ИЗ ПРОШЛОГО
Как-то раз во время продолжительной поездки ямщик поинтересовался у Федора Ивановича Шаляпина: «Где служишь, барин?». «Пою!». Кучер ухмыльнулся и сказал, мол, все поют, а где работает Ваша Светлость?
…Действительно, многие одаренные творческие натуры часто выбирают себе профессию, далекую от искусства. Так, профессор ТюмГНГУ Борис Алексеевич Богачев, в свое время бравший уроки вокала в Баку у отца знаменитого впоследствии Полада Бюль-Бюль оглы, по окончании службы в армии прошел курс в нефтяном вузе и стал одним из основателей Тюменского индустриального института.
Эдуарда Грибова в 1960-70 г. неслучайно окрестили «Тюменским Шаляпиным». Он обладал редким по силе, тембру и чистоте басом. Исполнял, помимо русских народных песен и романсов, сложные оперные арии, выступал на местном ТV, солировал в сопровождении оркестров и ансамблей, совмещая вокальное искусство с блестящим исполнением классических композиций на балалайке. Я помню замечательный дуэт с гитаристом Юрием Мучулаевым, по основной профессии инженером. Ребята собирались в уютном зальчике Дома учителя, который располагался на месте нынешнего здания администрации города.
Грибова неоднократно приглашали на подготовительное отделение Уральской консерватории, но наш сибирский самородок, помимо музыки, любил науку и технику. Он всю свою жизнь проработал мастером холодильных установок на заводе РЭП (ремонт энергопоездов), имел массу навыков во многих отраслях производства. В свободное время Эдуард прослушивал записи выдающихся артистов, состоял в дружеских отношениях с Николаем Николаевичем Сеченовым, известным коллекционером и собирателем произведений искусства и литературы.
К слову, Н.Н. Сеченов, дальний потомок знаменитого русского ученого, хранил переписку своего отца с Д.Н. Маминым-Сибиряком. В свое время на вещевом рынке он обменивал прижизненные пластинки Ф.И. Шаляпина на …золотые монеты. Вот такие удивительные люди жили в нашем, казалось бы, провинциальном городе!
Михаил ЯБЛОКОВ