КУЛЬТУРА
Съёмки художественного фильма «Вахтовый метод» стали большим событием для Тюмени и тюменцев. Локациями для них были выбраны село Заводопетровское, посёлки «Зеленые холмы» и Ключи, Перинатальный центр, а также городской железнодорожный вокзал. А самое замечательное и неожиданное в этом проекте – то, что «Вахтовый метод» будет фильмом тюменского производства. Без всяких преувеличений и натяжек – съёмочная команда состоит из тюменцев более чем на 70 процентов.
При этом далеко не каждый житель нашего региона знает, что в Тюмени имеется свой собственный, самобытный кинематограф. Даже несмотря на то, что он существует уже много лет. Рассказать об этом явлении я попросил директора продюсерского центра «Мир кино» Максима Габулу.
– Действительно, есть такая проблема – многие ничего не знают о тюменском кино, – признал Максим. – А между тем оно существует, и как и российское региональное кино в целом в настоящее время переживает свой подъём.
Тюменское кино – явление далеко не новое. Созданием фильмов в своё время у нас успешно занимались Роман Мамонтов из медиахолдинга «Сибинформбюро», Константин Одегов, Алексей Титкин и ещё ряд местных кинематографистов. Можно вспомнить такие их творения как «Рисунки дождём», сериал «Ресепшн», экранизации повестей Юрия Полякова «Игра на вылет» и «Парижская любовь Кости Гуманкова»… Сейчас мы создаём на «Ю-Тубе» канал «Тюменское кино» – своего рода антологию, где будут собраны все кинематографические работы тюменцев.
Очень большой толчок тюменский кинематограф получил в 2017 году с образованием центра развития медиа и кино «Медиаполис» Андрея Зубова. Вокруг него и создавалось современное тюменское кинематографическое комьюнити. Благодаря чему впоследствии сформировалась команда продюсерского центра «База Медиа», где «выращиваются» собственные режиссёры и операторы.
Если говорить о наших современных перспективных кинематографистах, я бы назвал такие имена как Владимир Мотырев, Константин Безгодов, Иван Паламар и Михаил Мазулевский. Последний, кстати, за смешные по меркам кино деньги – 600-700 тысяч рублей, снял отличную криминальную драму «Панчер», которая впоследствии ушла в прокат и вышла на стриминговых платформах.
Самым, наверное, ярким кинематографическим событием за последнее время стал проходивший в нашем городе фестиваль «Снять за 72 часа», благодаря которому было создано довольно большое количество «короткометражек». К сожалению, большой их проблемой было то, что все они были сняты в трёхдневный срок. Что, конечно, технически возможно, но сильно влияет на качество. Но в целом, как явление, фестиваль сыграл очень позитивную роль – благодаря ему люди знакомились, объединялись, создавали новые проекты.
– А как вы считаете, почему в таком большом и богатом регионе как Тюменская область изначально не было своей большой киностудии? Почему «Мосфильм» был, «Ленфильм» был, «Одесская киностудия» была, а вот «Тюменьфильма» не было?
– Главная причина – в отсутствии запроса. И даже более того, к моему великому удивлению и сейчас, когда кино в России востребовано как никогда, в сферу интересов ни городского, ни областного департаментов культуры кинематограф не входит. Им почему-то занимается ведомство информационной политики, но не культуры. Почему так сложилось – никто объяснить не может.
– А каков опыт других регионов?
– Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время у государства есть запрос на развитие кинематографа. В особенности он начал проявляться сейчас, в сложившейся ныне ситуации. Хотя есть ряд проблем, и основная из них – то, что съёмочный процесс дорог и ресурсозатратен. Кинематограф – пожалуй, самое дорогое из искусств. Если художнику необходим лишь карандаш и лист бумаги, певцу – микрофон, артисту театра – сцена с кулисами, то кинематографисту ещё до начала процесса необходимо обзавестись камерой, а это уже достаточно дорогое удовольствие. Не говоря уже обо всём остальном.
– Каким же образом справляются с этой проблемой регионы?
– Основной тренд направлен на привлечение центра – чтобы приезжали москвичи, вкладывали здесь свои средства и реализовывали свои проекты.
– Наверное, ярким примером является фильм «Тобол»?
– Да. Ещё можно вспомнить снятого в Тобольске «Конька- Горбунка». И потенциал дальнейшего сотрудничества достаточно широк. Главное – чтобы на местах были сформированы технические и актёрские базы и локации, которыми можно привлечь московских продюсеров. Сейчас мы – продюсерский центр «Мир кино», совместно с командой «Медиаполис» и Тюменским агентством развития креативных индустрий, взяли на себя функции по формированию актёрской базы и списка интересных для съёмок локаций. Чтобы заинтересованные стороны, готовые вложиться в съёмки, понимали, куда они идут, что они здесь будут делать и с кем работать.
Плодом такого подхода и является снимающийся в Тюмени фильм «Вахтовый метод» с большими московскими «звёздами» и всеми атрибутами большого кино. Очень важным моментом здесь является то, что, в отличие от других проектов, почти вся съёмочная команда состоит из тюменцев, начиная от режиссёра, продюсера и оператора и заканчивая декораторами и гримёрами. И выйдет фильм под тюменским лейблом «База Медиа».
Это, конечно, большое событие для нашего региона, внушающее оптимизм, но, к сожалению, насколько я знаю, для большинства членов команды проекта он является своего рода билетом в Москву, чтобы следующие проекты делать уже там.
– А каковы дальнейшие планы у остающихся?
– Нашей главной задачей является дальнейшее развитие региональной кинематографической индустрии, в частности – создание в течение следующих пяти лет полноценной тюменской киностудии с ангаром и цехами, и организация полного цикла съёмок, чтобы в наш город можно было приехать и на имеющейся базе полностью снять кино. Это вполне в наших силах.
НА СНИМКЕ: «Мир кино» за работой.
Роман БЕЛОУСОВ /фото из архива студии/