МИР НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
В последнее воскресенье ноября в центре татарской культуры отметят День сибирскотатарского языка, который федеральное агентство по делам национальностей внесло в календарь народных праздников России.
– К нам приедет с концертной программой из Ялуторовска лауреат российских и региональных фестивалей и конкурсов ансамбль «Сандугач» (Соловей). Ему недавно исполнилось 30 лет, – рассказывает председатель национально-культурной автономии сибирских татар Тюмени, член комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты Тюменской области Динар Абукин. – Традиционно организуем выставки национальных блюд и ремесленных поделок.
– Чем особенным отметится юбилейный праздник?
– Настало время перейти к новому этапу изучения прошлого Сибири. Планируем организовать экспедицию, которая, уверен, приведет к пониманию того, что история Тюмени гораздо глубже, и корни ее уходят во времена древних тюрок. К нам, в автономию, часто поступают обращения, смысл которых в определении новой даты основания областной столицы.
Как известно, наш город территориально является преемником столицы Тюменского ханства Чимги-Туры. Поэтому, в рамках праздника проведем «круглый стол» по этой теме. Вместе с горожанами подумаем, поразмышляем. Это своего рода общественная экспертиза. А после праздника проведем научно-практическую конференцию с участием историков, археологов, антропологов, этнографов и представителей других научных учреждений.
– Должен сообщить вам, что создан электронный ресурс «Тюмень до нашей эры». А недавно читатель Михаил Яблоков опубликовал в нашей газете материал, в котором пишет: «В 2010-х гг. столичные и местные археологи, проводя в районе ул. Перекопской и далее в массиве так называемого Малого городища раскопки, пришли к сенсационному выводу: ранние поселения людей отмечены IХ-Х веками! Т.е. гораздо раньше, чем Москва, на нашей земле были жилища организованного характера. Кстати русский ученый Флоринский еще в начале ХХ столетия на основании анализа захоронений пришел к выводу о том, что до монгольско-азиатского расселения в Западной Сибири проживали… славяне».
– Полезное сообщение, которое непременно обсудим на «круглом столе». Но только со славянами, по-моему, перебор.
– Патриарх отечественной антропологии Георгий Дебец в своем труде «Палеоантропология СССР» изданном в 1948 году, утверждал: «Южная степная полоса (от Сибири до Енисея) была заселена европейцами еще в палеолите». Стало быть, этот тип европеоидных поселенцев, которые впоследствии образовали тюркские народы, предшествовал по времени формированию арийского языкового единства. Так что называть их индоиранцами нет ни малейшего повода.
– Тема «круглого стола» продолжится на научно-практической конференции 12 декабря в тюменском государственном университете под руководством доктора исторических наук Натальи Петровны Матвеевой. Ректорат этого вуза пошел нам навстречу. После чего перейдем к организации международной научной экспедиции. Наша НКА уже обратилась к госуниверситетам Китая, Монголии, Узбекистана и Казахстана, к общественным организациям тюркских народов, духовным лидерам, представителям публичной власти, от которых ожидаем взаимодействия и одобрения нашей инициативы. Чтобы говорить о новой дате основания Тюмени, надо собрать достаточную научную базу.
– Полагаю, что это не просто навязчивая самоцель?
– Разумеется, признанная преемственность Чимги-ТурыТюмени позволит изменить отношение к языку сибирских татар и к самому народу – его носителю. Наш язык появился не во время правления сибирского хана Ибака, и тем более его внука Кучума. Его истоки в глубокой древности. В первую очередь, он близок к алтайским языкам: шорскому, хакасскому, тувинскому, чулымскотюркскому и другим. Некоторое влияние на сибирскотатарский язык оказали выходцы из Средней Азии, угорские, башкирские, киргизские, ногайские, казахские племена, миграция казанских татар. Совсем недавно президент Владимир Путин говорил о том, что история должна быть достоверной. Мы обратились и к нему за одобрением международной экспедиции.
– Мне кажется сомнительным якобы официальное признание сибирско-татарского языка самостоятельным в результате присвоения ему кода как исчезающему. По-моему, этому нужно дать юридическую оценку.
– До рассмотрения нашего вопроса в комиссии по языкам народов мира ЮНЕСКО состоялся выпуск книги «Грамматика современного сибирскотатарского языка» кандидата филологических наук Максима Сагидуллина. Были опубликованы и другие его научные работы. Стену непризнания сибирских татар в советское время начали разрушать ученые Валеев и Исхакова, доказывающие, что этот народ – древний, а его язык является самостоятельным. В 60-80-х годах к ним присоединились другие исследователи из института этнологии и антропологии. Активная общественная деятельность поэта Булата Сулейманова способствовала выпуску книг о сибирских татарах. Признание народа и языка произошло как в научной среде, так и мастерами художественного слова. Но нужны были алфавит, словари, грамматика… Это то, над чем для других народов трудились целые институты. Еще задолго до выхода научного труда Сагидуллина этим занимались учителяобщественники в содружестве с кандидатом филологических наук Санией Насибуллиной. Как известно, становление нормативной базы любого языка – процесс долгий.
– Вы хотите сказать, что кодификация языка затягивается?
– Сегодня нет ни одного научно-исследовательского центра, который бы занимался этим вопросом. Пытаются внести свою лепту общественники. Остро необходимы авторитетная экспертиза состояния всех разделов сибирскотатарского языка и создание условий для его развития. Эти проблемы сдерживают его использование в общественном пространстве, создание учебников для начальной школы, таких как «Азбука» (букварь), «Родная литература», «История родного края» и «Природоведение родного края». Учебные пособия намечено издать на русском, сибирско-татарском и казанском литературном языках. Их можно использовать и как пособие для внеклассной работы.
– На прошедших в этом году «Сулеймановских чтениях» из пятидесяти школ с этнокультурным компонентом участвовали всего лишь две. Что еще планируете для повышения интереса к родному языку?
– В стратегии развития сибирских татар, разработанных в НКА, намечено немало комплексных мероприятий. Например, сделать школу центром поселения (микрорайона). Особенно это актуально для отдаленных и труднодоступных сельских территорий, а также для депрессивных, к которым относятся моногорода. У нас в деревне Абаул Вагайского района школа, клуб и ФАП находятся под одной крышей.
Наступило время создания общественных центров, где бы дети и взрослые могли проводить досуг, осваивать национальные ремесла, обучаться владению цифровыми технологиями и при этом активно общаться на родном языке. В настоящее время наша автономия проводит выездные лекции для молодежи в местах компактного проживания сибирских татар о национальных и общечеловеческих ценностях, в числе которых Родина, Традиции, История, Родной язык.
НА СНИМКЕ: национальный праздник Сабантуй.
Валентин СТАРНАК /фото автора/