…А ДАЛЬШЕ СООБРАЖАЙ САМ

МИР СПОРТА

«Всеобщий закон – закон законов – это закон преемственности, ибо что такое в конечном счёте настоящее, как не росток прошлого?». Наткнувшись на это высказывание американского поэта и публициста 19 века Уолта Уитмена, решил, что лучшего эпиграфа к предлагаемой публикации не придумать. А речь в ней пойдёт об открывшемся в 1949 году в областной столице педагогическом училище физического воспитания (УФВ). Именно этому крепкому «ростку прошлого» обязан своим рождением и успешным существованием институт физкультуры Тюменского госуниверситета.

Первый учебный год в УФВ начался в сентябре 1949-го. А спустя четыре года, состоялся первый выпуск – 54 дипломированных специалистов физической культуры. Со многими успешными выпускниками и преподавателями первого в нашей области учебного заведения спортивного профиля, я имел честь общаться, посвящать им многочисленные газетные публикации. К числу самых неожиданных отношу знакомство с первым директором УФВ Геннадием Герасимовичем Чертищевым.

Об этом человеке столько доброго наслушался от своих собеседников-ветеранов, что в конце концов вознамерился собрать о нём материал для газетной зарисовки. Как всегда, обратился за помощью к тогдашнему директору музея истории областного спорта Ираиде Филипповне Поповой. И та ошарашила: «Так вы сами с ним пообщайтесь». Словом, тогда, в 2006-м, первый директор УФВ был жив-здоров, ему шёл 91-й год.

О встрече мы договорились по телефону, так что мой визит не стал для Геннадия Герасимовича неожиданным. Как, впрочем, и тема предстоящего разговора. Хозяин квартиры сам открыл дверь, пригласил войти, и первым, слегка опираясь на тросточку, прошёл в комнату, большую часть которой занимал загруженный «под завязку» книжный шкаф. По ходу предложенного чаепития терпеливо выслушал сопутствующий ему обзор политических событий в стране и мире, естественно, с комментариями героя своей будущей публикации. После этой не перебиваемой «разминки» Геннадий Герасимович охотно откликнулся на мою просьбу рассказать «о времени и о себе». Выслушав и бегло законспектировав монолог своего собеседника, в тот же вечер настучал родившийся «журналистский отчёт» на своём допотопном компьютере. Приятного вам прочтения.

«Родился я в городе Надеждинске Свердловской области, сейчас это Серов, в многодетной семье – у меня было пять братьев и сестра. Мне ещё и шести не исполнилось, когда отец уехал в Тюмень. Туда его вызвал наш дядя, Николай Петрович Чертищев, работавший председателем губ- исполкома. Он направил отца в Заводоуковск для организации первого в губернии зернового хозяйства. Проработав там с полгода, отец умер от брюшного тифа. Дядя прислал за нами своего человека, и мы поездом отправились в Тюмень. Ехали в перегороженном надвое товарном вагоне. Одну его половину занимали коровы, другую – наше семейство. Добирались до места целую неделю. Дядя купил нам в городе дом. А ещё помог устроиться на работу счетоводом моему старшему брату Дмитрию, который стал первым в нашей семье кормильцем. Потом трудоустроился другой брат, Василий. А за ним и сестра – Надежда, окончив девятилетку, пошла учительствовать в одну из сельских школ.

Ну, а я, закончив в 1936 году первую среднюю школу, поступил на физмат Пермского пединститута. Там, кстати, военной кафедрой руководил очень авторитетный человек – участник Гражданской войны полковник Любомудров. Это благодаря ему я научился лихо управлять мотоциклом и неплохо освоил стендовую стрельбу. Всё это мне в будущем пригодилось. В предвоенном году вернулся в Тюмень дипломированным специалистом и до 43-го работал учителем физики в 25-й школе. Оттуда меня и призвали в армию. Моя фронтовая специальность – мотоциклист-разведчик. Воевал в этом качестве до победного конца. Когда мы взяли Кенигсберг, нас эшелонами отправили на Восток. Хотя в боях с Японией мы не участвовали, столкнуться с противником, как говорится, лицом к лицу однажды довелось. Тогда в район нашего расположения неожиданно двинулась армейская колонна. Мы уже приготовились к отражению атаки, но… Японцы, как вскоре выяснилось, шли к нам сдаваться. На том моя воинская служба и закончилась. Как учителя меня демобилизовали досрочно, и в декабре 45-го я вернулся в Тюмень.

Видимо, вспомнив, что до ухода на фронт я возглавлял в 25-й школе комсомольскую организацию, ко мне буквально на третий день заявилась делегация из горкома ВЛКСМ. Потом было собеседование, и три года секретарской работы: сперва в райкоме, а затем – в горкоме комсомола. На «учительские хлеба» отпустили только в марте 1948-го. Но преподавать в педучилище физику довелось недолго. В один прекрасный день мне позвонил секретарь горкома партии Зиновьев и сообщил: в городе, мол, создаётся училище физвоспитания, так что будешь теперь работать у меня, подробности расскажу при встрече. Уже назавтра вызвал к себе – «Ну что, директор УФВ, пойдём искать место под твоё заведение»… Cперва мы замахнулись на помещение церкви по улице Ленина, где тогда располагалась библиотека – там было два больших зала. Но хозяева подняли шум и пришлось отступиться. Новый вариант возник где-то через неделю. На сей раз нам удалось отвоевать четыре верхние комнаты в двухэтажном здании, неподалёку от кинотеатра «Темп». Там, над книжным магазином, и оборудовали учебные классы, канцелярию да директорский кабинет. Таким же образом разжились и небольшим общежитием, после чего Зиновьев сказал: «А дальше соображай сам»…

Начал подбирать специалистов. На должность заместителя директора по спортивно-массовой работе пригласил Павла Александровича Иоанидиса. Завучем пришёл ко мне Петр Андреевич Левашкин, военруком – майор запаса Валентин Цибукеев. Сразу же решили вопрос по спортивному залу. Под него нам отдали пустующий подвал 25-й школы. За четыре месяца собственными силами привели его в божеский вид, оборудовали и начали заниматься. Тренерско-преподавательский состав подобрался у нас довольно сильный. К нам прибыли по направлению выпускники физкультурных вузов из Москвы, Ленинграда, Казани. Среди них такие известные специалисты, как Г. М. Нечаев, возглавивший впоследствии облспорткомитет, Л. Ф. Кузнецова, А. М. Геньба, Г. А. Обрамова (Фомина). Стали поступать на учёбу перспективные спортсмены. И скоро мы выбились в лидеры. В году, наверное, 52-м я открыл вечернее отделение. Жизнь заставила. В городе ведь тогда было много физкультурных организаций, а руководителей со специальным образованием – раз, два… и обчёлся. Человек двадцать сразу же пришли, и среди первых – тогдашний руководитель облспорткомитета Иван Евгеньевич Бухаров. Он учился без пропусков, и помогал мне, как говорится, и словом, и делом. Признаюсь честно, приходилось зачастую, в нарушение установленных правил, принимать на отделение людей с семилетним образованием, а иной раз не имеющих и его. В 1954 году, как раз в День физкультурника, мы провели первый выпуск…».

Вот фрагмент газетной заметки, посвящённый этому событию, автором которой значится Г. Чертищев: «За время обучения в училище большая часть учащихся добилась значительных успехов в спорте. В училище имеется пятнадцать чемпионов области по различным видам спорта. Так, например, выпускник К. Брюханчиков, имеющий второй спортивный разряд по лёгкой атлетике, является чемпионом области в беге на 800 и 400 метров и чемпионом среди учащихся педучилищ Российской Федерации; В. Текутьева – чемпион в беге на 800 и 1500 метров; В. Прохоров – чемпион по метанию копья; А. Полозков – чемпион по спортивной ходьбе; Т. Котовщикова и Н. Белявский – неоднократные чемпионы по лыжному спорту; З. Хафизова и М. Гринь – сильнейшие велосипедисты области; учащаяся Г. Кудряшова – чемпион области по гимнастике и т. д. В зимнем сезоне 1953 года сильнейшие лыжники и конькобежцы училища участвовали во Всероссийских соревнованиях педучилищ физического воспитания и заняли первое команд- ное место… Преподавате- ли педучилища, стремясь повысить свою деловую квалификацию, повседневно совершенствуют техническое мастерство. В результате этого П. А. Левашкин и В. М. Цибукеев являются чемпионами города и области по стендовой стрельбе и выполнили норматив мастера спорта. Преподаватель Е. Г. Беспалова на протяжении нескольких лет является чемпионом области по лыжным гонкам, В. А. Шелудков – по слалому, И. М. Дрыгалев – по лёгкой атлетике и т. д. В нынешнем учебном году училище выпускает первую группу учителей физического воспитания в количестве 54 человек. Десять из них едут работать в Приморский край, шесть человек – в Якутию. 36 выпускников направляются на работу в районы нашей области. Так, например, В. Кузнецова едет в Тазовскую среднюю школу, А. Парфенов – в Мужевскую среднюю школу Шурышкарского района Ямало-Ненецкого национального округа. Один из сильнейших лыжников училища В. Фомин направляется для продолжения учёбы в физкультурный институт имени Сталина в Москву».

Годом позже Чертищев сменил место работы. Не по своей воле, в чём убеждает запись в его трудовой книжке: «1955 (20.08.) – Освобождён от должности директора Тюменского педучилища физвоспитания в связи с ликвидацией и в порядке перевода назначен директором средней школы № 11 г. Тюмени».

P. S. В 1955-56 учебном году УФВ, утратив свой статус, начало работать как отделение Тюменского педагогического училища. В 1958-м на нём прошёл последний, шестой, выпуск, после чего педучилище, как и аналогичные заведения по всей РСФСР, было сокращено. Среди получивших тогда дипломы значились хорошо известные любителям спорта личности: первый наставник тренера биатлонной сборной России Леонида Гурьева фронтовик Владимир Степанович Измайлов, олимпийский арбитр Геннадий Хомутов, десятиборец Виталий Беседин, лыжник Степан Медведев, футболист Юрий Токаревских, борец-классик Тур Балдашинов, футболист-хоккеист Валерий Шешуков... Всего же за девять лет существования из стен УФВ вышло более пятисот дипломированных специалистов.

НА СНИМКЕ: Геннадий Герасимович Чертищев.

Сергей ПАХОТИН /фото из архива музея истории Тюменского спорта/


56504