БОГ ЛЮБИТ ВСЕХ СВОИХ ДЕТЕЙ, НО ОСОБЕННО СЧАСТЛИВЫХ
Судьба – загадочная вещь. Жизненные метаморфозы порою так необычайны, что бывает весьма трудно отделить добро от зла, горе от радости. Чей-то взгляд, мимолётная улыбка, жест – и вот уже завязан узелок, и жизнь течёт по новому руслу. Какое-то мгновение – и всё идёт прахом. И кто знает, в чём божья милость: в руке, протянутой навстречу, или в той незримой бабочке Судьбы, что уселась на плечо?
В Тюмень очаровательная Анта Колиниченко, в будущем заслуженная артистка РФ, одна из ведущих актрис Тюменского драматического театра, и её супруг Вилнис Пинтис приехали из Забайкалья. Работая в Читинском драмтеатре, актер так блистательно играл Николая I в «Глотке свободы» по повести Окуджавы, что зрители, выходя из зала, перешёптывались, мол, нам бы такого царя. Вилнис Мартынович наслаждался своей популярностью, славой, возможностью дарить людям радость и надежду. Но вскоре Пинтиса вызвали в Читинский обком партии и поставили перед ним условие: мол, получаешь звание заслуженного артиста и уезжаешь… У актера, только что снявшего с плеч царский мундир, не было ни обиды, ни страха. Не для того он когда-то вышел живым из ада, чтобы шаркать каблуками и разменивать свою жизнь на козни и дрязги.
Попрощавшись с Читой, Анта и Вилнис уехали покорять Тюмень. Где и прожили вместе долгие годы, блистая на театральных подмостках. И, наверное, только близкие люди и друзья знали, что события, которые с Вилнисом происходили, были достойны перенестись на страницы приключенческого романа. Всё, что на своем веку увидел, услышал, прочувствовал этот человек, было весьма необычным. Судите сами.
ЭШЕЛОН НА ВОСТОК
В начале 40-х годов восьмилетний латышский мальчик, житель Даугавпилса из семьи железнодорожного служащего, вместе с родителями, объявленными «врагами народа», попал под молот государственных репрессий. Хлебнул одиночества, сиротства и в далёкой заполярной Игарке был спасен от голода и гибели русской женщиной. Несколько десятилетий спустя Лидия Вершинская, дочь золотопромышленника из Бодайбо, ставшая беспризорнику второй матерью, обретет спокойную старость в Тюмени в семье Вилниса Пинтиса.
Если бы он родился, к примеру, в XIX веке, наверное, его имя звучало бы так: Вилнис Мартин Пинк. Согласно семейной легенде, в жилах рода Пинтисов течет кровь какого-то немецкого графа. Якобы прабабка Пинтисов служила у него в доме гувернанткой. Незаконнорожденный ребенок и положил начало ветви, к которой принадлежал Вилнис Мартынович.
– Родился я в 1932 году и был в семье шестым ребенком, – рассказывал мне актер. – Отец служил, мать, интеллигентная набожная женщина, занималась нашим воспитанием. В 1939 году в Латвию вошли советские войска. Те, у кого были корни в Западной Европе, собирали вещи и уезжали. Поступило предложение уехать и моему отцу, имеющему немецкое происхождение. Однако мама, не подозревая, какие беды обрушатся на всех нас, уговорила его остаться. Летом 1940 года в Даугавпилсе на общенациональном празднике песни с традиционным приветствием должен был выступить президент республики Улманис. Однако торжественное открытие праздника состоялось без него. Пополз слух: президента у нас больше нет. Мы выехали в Крустпилс. Затем отец уехал в соседний городок, чтобы устроиться и забрать нас к себе. Но, увы, друг друга мы больше не увидели.
В тот памятный день 14 июня 1941 года мать Минну Пинтис и ее сына Вилниса посадили в товарный вагон с зарешеченными окнами и отправили куда-то на восток.
В эшелоне стоял плач, в нем находились только женщины и дети, мужчин не было ни одного. В пути их настигла весть, что началась война, немцы бомбят Советский Союз, но, несмотря на это, эшелон продолжал двигаться вперед. Прошла неделя, другая, третья... Осенью поезд с депортированными латышами остановился в Красноярском крае. Несколько человек, в том числе и Пинтисы, в качестве рабочей силы были определены в таёжный Назаровский район, в один из совхозов.
– Несмотря на всеобщую атмосферу страха, моя мать не теряла достоинства, – рассказывал Вилнис Мартынович. – Когда в местном отделе НКВД депортированным предложили дать подписку о том, что они приехали добровольно, мама отказалась подписать документ. Видимо, это сыграло свою роль. Через некоторое время нас вновь погрузили в вагон и повезли в Красноярск. На Енисее стоял пароход «Иосиф Сталин», который доставил нас в продуваемый арктическими ветрами город-порт Игарку. Там мы работали на рыбозаводе. Где-то через год моя мама умерла.
НА ПЕРЕЛОМЕ ВРЕМЁН
Кому был нужен плохо говорящий по-русски парнишка-латыш? Обитая, где попало, иной раз Вилнис заглядывал на какую-нибудь помойку – найти что-нибудь съестное. Заброшенный на край света и оставшийся один, мальчишка, кажется, должен был погибнуть. Наверное, так оно и случилось бы, если бы не русская женщина, врач Лидия Вершинская, которая, не побоявшись возможных доносов, приютила и обогрела мальчугана.
В судьбе нашего будущего именитого артиста эта женщина и особенно её дочь Лариса сыграли выдающуюся роль.
– В 1945 году, – вспоминал актер, – Вершинская, никому ничего не говоря, вывезла меня из Игарки в Красноярск. Земля слухом полнится, её куда-то вызывали, о чем-то предупреждали, но всё как-то обошлось. В прошлом Вершинские считались самыми богатыми людьми в крае. Валентин Вершинский служил главным инженером на золотых приисках. Лидия Валентиновна стала мне второй матерью, а с ее дочерью я очень подружился. Лариса была весьма талантливой, всесторонне одаренной девочкой, имела уникальный музыкальный слух. Часто музицировала, интересовалась литературой, искусством, медициной. Она вручила мне волшебный ключ, которым я отворил двери в своё будущее…
В то время девушке было семнадцать лет, Вилнису – тринадцать. Для романтических отношений они были еще слишком юны, но у Вилниса зачастую сжималось сердце, когда он прибегал из школы и видел Ларису. Она страдала неизлечимым заболеванием почек и часто была грустна и молчалива.
Вскоре Вершинским и Вилнису суждено было расстаться. В конце 1946 года в их квартиру постучали. «У вас живет Вилнис Пинтис, пусть собирается, мы отправляем его в Латвию, в Даугавпилс». Подросток не знал, радоваться этому известию или нет. Так или иначе, Вилнис вернулся на родину, разыскал своих чудом выживших старших сестер и братьев, узнал, что отец сгинул в кировских лагерях. Время было неспокойным, люди продолжали исчезать. Через три года Вилниса от вторичной отправки на спецпоселение спасла родная сестра.
Прошло несколько лет, Вилнис учился в школе, батрачил в зажиточных хозяйствах, а с последнего курса медицинского техникума был призван в армию.
Солдат ещё не знал о том, что в далёкой Сибири его вторая мама Лидия Вершинская надела на голову траурный платок. Все эти годы история болезни ее дочери близилась к трагической развязке. Не выдержав мучений, попрощавшись со всеми, кого знала и любила, Лариса покончила с собой. После демобилизации двадцатипятилетний Вилнис без долгих раздумий сел в поезд и поехал в Красноярск.
Там и началась его театральная карьера. «Можно сказать, что я получил через Вершинских божье благословение», – прослезился Вилнис Мартынович.
Красивый начинающий актер с прибалтийским акцентом легко начал завоевывать сердца красноярских зрителей. Они не жалели аплодисментов. Иногда с балкона или галерки Вилнису улыбалась некая женщина. А ему мерещилось, это она – Лариса Вершинская.
Овладев актерским мастерством, Пинтис уехал в Оренбург, затем – в Магнитогорск. Играл героев-любовников, офицеров, повес… В Магнитогорске он нашел свое счастье – юная актриса Анта Колиниченко стала его супругой.
Счастливые молодожены работали в одном театре, затем переехали в Рязань, Курган, Читу. Признание и успех шли за Пинтисом по пятам, словно не было за плечами ни конвоя, ни холодного рыбцеха в Игарке, ни голодных дней и ночей.
Покорив Тюмень и обаяв её весьма искушённого зрителя, супруги осели в ней навсегда. А Лидия Вершинская, потерявшая в Красноярске мужа и дочь, стала бабушкой для дочери Анты и Вилниса. В их квартире она и окончила свои дни, похоронена на Верхнем Бору. Кстати, дочь Пинтисов стала музыкантом, первой скрипкой симфонического оркестра.
– Верю ли я в судьбу? – размышлял Вилнис Мартынович. – Верю: ничто не проходит бесследно. При этом неважно, течёт во мне графская кровь или нет. О жизни ведь можно и по-другому рассказывать, не по-парадному, и жить по-другому. Но тогда не будет второго дыхания, и вряд ли вырвется из груди победный клич. Бог любит всех, но особенно счастливых. Мне судьба благоволила, поэтому я и был её баловнем.
Справка:
Вилнис Мартынович Пинтис (1932–2010 гг.). С 1957 года играл в театрах Канска, Читы, Кургана, Магнитогорска, Рязани. В Тюменском театре начал трудиться с октября 1970 года. В 1985 году занял должность заместителя директора Тюменского драматического театра. В 1999 году получил звание заслуженного работника культуры РФ.
НА СНИМКАХ: родители Вилниса Пинтиса – Мартин и Минна Пинтис; Вилнис Пинтис в роли Николая I в Читинском драмтеатре.
Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото из журналистского архива/