СОЮЗ ОТЦОВ
Педагоги Тюмени и Тюменского района прошли обучение по программе «Папы против травли», которое организовало региональное отделение «Союза отцов».
Согласно социологическим опросам, 70 процентов школьников так или иначе сталкивались с травлей, или буллингом, каждый третий ребенок испытывал это на себе в Интернете. Цифры, от которых кровь стынет в жилах. При этом специалисты называют буллинг самой закрытой школьной проблемой. Мало кто о ней говорит, а большинство ее масштаб явно преуменьшают, хотя и сталкиваются с такими проявлениями. Так, 87 процентов учителей положительно ответили на вопрос: «Наблюдали ли они лично травлю в школьных коллективах?». Более того, социологи сделали вывод, что «все субъекты образования травят друг друга». По данным центра толерантности, травля одних детей другими встречается в 42,3 процента случаев, травля педагога детьми – в 10,3 процента случаев, травля детей педагогом – 11,5%, травля педагога родителями – 15,1%, травля педагога педагогом – 9%, травля педагога руководством – 12,2%.
Тема очень болезненная, и до недавнего времени ее предпочитали не обсуждать. Но, по мнению экспертов, проблема обострилась настолько, что игнорировать ее, как когда-то дедовщину в армейских коллективах, практически невозможно. Выступая на съезде уполномоченных по правам ребенка, детский омбудсмен при Президенте РФ Мария Львова-Белова сообщила о взрывном росте числа обращений по поводу травли и конфликтов в учебных заведениях. Дети и подростки, которые систематически подвергаются буллингу, чувствуют себя чужими среди одноклассников и в два раза чаще пропускают школьные занятия. При этом не все взрослые понимают, что между конфликтом и буллингом – большая разница. Конфликт – событие не из приятных, но чаще всего он проходит один на один, поэтому у сторон есть возможность договориться. А травля – это когда много против одного. Травлю иногда сравнивают с водородной бомбой для ребенка. У этой цепной реакции есть и свои этапы: вначале – вербальные приставания, потом – оскорбления в соцсетях и – физическая агрессия.
С проблемой решили разобраться во Всероссийском Союзе отцов, который объединяет более 15 тысяч пап из 47 регионов страны. В организации разработали проект «Папы против травли», на реализацию которого из Фонда президентских грантов выделено 10 миллионов рублей. Руководитель Тюменского регионального отделения Максим Шереметьев стал инициатором создания образовательной программы «Каждый важен» с использованием интерактивных психолого-педагогических технологий профилактики травли. Программа направлена на формирование школьной среды, нетерпимой к проявлению насилия и жестокости, развитие у подростков эмпатии, взаимного уважения, навыков позитивной коммуникации, установок ответственного поведения.
По мнению организаторов проекта, бороться со случаями буллинга в школах поможет тесная совместная работа родителей и педагогов. Вначале надо научить взрослых, чтобы они могли помогать детям. Для обучения выбрали 50 мотивированных педагогов из Тюмени и Тюменского района. Тех, кто готов и сам с этим злом бороться, и других обучать. Причем не только в Тюменской области. Пилотный проект решено провести в 10 регионах. На основе этих встреч и обмена мнений будут выработаны предложения, которые направят в Министерство образования. Возможно, антибуллинговые тренинги потом войдут в обязательный набор подготовки педагогов. В региональном отделении Союза отцов планируют также снять социальные ролики и короткометражный фильм на эту тему.
– Сегодня проблема травли в детских коллективах – одна из самых актуальных задач уполномоченного по защите прав ребёнка, – подтвердил Андрей Степанов, региональный детский омбудсмен. – С этой проблемой мы работаем по разным направлениям. Надо учитывать, что дети могут столкнуться с такой ситуацией не только в школе. Ни родителям, ни педагогам нельзя отмахнутся от нее, мол, само все пройдет. Надо обращаться к специалистам, вместе с ними вести эту работу тонко, адресно и не превращать в формальность.
– Мы стремимся к тому, чтобы у наших детей не было в школе таких проблем, – говорит Максим Шереметьев. – Не хотим, чтобы они получали жизненный опыт в таком виде. Это дико. Ведь все, кто когда-либо подвергался травле, про этот негативный опыт очень эмоционально вспоминают. Зачем человеку такой стресс на всю жизнь? Сегодняшний семинар – реальный практический шаг к тому, чтобы наши дети не подвергались такой опасности.
Участником семинара был и Сергей Еремеев, советник директора по воспитанию и сотрудничеству с детскими общественными объединениями школы № 30. Он признался, что не раз в своей работе сталкивался с ситуацией буллинга, бороться с этим явлением приходилось постфактум, когда конфликт становился слишком очевидным. Но урегулировать все получалось собственными силами – разговорами с детьми и родителями. Хотелось бы, конечно, знать, как не доводить до обострения ситуации.
– На встрече нам показали, что буллинг можно предотвратить, – рассказывает Сергей Игоревич. – Дали в помощь необходимые методики. Полученные знания обязательно буду применять на практике, проводить неформальные встречи с детьми и родителями. Но думаю, что полностью искоренить это явление, к сожалению, не получится, это – человеческий фактор. Тем более что в буллинге несколько участников процесса: не только «жертва» и «агрессор», но и «свидетели», которые даже переживают за тех, кого травят, и хотели бы изменить ситуацию, но не знают, как это сделать, и боятся. Очень хорошо, что об этой проблеме стали говорить, что появились специалисты, которые обучают антибуллинговым техникам. Но, по сути, секрет не в каких-то особых психологических приемах, а в том, чтобы внутри детского коллектива был положительный эмоциональный фон. Чтобы родители не стояли в стороне и тем более не конфликтовали с учителем, а поддерживали его и как детские амбассадоры принимали активное участие в жизни класса. В такой атмосфере даже думать о травле никому не захочется.
НА СНИМКЕ: Максим Шереметьев, руководитель Тюменского регионального отделения «Союз отцов».
Инна ГОРБУНОВА
Фото Тимофея ГЕРАСИМОВА