В одном из номеров «Тюменской правды» (№27 от 14 июля с.г.) опубликован исторический материал «Прямиком к вокзалу». Автор – Елена Дубовская. Я люблю читать ее очерки. Но в данном случае, к сожалению, обнаружил некоторые неточности. Под заголовком «Сквер Семена Пацко» написано: «В 1942 году за 25 дней под руководством комиссара Пацко и начальника вагонного депо Кочеткова железнодорожники построили поезд-баню…».
По этому соцобъекту вообще достаточно неточностей, т.к. о нем много пишем, но мало знаем (нет архивных материалов). В книге «Тюменцы – фронту» (издание 2005 г.) опубликовано «Обращение коллектива рабочих и служащих Тюменского вагонного участка Свердловской железной дороги ко всем трудящимся города о постройке поезда-бани». Но в 1942 г. железная дорога носила имя Л.М. Кагановича (с 1936-го по 1953 годы), а не Свердловская. 4 января в вагонном участке (подразделение вагонного депо) состоялся митинг, на котором согласно Директиве Генерального штаба СССР, было принято решение о строительстве поезда-бани.
И уже двумя днями позже, 6-го, эта инициатива была рассмотрена на бюро горкома ВКП(б), где постановили: ответственность за организацию труда при постройке поезда-бани возложена на секретаря горкома ВКП(б) Купцова, его секретаря Осипова, а также зам. председателя горисполкома Перминова.
Однако в связи с тем, что поезд-баня не мог быть построен силами одного вагонного участка (руководитель Войтик) и даже вагонного депо (руководитель Кочетков), начальник политотдела Шаклеин назначил своего заместителя Пацко быть связующим звеном (комиссаром) между вагонным и паровозным депо.
А уже в конце лета Указом Верховного Совета СССР от 1 августа 1942 г. отличившиеся в этом важном деле отмечены высокими правительственными наградами. За самоотверженный труд при строительстве поезда-бани орденом «Трудового Красного знамени» награжден Н.Т. Войтик (начальник вагонного участка), медалями «За трудовую доблесть» – И.И. Инночкин (токарь вагонного депо), А.И. Кочетков (начальник вагонного депо), медалями «За трудовое отличие» – И.С. Бахтеев (слесарь паровозного депо), К.И. Марков (поездной вагонный мастер).
Как видим, главную роль в этом важнейшем для страны мероприятии сыграл руководитель вагонного участка Николай Тимофеевич Войтик, поскольку комиссар строительства поезда-бани Семен Пацко этим Указом не отмечен.
К сожалению, подобные неточности допускаются и в материалах музейного комплекса (краеведческий музей, ул. Ленина, 2). При входе в вагон поезда-бани (имитация), в частности, сообщается: «14 февраля 1942 года поезд отправился на фронт. Комиссаром поезда был назначен Семен Пацко», т.е. вместе с поездом- баней на фронт поехал комиссар Пацко. Насколько мне известно, уехал 31 человек: два военнослужащих (начальник поезда техник-интендант 1 ранга Кучужин и военком-старший политрук Митряхин), а также 29 вольнонаемных. Семена Пацко в поезде не было.
Есть и такая информация: «…За годы войны тюменцы отправили на фронт два поезда-бани». Интересно было бы узнать: где и когда был построен второй состав? В г. Ишиме был построен бронепоезд «Патриот», но не поезд-баня.
Или еще: «В 1942 г. лесозаводы «Республиканец» и «Красный Октябрь» объединились в одно предприятие – ДОК «Красный Октябрь». Во-первых, они не объединились, а присоединились к ДОКу, т.е. пропущено главное – ведущее – предприятие; во- вторых, ДОК до объединения назывался Деревообделочный комбинат, а после объединения – Деревообрабатывающий комбинат.
Следующая запись: «Лесозавод «Красный Октябрь» был расположен по ул. Комбинатская». По улице Комбинатская находился ДОК, а лесозавод «Красный Октябрь» – за Троицким монастырем и электростанцией, и его адрес значился так: г. Тюмень, лесозавод «Красный Октябрь» (без улицы).
Очень хотелось бы, чтобы наши краеведы и музейные работники не допускали неточностей, глубже и тщательнее изучали историю города. А досадные промахи Светлана Юрьевна Сидорова, директор музейного комплекса, надеюсь, устранит.
Юрий ЛЫСКОВ, житель г. Тюмени с 1938 года