитники.
На довольно большой скорости они мчатся с различным сыпучим содержимым, наваленным «горкой» выше уровня борта. Например, с грунтом из котлована строительной площадки, песком, строительным мусором и другим грузом, который пылит, вываливается из кузова и загрязняет не только проезжую часть. Помимо повышенной концентрации выхлопных газов, едкого дыма, грузовики являются разносчиками пыли и различных взвешенных частиц, оседающих в лёгких прохожих и на подоконниках жилых помещений. Пылят даже пустые машины, так как в открытом кузове остаются частицы перевозимых грузов.
Между тем существуют Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом, утверждённые Минтрансом России. В частности, в них говорится, что насыпной груз не должен выступать за верхние кромки открытого кузова. А во избежание выпадения груза кузов следует дооборудовать «средством укрытия». Но много ли у нас хозяйствующих субъектов, соблюдающих эти нормы?
В недавно опубликованном областным департаментом недропользования и экологии докладе «Об экологической ситуации в Тюменской области в 2021 году» говорится, что уровень загрязнения атмосферного воздуха в Тюмени в этот период оценивался как повышенный. По результатам анализа за 5 лет (2017-2021 годы) возросли концентрации оксида углерода, диоксида азота и формальдегида. В докладе отмечено, что существенный вклад в загрязнение воздуха вносит автомобильный транспорт, от которого поступило более 47 тысяч тонн загрязняющих веществ. Причём это только те, что содержатся в выхлопных газах. А сколько тонн пыли, сыпучего груза и мусора вывалилось из открытых кузовов, никто не считал. Да и возможно ли это сделать?
В статье 7 Правил благоустройства территории города Тюмени 2008 года было указано, что запрещается перевозка автомобильным транспортом твердых сыпучих грузов (песка, гальки, гравия, щебня, глины, грунта, цемента, строительного мусора, иных распыляющихся материалов) в неупакованном виде (насыпью, навалом) в открытых кузовах автомобилей. В 2019 году были приняты новые Правила благоустройства, которые уже не содержат подобной нормы.
Чтобы навести порядок, скажет обыватель, надо принимать репрессивные меры. Но что за наказание – «предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей»? Очевидно, что если бы была установлена серьёзная ответственность, в первую очередь для застройщиков и подрядчиков, которые должны на свои деньги дооборудовать грузовики средствами укрытия, то такие нарушения удалось бы свести к минимуму. Территории общего пользования стали бы чище, количество грязи пыли на улицах уменьшилось.
Смею предположить, что застройщики, лоббируя свои интересы, «позаботились» об отсутствии должной ответственности за нарушение правил перевозок грузов: дескать, укрытие кузова каждого грузовика будет увеличивать сроки работ. Конечно, проще всего навалить экскаватором гору грунта в кузов и быстро, напрямик через город, доставить с одной окраины на другую. Это и дешевле, и быстрее, чем ехать по объездной дороге. А чем будут дышать люди, мимо которых ежедневно проносится вереница авто с раздуваемой ветром горой сыпучего материала, уже никому не интересно. Часть этого груза и выхлопных газов вдохнут люди, часть осядет на проезжей части и тротуаре и при осадках превратится в грязь.
Из-за обилия переполненных грузовиков, пересекающих жилые кварталы, из-за большого количества хаотичного строительства и ремонта в городе неуютно. Тюмень стала похожа на разросшуюся строительную площадку. Добавим сюда факты пренебрежительного отношения к пешеходам, которым преграждается путь строительной техникой, вынуждая их идти по проезжей части, нелюбви к зелёным насаждениям, когда прямо на газоны вываливают стройматериалы, размещают контейнеры, трубы и так далее.
Чтобы навести порядок, надо усилить ответственность за нарушение правил перевозки грузов. Проводить, к примеру, регулярные проверки застройщиков, подрядчиков, строительных площадок. Со временем принуждение станет хорошей привычкой. Необходимость бережного отношения к городу нужно культивировать. Ведь это место жительства и отдыха людей, чьё здоровье должно стоять на первом месте в приоритетах органов власти.
НА СНИМКЕ: поворот на улицу Профсоюзную.
Артемий СЕРГИЕВ /фото автора/