В магазинах полно игрушек. Но интерес к яркой покупной фигурке у ребёнка быстро ослабевает. Рукотворные же вещи излучают какую-то теплоту и никогда не надоедают. Возможно, поэтому они всегда остаются в моде.
В славянской культуре одной из самых распространенных кукол была «тряпичница». Лицо у неё отсутствовало, зато женская грудь часто подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц.
Для красоты куклу одевали в костюм, который носили в том регионе, где её сделали. Платье для неё шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.
Старинная традиция словно ожила в одной тюменской семье. Серьёзные и трогательные, радостные и грустные, любопытные и задумчивые – такие же разные, как и люди, – выходят куклы-тряпичницы из рук мастериц, мамы Светланы Леонгардт и ее дочки Полины Коржовой.
«УЮТНАЯ БАБУШКА»
Самой дорогой игрушкой для маленькой Светы была небольшая текстильная куколка, которую бабушка сшила ей в подарок.
– Я очень любила бабулечку, – откровенничает мастерица. – Это была папина мама.
Родилась и жила бабушка, Домна Степановна Шиханова, в деревне Мамлейка Горьковской (ныне Нижегородской) области.
– Сколько ее помню, она никогда не сидела без дела, – продолжает Светлана. – Даже в преклонном возрасте ткала половички. В доме было много вещей, сделанных ее руками. Накидки на подушки, покрывала, салфетки – связанные или вышитые крестиком. Домна Степановна была очень добрая, и я любила у нее гостить. В доме у бабушки хорошо, да и сама она уютная и тёплая. Казалось, на все свои деньги покупала подарки внукам и правнукам, их было у нее много.
А Светлана родилась в поселке недалеко от Тюмени. Ходить в детский сад ей не довелось. Когда ее папа погиб, мама работала целыми днями: садик давали только в городе, некому было девчушку далеко возить; сидела дома одна, вернее, с куклами. И тогда ее отправили к бабушке. Они прожили вместе целый год. Став школьницей, Света ездила к ней на каникулы. Да и бабушка приезжала погостить в Тюмень.
Когда бабушки не стало, любимая куколка напоминала о ней. По словам моей собеседницы, она долго хранила свою тряпичную малышку. Но, увы, та игрушка затерялась при переезде.
В КРУЖКЕ МЯГКОЙ ИГРУШКИ
Как это часто бывало в советское время, девочку отдали в кружок танцев. Со временем ей это разонравилось, занималась, скорее, по привычке. Однажды она пришла раньше, чем нужно, и бродила по коридорам. Наткнувшись на приоткрытую дверь с надписью «Кружок мягкой игрушки», остановилась, заглянула, потом робко вошла и что же увидела? В памяти Светланы эта картинка до сих пор остаётся яркой:
– Несколько простых столов были сдвинуты в длинный ряд и походили на грубо вырезанную из дерева сороконожку. На столе стояло несколько настольных ламп, то ли испускавших свет, то ли красивших воздух полупрозрачной и одновременно яркой жёлтой акварелью. За столом сидели дети и что-то шили.
Руководившая процессом женщина повернула лицо к вошедшей: «Девочка, привет. Ты, наверное, из другого кружка? Ждёшь кого-то? Проходи, не стесняйся. Посмотришь пока, как мы шьём. Может, надумаешь записаться».
И, да, Света надумала, перекочевав из танцевальной секции в кружок мягкой игрушки! Привлекла девчушку, прежде всего, атмосфера:
– Преподаватель всё понятно объясняла, была ласкова с детьми. Весело шутила и смеялась. И ребята были хорошие.
С каждым днём шитье всё больше увлекало Свету.
– Многие стали замечать, что у меня неплохо получается, – улыбается Светлана Николаевна. – Больше всего мне нравилось шить кукол. Конечно, я вспоминала о бабушке. Мне кажется, в любое сделанное мною существо проникала частичка ее тепла.
Светлана стала дарить игрушки детям родственников и друзьям. Она вообще очень любит делать подарки! Это тоже наверняка передалось ей от бабушки.
Уже подростком Светлана научилась вязать. И наряду с шитьём это стало любимым видом творчества.
ДОЧЬ ПОЛИНА
Закончив в 2000 году ТюмГУ, Светлана стала работать юристом. Но скоро поняла, что...
– Это не моё, – признаётся рукодельница. – С тех пор, как родилась дочь, на прежнюю работу больше не вышла. Разница в самоощущении, когда работала «на дядю» и когда стала целиком заниматься любимым делом, просто колоссальная! Пришло чувство свободы, неистребимое желание творить...
Дочка появилась на свет в 2009 году. Наши предки мастерили для новорожденного игрушки, наделяя их особым смыслом. Верили, что те будут оберегать дитя от бед и болезней. Вот и мама Света радовалась, творя Полине кукол. Однако ребёнок предпочитал конструкторы, опыты и всё в таком же духе.
И вдруг в 7 лет, когда многие её сверстницы забросили кукол в дальний ящик, решив, что те подходят лишь для малышей, дочка неожиданно проявила интерес к тряпичным красоткам. Заметив это, Светлана стала шить кукол специально для неё.
Полина не играла ими в привычном смысле слова: не устраивала чаепитие и не укладывала их спать. Она видела в них людей с разными характерами и придумывала каждой свою историю. При этом даже не подозревала, что в старину без участия кукол не обходился ни один праздник, будь то свадьба, сбор урожая, проводы зимы или пасха!
КУКОЛКИ С ХАРАКТЕРОМ
Дочка всегда с любопытством наблюдала, как творит мама, и та научила ее шить простую одежду для кукол, несложных зверят. Года два назад Полина сама начала шить игрушки. С тех пор её стиль совершенно разошёлся с маминым, но Светлану это только радует.
– В основном я шью в стилях «кантри» и «шебби», но подгоняю куколку под свою идею, – сообщает Полина. – Мне понравилось изготавливать существа без носа и рта, только с вышитыми чёрными глазами-шариками.
Толчком к тому, чтобы начать работать самостоятельно, стала для Полины книга Каролины Рощенко «Винтажные куклы из ткани» с подробными мастер- классами. Девочка сшила уже несколько кукол для подруг и родственников.
– Каждый раз, когда я шью кому-то, то думаю об этом человеке, чтобы куколка была связана с ним. Иногда просто шью без конкретной истории и придумываю её постепенно. Бывает, наоборот: я придумываю своих персонажей и хочу дать им воплощение.
Куклы в этой квартире повсюду: они занимают подоконники, свободные полки и ячейки шкафов, создавая свой маленький мир, который оказывается включённым в семейную жизнь.
НА СНИМКЕ: маму с дочкой объединило одно увлечение!
Светлана ХОЗЯИНОВА /фото из семейного архива Светланы Леонгардт/