«О, МУЗЫКА! ТЫ – ЦАРЬ В КОРОНЕ. ТЫ – БОГ, ЧТО ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЁТ!..»

ТВОРЦЫ

Когда в 2006 г. отмечалось 50-летие со дня открытия Тюменского музучилища (в дальнейшем училища искусств и колледжа) для большинства организаторов и гостей было неожиданным открытие факта существования в нашем городе учебного заведения данного профиля уже …в 1934-1935 гг.

Да, музучилище профункционировало всего год, после чего ряд педагогов и учащихся приказом Министерства был переведен в Омск. Однако само событие говорит об очень многом. Во-первых, в Тюмени, помимо желающих поступить учиться, было немало высококвалифицированных специалистов, способных вести обучение на требуемом уровне. Достаточно назвать Марию Аркадьевну Колокольникову (Карпинскую), окончившую Петербургскую консерваторию по классу фортепиано (на снимке сидит 2-я справа).

Мне посчастливилось в свое время общаться с двумя ее учениками. Первый из них – Борис Николаевич Шишкин. Пять лет он проучился у этого замечательного педагога, после чего освоил классический баян и по окончании Свердловского музучилища трудился в филармонии, музшколе, стал первым зав.кафедрой народных инструментов в Тюменском музучилище. Шишкин свободно владел фортепиано в пределах учебной программы, блестяще знал теорию музыки и являлся одним из лучших и грамотных музыкантов в нашем городе.

М.А. Колокольникова в свое время вышла замуж за одного из совладельцев тюменского синдиката «Колокольников и Кº», а после революции осталась в Тюмени, переехав из роскошной квартиры в лачугу по ул. Ильинской (в районе водочного завода). Перебиваясь с двумя дочерьми, что называется, с хлеба на воду, Мария Аркадьевна до самой своей кончины в 1948 г. не прекращала педагогическую деятельность, занимаясь на квартире, половина площади которой отводилась роялю «Беккер», взятому напрокат в музшколе. По словам другой ее ученицы, М.Е. Шелковниковой, это был предельно ответственный педагог со школой европейского уровня.

В 1990-х мне в результате упорных поисков удалось отыскать редкие фотографии с помощью дальних родственников М.А. Колокольниковых-Чертищевых, старожил города Пильщиковых, часть из которых в свое время также «наблюдалась» в классе знаменитого учителя. Подобно своей прабабушке, Колокольниковы-Чертище- вы-Шешуковы с многочисленным потомством проживают в одном из весьма скромных домиков в Затюменском районе Тюмени, в нескольких ста метрах от роскошного здания Строительной академии, здания некогда принадлежащего могучему концерну своих богатых родственников, среди которых были …члены Государственной Думы России.

В нашем городе один из филиалов областного музейного комплекса им. И.Я. Словцова называется «Усадьба Колокольниковых». Не исключено, что и в этом старинном доме некогда помещался рояль, и его клавиш касались изящные пальчики Марии Аркадьевны, замечательного Тюменского музыканта.

Интересно, что как раз напротив указанного дома по ул. Республики стоял двухэтажный особняк Гилевых (сейчас там возводят новый корпус ТГУ), где на регулярной основе в 1920-30 гг. проводились музыкальные вечера. Их участником была пианистка Покровская (Гилева-Селиверстова) Ольга Семеновна, в 1930-х гг. тоже работавшая в Тюменском музучилище и муз- школе. Она в свое время обучалась у своей мамы, тюменской пианистки. У женщины непростая судьба: потеряла сына на войне, муж был репрессирован.

Ее дочь, Мария Николаевна Блинова, по окончании музшколы в Тюмени переехала в Свердловск, где в 1954 г. окончила Уральскую консерваторию (училась на одном потоке с Юрием Гуляевым) и до 2000-х вела теоретические дисциплины в музучилище. В послевоенный период к ней из Тюмени переехала мама и жила там до самой смерти (1971 г.). На представленном снимке Ольга Семеновна сидит крайняя слева. Рядом с ней – тоже пианистка, Мария Николаевна Голованова – супруга скрипача, в прошлом офицера Царской армии Николая Кротова. Она также продолжительное время трудилась в музыкальных учреждениях нашего города. Двое немолодых мужчин – это репрессированные в 1937 г. хоровики и вокалисты Соковнин и Аржиловский. Их имена значатся в «Книге памяти», составленной в 1990-х гг. тюменскими краеведами А. Петрушиным и Р. Гольдбергом.

Группа тюменских музыкантов- профессионалов, в том числе и тех, кто составил коллектив школы и училища – это своего рода рыцарский орден по образцу и подобию средневековых тайных монашеских сообществ со своим неизменным внеполитическим уставом и правилами кодекса чести. История его создания уходит в глубокое прошлое – от инструменталистов-самородков, у кого в свое время (1880-х) брал первые уроки легендарный издатель и педагог Алексей Максимович Афромеев (1868- 1920) до блестящего ученика петербургского маэстро Л. Ауэра, Николая Петровича Едигарева, скрипача и виртуоза. Его дочь, Нина Николаевна Маргина, вокалист, мать пятерых детей-музыкантов, в 1932-33 гг. также трудилась в Тюменском муз- училище (располагалось в здании синагоги по ул. Кирова). В 1990 г. семья Маргиных-Едигаревых передала в областной музей на вечное хранение уникальную двухгрифную гитару, некогда принадлежавшую самому А.М. Афромееву.

Несмотря на перевод в 1934 г. части студентов и педагогов в Омск, тюменский «орден» музыкантов продолжал активно функционировать, радовать почитателей высокого искусства своими неповторимыми достижениями.

Помню насыщенные поэзией воспоминания старейшего педагога- музыканта и филолога Ольги Ивановны Борщевской. Речь шла о ее учителе, Н.А. Палкиной, пианистке тюменской музшколы в 1930-40 гг. Нина Александровна передавала своим ученикам «опыт высшей жизни», она своей игрой как бы соединяла два мира – земной и небесный… О.И. Борщевская в тот памятный вечер 2002 года трогательно и виртуозно исполнила на роскошном «Шрёдере» вальс «Оборванные струны»… Тогда ей было почти 90 лет!

Михаил ЯБЛОКОВ /фото из архива автора/

В заголовок вынесены строки из стихотворения В. Бокова.


56506