Не успели большие чиновники порадоваться успехам, хоть и относительным, по части экономики и финансов, как правительство преподнесло не слишком приятный сюрприз. На ближайшую трехлетку финансирование чуть не всех ключевых программ увеличится микроскопически, да и то – с учетом инфляции. А в реальном выражении расходы урезаются. Солидно. Следующий же год тем более сулит мало радостей.
В лидерах в 2023 г. остается социальная политика – прирост на 955 млрд руб. ожидаем за счет присоединения четырех территорий с населением 6,4 млн. Но без того не слишком щедрое финансирование госпрограмм «Развитие здравоохранения» теряет в 2023 г. почти 5%, а «Развитие инфраструктуры здравоохранения» – 22%. Расходы на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями урезаются почти на треть. Между тем, хронически страдают от такой болезни до 10 млн россиян, а вклад её в структуру смертности около 45% (первое место). На онкологии (второе место по доле смертности) экономится 19%. Модернизация первичного звена здравоохранения лишается 10% денег: проекту достанется 90 млрд против почти 100 млрд в году нынешнем. Расходы на фармацевтическую и медицинскую промышленности ужимаются на 29%.
Серьёзно в 2023 г. пострадает экономика – сравнительно с годом нынешним недополучит 20%. Да и в следующие два года финансирование сектора с учетом инфляции увеличится лишь на 1%, а реально продолжит сокращаться: на 4,5% – в 2024 г. и на 3% – в 2025 г.
«Под нож» попали почти все ключевые госпрограммы. «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», без которой немыслимо импортозамещение, сокращается на 30%, инновационной экономике достанется на 18% меньше. Госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» теряет 9%.
Но финансирование каких-то отраслей растет. Если авиапрому достанется, по проектировкам бюджета, в 2023 г. на скромные 3% больше, то судостроению – уже на 41%, а радиоэлектронике – даже в 1,8 раза. На что израсходуют почти каждый четвертый рубль неизвестно – статьи засекречены.
Понятно, что экономит государство не от хорошей жизни. За 9 месяцев от профицита бюджета остались крохи – 55 млрд руб. По итогам 2022 г. Минфин ожидает дефицит в 1,32 трлн руб. Главных нефтегазовых доходов стало меньше, а расходы только прибывали. Но депутат от КПРФ и первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов настроен оптимистично:
– Дефицит в 1-2 триллиона для нашей страны не критичен. Из-за волатильности цен на нефть и газ, не преодоленной зависимости от этих ресурсов наш бюджет довольно легко может потерять такие суммы просто на резких скачках цен, отказе от долгосрочных контрактов, укреплении рубля. Но у нас довольно сбалансированный бюджет, немалы накопленные резервы, которые позволяют такой дефицит закрывать.
Но тот же Щапов озабочен грядущим. «Скоро начнут возникать серьезные проблемы с оборудованием для добычи, которое поставляется и обслуживается зарубежными компаниями, – говорит депутат. – Если посмотреть бюджет на 2023 год, то там заложено падение нефтегазовых доходов почти на 3 трлн рублей.
Щапов указывает на то, что сейчас закладываются основы для провала экономики в будущем.
– Я бы разделил показатели ВВП и расходы на экономику, – говорит депутат. – То, что государство тратит на поддержку экономики, дает свой эффект преимущественно в среднесрочной перспективе – на горизонте 5–7 лет. Так что сейчас мы жертвуем своим будущим, чтобы удержать расходы на социально важные направления. Динамика же ВВП в большей степени сейчас связана с внешней конъюнктурой: санкциями, падением импорта, сокращением добычи нефти и газа, укреплением рубля и так далее.
Экономист Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН считает, что реальный дефицит будет больше:
– Я думаю, что дефицит будет больше 2,9 трлн рублей. Мы знаем официальную позицию – основным источником покрытия дефицита бюджета станут государственные заимствования. Но насколько это реально? У Минфина очень непростая ситуация с его попытками заимствования через ОФЗ. Инвесторы очень неохотно принимают риски покупки ОФЗ. Но у Минфина другого пути, по всей видимости, нет. Откуда еще брать деньги? Внешние заимствования исключаются. Я думаю, что внутренние займы не смогут обеспечить покрытие дефицита в необходимом объеме.
Действительно, в сентябре и октябре провалились подряд три аукциона по государственным долговым бумагам: нет спроса. Как латать бюджетные дыры – здесь мнения экспертов разошлись. Президент фонда «Центр развития региональной экономики» Илья Гращенко уверен, что «новая нефть» – это люди и бизнес.
– Минфин традиционно предлагает брать деньги из налогов с бизнеса, – говорит Гращенко. – Но не учитывается, что бизнес – это корова, которую можно либо доить, либо зарезать. Когда бизнесу продавать нечего и некому, инвестиций нет, а Минфин хочет повысить налоги, то это приведёт лишь к закрытию бизнеса и дальнейшей миграции предпринимателей. Такой подход может ещё сильнее ударить по экономике. Правительство сейчас строит планы из логики прошлого мирного времени. Сейчас же надо определиться, куда мы вообще движемся. Либо экономику надо ставить на мобилизационные рельсы гос- плана, либо мы хотим развития, тогда нужен такой «НЭП 2». При нём наверняка финансовые дыры сначала будут даже больше из-за сокращения налогов, но потом будет колоссальный рост.
Но если доля участия государства в экономике с 70% не снижается годами ни на йоту и даже растёт, то что повлияет на вертикаль сейчас, когда управляемость колышется на глазах? Откуда вынырнет «НЭП-2»? Сомнения связаны с элементарной возможностью выжить. В конце сентября в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) заявили, что процесс бюджетного планирования выглядит не столь безупречным, как считают в Минфине. «Нынешний проект бюджета действительно готовился в экстремальных условиях. Но дальше ситуация вряд ли станет лучше. И нам не хотелось бы отказываться от базовых стандартов публичности при подготовке подобных проектов», – говорил на парламентских слушаниях документа глава РСПП Александр Шохин. По его словам, к парламентским слушаниям многие налоговые новации, заложенные в проекте бюджета-2023, еще не рассматривались на заседаниях правительства. У предприятий нет ясности, как вырастет у них налоговая нагрузка из-за нескольких сюрпризов.
Первый – с 2023 г. бизнесу повышают налоги на недвижимость: с торговых и бизнес-центров, общепита, бытового обслуживания, гаражей, жилья и т.д. Минфин мотивирует созданием «справедливых конкурентных условий и улучшение ведения бизнеса». На самом деле туманная завеса прикрывает элементарную попытку увеличить приток денег в казну с переходом уплаты налогов от балансовой к кадастровой оценке недвижимости. По мнению юристов, в этом случае власти должны предоставить предпринимателям право оспаривать кадастровую оценку для уменьшения налогооблагаемой базы, чем успешно пользуются физические лица.
Другой сюрприз – к 2023 году в Социальный фонд сольют два: пенсионный и социального страхования. В конце сентября в РСПП заявили, что бюджет новоявленного Соцфонда одобрили без обсуждения с компаниями и профсоюзами. А в итоге практически для всех категорий работников устанавливаются максимальные тарифы страховых взносов, что противоречит Налоговому кодексу и резко увеличивает фискальную нагрузку в большинстве отраслей. Однако пенсионные права россиян, по словам Евгения Якушева, заведующего лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ, вряд ли улучшатся: «Скорее всего, бальную систему никто не будет менять», – считает он.
Эти сюрпризы дополняет заканчивающаяся в октябре отсрочка бизнесу уплаты страховых взносов с мая. Правда, не для всех отраслей. С апреля 2023 г. те, кто воспользовался, заплатят взносы в двойном размере за 6 месяцев. А это – по 30% с «грязной» зарплаты работников.
– Когда отсрочку внедрили, она нам всячески казалась привлекательной, – сказал радио «Бизнес FM» сооснователь и председатель совета директоров мебельной компании Mr. Doors Максим Валецкий. – Сейчас, поскольку 2023 год в большом тумане, мы не знаем, хорошо от этой программы будет или плохо. Тревога в целом за экономику. Там не такие для нас большие суммы. Самый большой фактор тревоги – это спрос.
Предприниматель не зря беспокоится о спросе: надежды властей на его восстановление в третьем квартале не оправдались. «В августе, как и в июле, розничные продажи в России сократились на 8,8% в реальном выражении, и в сентябре эта динамика еще понизилась. Причем, в последнюю неделю месяца торговый оборот снизился даже в номинальном выражении», – заявил недавно на совещании с правительством президент Путин. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, товарооборот непродовольственных товаров устойчиво падал – на 9,2 и 12,7% за недели с 12 по 18 сентября и с 19 по 25 сентября соответственно. Причина – снижение реальных доходов населения, изменение потребительского поведения из-за роста неопределенности и сокращения ассортимента товаров, комментировали в ЦМАКП. Словом, наполнения казны по этому каналу ждать не приходится.
Еще один не хилый источник бюджета – штрафы с населения и бизнеса. План на трехлетку повышен до рекордных 435 млрд с гаком. Главная «дойная корова» – водители-дальнобойщики. С них Минфин мечтает собрать «за порчу дорог» в 2023 г. 45 млрд с лишним, на 10 млрд больше к 2022 г. И повышает план на ту же десятку каждый год трехлетки. Значит, подорожают перевозки, подскочит инфляция. Резко увеличен план штрафов и с бизнеса – за административные нарушения. Но их прежде следует выявить – значит, вопреки клятвенным обещаниям, жди частых проверок.
Щапов делает ставку на Фонд национальной безопасности:
– Чтобы компенсировать снижение бюджетных доходов уже введены дополнительные платежи по НДПИ для экспортеров газа. В следующем году также запланировано увеличение нагрузки на экспортеров нефти, газа, удобрений и так далее. Впрочем, мы считаем эти меры недостаточными. Пока из реалистичных источников Минфин называет только ФНБ. Но такими темпами нам ФНБ хватит на несколько лет. И уже сейчас нужно думать, что делать потом. Если все пойдет по плану (а последние три года ничего по плану не идет), то по итогам 2023 года объем фонда уменьшится с 9 до 6 трлн рублей. Собственно, и в 2022 году бюджетный дефицит покрывается в основном за счет ФНБ. С начала года он сократился с 13 до 9 трлн рублей. Ну и, к сожалению, наша страна так и не смогла использовать средства ФНБ на развитие экономики, и он превратился в банальную подушку на "черный день".
И что делать, если и когда «подушка» прохудится окончательно? На этот случай о каких-то планах правительства не слышно.
Игорь ОГНЕВ