ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ?

ПРИОРИТЕТЫ

Глобальное исследование креативных индустрий в конце 2019-го, начале 2020 года провело Агентство стратегических инициатив. Согласно экспертным оценкам, Тюменская область по вкладу их в экономику региона, в валовый региональный продукт, заняла третье место.

А областная столица заняла второе место среди региональных центров – эксперты подсчитали, что вклад креативных индустрий в экономику составил 13,6%. Это действительно очень много, выше, чем в среднем по стране.

В рамках авторского проекта Алексея Нелаева «Россия читает» генеральный директор Тюменского агентства развития креативных индустрий Алексей Краев рассказал, что это достаточно перспективная отрасль, и на нее стоит делать ставку. Именно поэтому в Тюмени было создано Тюменское агентство развития креативных индустрий – структура, которая помогает людям, занимающимся креативной экономикой, создавать свой продукт и продавать его, помогая зарабатывать городу и региону.

Эксперты выделяют 14 главных направлений. Это все, что касается высоких технологий, IT- разработок, культурных проектов, урбанистики, городской среды, новых медиа. В Тюмени трудятся представители креативных индустрий, которые относятся ко всем 14 направлениям креативной экономики.

У многих людей при словах «креативные индустрии» возникают образы из сфер искусства, творчества, культуры. Но к данной сфере относятся также разработки – технологические и социальные – в сфере IT. В нефтегазовой сфере, безусловно, ведутся креативные разработки, создается интеллектуальный продукт. Создание космического корабля и фигурки из глины – это все креативные индустрии. Вокруг любого продукта в любой сфере создаются направления, связанные с продвижением, продажей товара. И это в чистом виде креатив. Поэтому целиком относить ту или иную сферу к креативной или некреативной не стоит. Во всех отраслях и сферах существуют отдельные направления, отдельные профессии, где создается нечто новое, с опорой на свой интеллект.

Тюменский регион совершенно точно силён в сфере архитектуры и урбанистики. Различные застройщики, девелоперы строят новые микрорайоны с развитой инфраструктурой, и все они соревнуются в креативных архитектурных и инфраструктурных решениях, поскольку люди очень часто выбирают не просто квадратные метры, но и то, что находится вокруг дома.

Тюменская область сильна в части создания креативных событий. Различные команды нередко создают некие проекты, которые затем реализуются по всей стране. Особенно в сферах, близких к спорту. В частности, речь идет о проектах «Экстрим-Экспо», «Битва на Туре». Их инициаторам удалось создать коллаборацию спорта, бизнеса, творчества, культуры, дизайна, новых медиа. Оба упомянутых проекта были правильно поданы, пропиарены. Различные индустрии встретились в одном месте – так появился совершенно новый продукт, который востребован в самых разных регионах. Есть и другие яркие спортивные проекты: «Здравый смысл», «Стальной характер», различные марафоны. Многие регионы проводят спортивные забеги, но не все они становятся столь популярными, как у нас.

Недавно в Тюмени состоялся топливно-энергетический форум, куда люди съехались со всей страны. И, безусловно, это происходит потому, что в регионе сложилась команда, которая может генерировать подобного рода креативные мероприятия.

По словам Алексея Краева, в регионе оформились сильные направления в некоторых творческих отраслях. Так, художник Игорь Рязанцев создал своё собственное направление в живописи – филумизм, когда картина пишется не кистью, а шприцами. Популярным в регионе является направление, связанное с традиционными промыслами и ремёслами. Вот в России практически не осталось ковроткачества, а в Тюмени данный промысел сохранен. И задача Тюменского агентства креативных индустрий помочь ему развиваться, стать более успешным. А многочисленные музыкальные и театральные фестивали!

Руководитель агентства также сделал акцент на кино и новых медиа. В Тюмени, например, проходят замечательные события, связанные с кинопедагогикой, кино и образованием. Проводится международный кинофестиваль «Ноль плюс», где свои работы стремятся показать кинематографисты из многих стран. Есть примеры съемок большого кино. Так, в настоящее время идет работа над лентой «Вахтовый метод». И больше 70% команды этого проекта – тюменцы либо выходцы из Тюмени.

– Мы видим, что у нас уже есть компетенции, чтобы снимать большое кино. В некоторых направлениях кинематографа мы реально сильны. Я говорю о звуке и музыке для кино. Тюменцы создают музыку к большим кинолентам, – отметил Алексей Краев.

С ОПОРОЙ НА ИНТЕЛЛЕКТ

Замечательно, что в городе и регионе появляются различные креативные пространства. Улица Дзержинского в Тюмени ныне превращается в пешеходную, там идут строительные работы. Данный участок в историческом центре города будет наполнен разными креативными событиями. Краев также упомянул о событийном парке «Алебашево», который имеет большую перспективу развития, разработанную проектную документацию. Очень перспективной является территория в районе железнодорожного вокзала. Агентство подготовило концепцию ее развития, она поддержана Свердловским отделением железной дороги. Безусловно, нельзя не вспомнить тюменскую набережную и пространство возле «Конторы пароходства». Они весьма востребованы жителями и гостями города в силу интереса к различным креативным событиям. Да и место коллективной работы «Точка кипения-Тюмень» – это тоже одно из креативных пространств. В планах реконструировать круглую баню по ул. Ленина и создать там молодежную креативную площадку.

Алексей Краев отметил, что многие творческие люди после создания своего продукта не знают, как он будет выходить на рынок, развиваться и масштабироваться. Им не хватает неких управленческих и предпринимательских компетенций. Так в областной столице появилась Школа креативных индустрий. Разработанная в ней образовательная программа поможет людям упорядочить, систематизировать, развить свои компетенции в сфере управления и предпринимательства.

Первый выпуск слушателей Школы креативных индустрий уже состоялся. Некоторые предприниматели поняли, что выпускают не совсем то, что востребовано на рынке. А некоторые сумели масштабировать свой продукт, вывести свою бизнес- деятельность на новый, более высокий уровень.

В ноябре 2022 года стартует второй сезон обучения в Школе креативных индустрий. Его отличие от предыдущего в том, что обучение будет проходить в гибридном формате, очно и онлайн. Занятия бесплатны. На первый сезон был конкурс, отобрали сто слушателей. С учетом онлайн-обучения количество слушателей, вероятно, кратно возрастет.

– Школа ориентирована на начинающих предпринимателей. Причем преподавателями на потоке станут выпускники Школы с первого потока, они добились успеха и могут поделиться своим опытом с другими, – отметил Краев.

По словам руководителя, вскоре будет презентован Акселератор креативных индустрий: он создается не для начинающих, а для действующих предпринимателей с их готовыми продуктами. Занятия в Школе креативных индустрий уже в ближайшем будущем станет носить не эпизодический характер, а постоянный. Она будет работать в течение всего года, реализуя разные образовательные программы.

Следующий вектор деятельности агентства – это интеграция крупных компаний, их программ корпоративной и социальной ответственности с программами развития креативных индустрий. Предприятия нефтегазового сектора, например, могут быть ядром для появления разных бизнесов. И эту работу нужно систематизировать.

Агентство занималось и дальше будет заниматься развитием отдельных креативных пространств в областной столице, созданием их концепций и управлением ими. Важное направление работы – продюсирование отдельных креативных проектов.

– Мы готовы рассматривать новые идеи, поэтому ждем тюменцев у нас в агентстве. Для того, чтобы такие проекты активнее монетизировались и развивались и чтобы мы могли ими гордиться, – заключил Алексей Краев.

НА СНИМКЕ: Алексей Краев – активный участник креативных мероприятий (на фото справа).

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото автора/

СПРАВКА:

К креативным индустриям относятся реклама, телевидение, радио, кино, музыка, литература, мода, дизайн, архитектура, изобразительное и декоративное искусство, мультипликация, IT-технологии.


56507