О СМЫСЛАХ ИСТОРИИ И ДВИЖЕНИИ ВПЕРЁД

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

О качестве преподавания истории сегодня говорят на самом высоком уровне. Эту тему обсуждают на всероссийских дискуссионных площадках. О необходимости повышать качество исторического образования говорили и на недавнем форуме российского военно-исторического общества. Несколько вопросов по этой тематике мы задали и Алексею Райдеру, заместителю губернатора Тюменской области, который курирует сферу образования.
 
– Алексей Владимирович, рассуждая о совершенствовании школьного образования, в последнее время чаще затрагивали тему цифровизации. Но стало очевидно, что знание истории–важнее. 
 
– С точки зрения социальной повестки, школа – зеркало действительности, она всегда находится в гуще событий. Но современная система образования оказалась застигнута врасплох авральным увеличением информации по всем без исключения предметам. Этот нарастающий объем давно не инвентаризировался, не пересматривался с точки зрения его уплотнения и «упаковки». Скорее, предпринимались попытки что-нибудь добавить. Только не бывает восьми шапок из одной шкуры. Нельзя допустить резкого возрастания нагрузки на школьника. Значит, необходимо искать баланс. Определяться с приоритетами. Чтобы в пределах того же объема знаний, например, о Великой Отечественной войне, суметь в трех параграфах рассказать и о народном подвиге в противостоянии с фашизмом, и о разочарованиях первых дней, и о причинах отступления. Причем изложить все это так, чтобы школьники усвоили информацию. А уже затем те, кто особенно интересуется историей, могут изучать ее углубленно. 
 
– Насколько необходимы сейчас в школе «Разговоры о важном»? Нужен ли в них идеологический блок? 
 
– Соцопросы, проведенные Институтом стратегии развития образования, уверенно показывают, что все категории населения во всех регионах хотят гордиться своей страной. Если это так, то государство берет на себя ответственность за реализацию такой программы. Президентом РФ подписана «Стратегия национальной безопасности». Казалось бы, этот документ не про воспитание. Но в первых же его разделах исчерпывающим образом перечислены национальные цели и приоритеты, обозначены ценности нашей цивилизации как русского мира. Независимо от того, к какой национальности ты принадлежишь, они близки и понятны. На этой основе сформированы и программы воспитания в школах по модульному принципу, и проект «Разговоры о важном».
 
Можно по-разному к нему относиться, но эти 34 разговора в году – не пропаганда, не агитация, а беседы. Темы простые и понятные: День отца, День пожилого человека, День космонавтики, День народного единства–это базовый набор ценностного ряда, который находит отклик в душе каждого. Говорить об этом будут не только в школе. Подключатся кино, телевидение, другие средства массовой информации, социальные сети. Повестка меняется. Теперь даже блогеры делают сюжеты не о потребительском запале или бесконечных заграничных поездках, а о туристических красотах нашей страны, о богатстве ее национальных традиций, о разнообразии национальной кухни. Это называется формирование общего информационного фона. В его логику четко вписываются и «Разговоры о важном». С детьми надо разговаривать. Если мы не будем этого делать, то найдутся проходимцы, которые возьмут на себя эту функцию, как было совсем недавно, когда подростков зазывали на митинги, и им было так неожиданно приятно, что кто-то увидел в них равноправного партнёра. Ради этого некоторые готовы были принять сказанное за правду, присоединиться к любой точке зрения. Нам надо сделать выводы и понять исключительную значимость диалога с детьми.
 
– Если выпускник школы не может назвать дату начала Великой Отечественной войны, это результат некачественного преподавания?
 
– Это индикатор серьезного сбоя. Но казнить отдельно взятого предметника нельзя. Все курсы обучения выстроены синхронно. В соответствии с федеральным государственным стандартом суть полноценной школьной программы в том, что картина мира формируется последовательно на всех этапах обучения. В нашем регионе по поручению губернатора Тюменской области сформирована и дополнительная версия блока по истории Великой Отечественной войны, истории родного края в 20-м веке. Помимо этого мы пересмотрели и курс факультативного краеведения. Пересобрали его таким образом, чтобы можно было его интегрировать– в географию, литературу, химию, физику, биологию. Уплотнили части учебной программы, чтобы учителя давали примерно одного порядка учебный материал. Но при этом любой урок позволяет подать опорный конспект нового материала так, чтобы оставалось поле для творчества, для интерактивных заданий, для общения с детьми, для увлечения их в глубину предмета. Конечно, это идеальный вариант, как ГОСТ. Мы определяем минимально необходимый уровень того, что надо дать за 45 минут, и вправе рассчитывать, что все школьники Тюменской области по заданному расписанию получат примерно одинаковые знания. 
 
– Успевают ли учителя за всеми изменениями, которые сейчас так быстро происходят?
 
– Они, конечно, профессиональные и грамотные люди, но у каждого свой кругозор. Поэтому федеральные институты, занимающиеся содержанием образования, готовят методические рекомендации, определяют минимально необходимый объем материала, который должен усвоить школьник. Так было всегда. Министерство просвещения имеет право определять границы образовательного пространства. Какие бы копья ни летели в его адрес, перед ним стоит ответственная задача обновления федеральных государственных стандартов.
 
Норма закона, которая вступит в силу с 1 января, определяет шесть предметных областей школьной программы, по которым будут применяться единые федеральные образовательные программы. История и обществознание входят в этот список. Никто не пресекает творчество педагога, не наступает на горло его песне, но у учителя в голове все должно быть прибрано. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Как взрослый человек, он может увлекаться любыми версиями и трактовками исторических событий, а таких сейчас появляется немало, но не может выносить всё это в класс, перегружать детей. Его главная задача–научить ребят пониманию причинно-следственных связей решений и поступков исторических личностей в разные исторические эпохи. 
 
– Когда школьные учебники по истории были разные, считалось, что это хорошо, есть выбор.
 
– У нас нет авторских школ или единичных персональных методик. В стране стандартизированное обучение, всеобуч, то есть необходимо вывести всех школьников на определённый уровень грамотности. Ни одно издательство, ни одна линия учебников, соревнуясь меж собой в привлекательности для читателя, в большем или меньшем количестве картинок, ссылаясь на клиповое мышление сегодняшних детей, не может диктовать свои правила. Но и учитель не виноват, если в его школе выбрана такая линейка учебников истории, где про Сталинградскую битву, например, нет ничего. Ведь эти пособия прошли экспертизы, на них поставлены штампы и допуски к использованию в учебном процессе. Министерство просвещения сейчас ситуацию с учебниками пересматривает. 
 
Кроме того, каждый педагог раз в три года обязан проходить курсы повышения квалификации. Хотя не каждый учитель, возвращаясь обратно к доске, может быстро и кардинально поменяться, применить полученные знания и технологии на практике. Люди разные. Кто-то, может, и вовсе менять ничего не захочет. Но внутри школьных коллективов есть завучи, методисты, которых мы тоже интенсивно обучаем. Ведь пересобрать требуется не только отдельно взятую предметную область, но и совокупность всех предметов школьной программы, и их междисциплинарные связи.
 
– Согласны ли вы, что история – предмет не столько дат и событий, сколько смыслов? 
 
– Когда я учился, в кабинете математики над доской у нас висело высказывание Ломоносова: «Математику уже затем надо учить, что она ум в порядок приводит». В кабинете биологии–слова Мичурина: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее –наша задача». В кабинете истории – цитата Белинского: «Знать прошлое надо, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее». Все это непреходящие истины, но сейчас иногда и аксиомы приходится доказывать.
 
Современная история наглядно демонстрирует, что происходит с народами и государствами, когда искажаются исторические смыслы. Жители ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсона последствия таких действий, весь их ужас испытали на себе. Учителям на этих территориях предлагали работать по учебникам, в которых все строилось на противопоставлении мы-они, на том, что русские –враги. Все эти годы наши коллеги из этих регионов на пределе собственного мужества, рискуя жизнью, доказывали, что с такой «правдой» истории они категорически не согласны. Сегодня, интегрируясь в наш учебный процесс, они нуждаются в методологической подпитке не только по истории, литературе и русскому языку, но и естественно-научному блоку предметов. 
 
Наш курс истории тоже проходил разные периоды развития, менял акценты, но никогда – смыслы. Мы находили в себе смелость признавать ошибки. Тут как в медицине: чтобы выздороветь, надо вовремя провести обследование, выявить заболевание и начать активно лечиться. В текущем периоде истории система просвещения на государственном уровне занялась излечением самой себя. Слава богу, что никакие лекари со стороны к этому моменту не подоспели. Нам хватило собственного внутреннего иммунитета, чтобы распознать, что является инородным телом, вытащить эту занозу и начать курс заместительной терапии, чтобы исключить повторение заболевания.
 
Против нас ведется жесткая идеологическая война, противник пытается нащупать слабое место в нашем информационном поле. Если мы не сплотимся вокруг единого ядра ценностей и смыслов, которые передаем будущим поколениям, то у нас продолжат искать уязвимые точки, будут туда бить, стараясь сделать пробоину, чтобы как вирус проникнуть внутрь каждого человека. Все, как в той известной поговорке: «Веник не сломишь, а по прутику весь переломаешь». Предпринимаются попытки нас рассогласовать, разобрать на мелкие части, с которыми легче справиться. Такие попытки не прекращались никогда и, наверное, не прекратятся. Но мы помним уроки истории, сохраняем историческую память. Знания помогают понять логику сегодняшних процессов. И, понимая ее, действовать. НА 
 
СНИМКАХ: учитель истории Лариса Новикова с учениками в музее школы п. Богандинский; Алексей Райдер. 
 
Инна ГОРБУНОВА /фото из личного архива/

56697