ПРЕЗИДЕНТ АВЕТИСЯН – СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

ЭКСКЛЮЗИВ

Повод для вояжа в сентябрьскую Тюмень был у Армена Аветисяна более чем веский – его российский коллега Рудик Манукян готовился отметить своё 50-летие в кругу друзей. А одним из самых близких значился он, президент федерации айкидо Армении, давним знакомством с которым я обязан виновнику юбилейного торжества. Благодаря ему же, главному тюменскому сенсею, мне удавалось общаться с Арменом практически во время каждого его «делового визита» в наш город. Так что на предбанкетный с ним разговор тет-а-тет он согласился безоговорочно.

– С Рудиком мы дружим уже лет пятнадцать, – напомнил мой визави, – а история нашего с ним знакомства прикольна. Рудик собрался в Ереван, чтобы встретиться там с айкидокой по имени Армен, с которым загодя созвонился. Но, приехав, вдруг обнаружил, что потерял номер его телефона, и ему в нашей федерации охотно помогли: «вот номер Армена». Он позвонил, и … сигнал поступил на мой мобильник. Рудик приехал довольно быстро, и мы, обменявшись рукопожатием, отправились на тренировку. С тех пор и пошло-поехало…

– Знаю, что многие из тех, кто далеко не юношей приходит в айкидо (для духовного совершенствования), успели до этого овладеть достаточным арсеналом спортивных навыков. Полагаю, вы из их числа.

– Безусловно. В юности чем только не занимался – вольной борьбой, самбо, баскетболом, греблей на каноэ и байдарках… Правда, в студенчестве (я учился в юридическом институте) было не до спорта. А потом лет в 25 мне в руки попала книжка про айкидо, и после прочтения захотелось заняться этим боевым искусством.

Кстати, айкидо, основателем которого считается японец Морихей Уесиба, переводится как путь к духовной гармонии через движение. Вы же бывали на наших тренировках и наверняка заметили, что все движения в айкидо являются круговыми. Бросок проводится таким образом, что партнёр, не сталкиваясь с противодействием, вращается по круговой траектории и падает естественно, как бы добровольно.

– Признаюсь, наблюдая за вашими тренировками, у меня сложилось впечатление, что айкидо, конечно же, искусство, но вовсе не боевое.

– Наша задача – не «убивать» противника, а снять с него агрессию. Для этого необходимо чётко контролировать ситуацию, что является главным принципом в любом боевом искусстве, к которому по праву относится и айкидо. В нем много боли, но она лишена демонстративности. Зато позволяет на очень тонком уровне ощущать чужую боль как собственную. Айкидо учит состраданию, соучастию, сопереживанию, развивая, тем самым, тонкие грани человеческой души…

– Убедили. Итак, ваш путь в боевое искусство айкидо начался…

– Поехал в Ереван, узнав, что там ребята занимаются, начал с ними тренироваться. Потом отправился в Москву, где «нашёл» очень хорошего мастера – Дмитрия Байдера, у которого многому научился. Позже через него вышел на Масатоми Икеду, ставшего моим первым сенсеем. Икеда жил в Швейцарии и курировал федерации ряда европейских стран, но после внезапной болезни отошёл от тренерской работы. В 2004-м я самостоятельно поехал в Японию с намерением найти там «своего» сенсея. В Хомбу Додзё мне удалось попрактиковаться с несколькими шиханами. Наибольшее впечатление на меня произвёл Шигеру Сугавара, и мне захотелось, чтобы он стал моим сенсеем. В том же году встретился с Дошу Маритэру Уэсибой, внуком основателя айкидо. Оказалось, Уэсиба видел, как я тренировался. Услышав от меня, что приехал из Армении и хочу тренироваться, он сказал: «Хорошо. Вы мне нравитесь, я к вам отправлю шихана». Спасибо, – говорю, – я всех обожаю, но, извините – только Сугавара-сенсей. Он глянул на меня, снисходительно улыбаясь: «это может быть не скоро». Ничего, – говорю, я горец – подожду.

С тех пор каждый год летал в Японию и терпеливо ждал, когда мой избранник скажет «да». Очередная наша встреча состоялась в 2010 году в Москве, где проходил конгресс, на который Сугавара приехал в составе делегации от Всемирного центра айкидо. Там сенсей, наконец, «сдался». И с 2011 года каждый год приезжал к нам в Армению. Эту добрую традицию прервал коронавирус.

– Кстати, тогда же, в 2010-м, президент нашего отечественного Совета айкидо Сергей Кириенко вручил Рудику Манукяну диплом лауреата национальной премии «ТОРНАДО». В вашей коллекции эта награда имеется?

– Я одним из первых поздравил тогда Рудика, получившего диплом и статуэтку за вклад в развитие айкидо в регионах России. Позже ему будет вручена еще одна награда, но уже за развитие детского айкидо. У меня такой нет, поскольку «Торнадо» вручается наставникам, а я практикой мало занимаюсь, мой путь – саморазвитие. У меня есть много хороших сенсеев, и со всеми я работаю, езжу к ним на тренировки, перенимаю всё полезное для себя. Но есть два авторитетных сенсея, без участия которых я не мыслю своего дальнейшего развития – это Шигеру Сугавара (седьмой дан), который является директором департамента инструкторов Всемирного центра айкидо и международный инструктор Такаши Куроки (шестой дан). Работаю с ними пятый год, встречаясь не только у себя в Армении, но и в Японии, России, Болгарии, Греции, Италии, Литве (как раз там мы тренировались вместе с Рудиком).

– Рудик, кстати, рассказывал, что не один год уговаривал Сугавару стать куратором Тюменской федерации айкидо. А ещё говорил, что его знакомство с сенсеем состоялось не без вашей помощи.

– Фактор своего участия не исключаю. Но Рудик очень коммуникабельный товарищ и может с любым наладить отношения. Это его качество, а ещё – трудолюбие и прогрессирующее мастерство, которым он умело делится со своими учениками, Сугавара по достоинству оценил. Через несколько лет сенсей уже прилетел в Тюмень. С того времени мы с Сугаварой встречаемся и в вашем городе, куда он периодически наведывается.

– Во время одной из таких встреч Сугавара в присутствии семинаристов из полутора десятков российских регионов вручил вам на тюменском татами сертификат о присвоении пятого дана…

– Да, осенью 2018 года я получил долгожданный документ из рук сенсея. Это было незабываемо! Кстати, пятого дана мы с Рудиком удостоились одновременно ещё в начале года. Тогда же именные сертификаты нам могли прислать по почте, но мы задумали наведаться за ними непосредственно во Всемирный центр айкидо. В отличие от меня, Рудику уже в феврале удалось слетать в Токио и получить сертификат из рук самого Дошу Маритэру Уэсибы.

– Последний ваш приезд в Тюмень тоже ведь был связан с юбилейной датой.

– Да. В мае 2019 года я привозил нашу команду на традиционный фестиваль, посвящённый 20-летию Тюменской федерации айкидо. Как заметил тогда Рудик, он стал самым представительным за всю многолетнюю историю его проведения и по факту – международным, поскольку участие в нём принимали спортсмены из Италии, Казахстана и Японии. В принципе, и сейчас наведался в ваш город не только с целью поздравить своего друга с солидным юбилеем, но и поучаствовать с ним в проведении семинара. Там будет много тех, с кем постоянно встречаемся на семинарах в Тюмени. Я и у себя постоянно их провожу: приезжают до сорока россиян, и не только из Санкт-Петербурга и Москвы – из разных регионов России. Со всеми у нас очень тёплые дружеские отношения, а с тюменцами за годы общения они стали чуть ли не родственными. У Рудика очень хорошие ученики, а учителя – просто супер! И город классный – чистый, красивый, уютный… Конечно, в Европе тоже есть города чистые и красивые, но в них мне не так комфортно, как в Тюмени. Наверное, это потому, что здесь много добрых, приветливых, улыбчивых людей.

– С которыми вы общаетесь на безупречном русском. Самостоятельно осваивали?

– У нас в школе русский язык преподавался с первого класса. Кроме того, я лет с пятнадцати начал постоянно ездить в Россию, где у меня много друзей в разных городах.

– Вы учились в советское время. А в современной школьной программе русский присутствует?

– Конечно. Все мои дети хорошо говорят на русском.

– И много их у вас?

– Трое: сын и две дочери. Сыну уже 25 лет, он окончил Ереванский филиал американского университета. Старшей дочери – 21, она на третьем курсе медицинского, учится на отлично. А малой – десять, ей, кстати, русский язык нравится, она на нём с детсадовского возраста разговаривает.

– Армен, мне известно, что в вашей стране айкидо не так популярно, как в России?

– Да, в Армении котируются футбол, бокс, шахматы, дзюдо, греко-римская борьба, в которой Артур Алексанян, один из самых титулованных армянских спорт- сменов XXI века, завоевавший на трёх последних Олимпиадах полный медальный комплект, стал в этом году 4-кратным чемпионом мира.

– А вас как угораздило в президенты?

– Ребята посчитали, что как успешный тренер, пользующийся авторитетом не только в спортивных кругах, я смогу реально содействовать развитию айкидо в нашей республике. Сейчас уже отошёл от тренерской работы, этим занимаются мои ученики. Но тренироваться не перестаю. Так что, я счастливый человек – и айкидо, и общественной президентской работой занимаюсь в удовольствие.

НА СНИМКЕ: Армен Аветисян и Рудик Манукян на юбилейном вечере.

/фото из архива автора/


56427