В ПОИСКАХ НОВЫХ СМЫСЛОВ

КОНКУРС

5 ОКТЯБРЯ В КРЕМЛЕ ОБЪЯВИЛИ ИМЯ АБСОЛЮТНОГО ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ -2022»

ПОБЕДИТЕЛИ И ПРОВИДЦЫ

На торжественной церемонии закрытия конкурса в ДК «Нефтяник» (г. Тюмень) объявлена пятерка призеров, которые отправились в Москву на завершающий, третий этап испытаний. В число лучших учителей России вошли: Зильфира Батырова (ЯНАО), Вероника Мушкарина (Челябинская область), Дмитрий Лутовинов (Московская область), Юлия Бахмутская (ДНР), Ахмед Ламаркаев (Чеченская Республика). У каждого из них теперь есть свой хрустальный пеликан – приз, который вручают победителям конкурса «Учитель года». Но у этих птиц размах крыльев чуть меньше, чем у Большого Пеликана, который получит абсолютный победитель конкурса.

Напомним, что в прошлом году абсолютным победителем конкурса «Учитель года России» стала Екатерина Костылева из тюменской гимназии № 16. До нее наши педагоги не раз оказывались в числе призеров, но не достигали таких высот победителями. Успех Екатерины Костылевой позволил впервые провести в Тюмени завершающие отборочные этапы конкурса. К нам приехали 88 лучших учителей со всех уголков страны, в том числе из Донецкой и Луганской народных республик.

Настоящие учителя – всегда немного провидцы, на момент начала конкурсных испытаний еще никто точно не знал, когда эти регионы войдут в состав России. Но так совпало, что за день до объявления пятерки призеров конкурса в Кремле были подписаны договоры о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России.

ИСПЫТАНИЯ И АФОРИЗМЫ

Участники финальных этапов конкурса провели в Тюмени почти две недели: торжественная церемония открытия состоялась 21 сентября, в следующие четыре дня проходили конкурсные испытания «Урок», затем, 26 сентября, в прямой трансляции показывали «Воспитательное событие», а на следующий день объявили 15 лучших педагогов. Им дали день передышки, и снова начался конкурсный марафон: 29 сентября учителя провели мастер-классы, позже – в режиме пресс-конференции отвечали на «Вопросы учителю года».

Насколько сложными были эти испытания, можно проверить на себе. Попробуйте максимально быстро сформулировать ответы, например, на такие вопросы: «Чему не может научить учитель и почему?», «На какой вопрос ученика вы не смогли найти ответ?», «Какой воспитательный эффект может быть от ЕГЭ?», «Какие жизненные задачи можно решить с помощью теоремы Пифагора?», «В учительской профессии прославиться сложно, но как это сделать, чтобы войти в историю?»… Причем ответы должны быть не банальными, а яркими, интересными и при этом лаконичными. Кто-то даже вспомнил про «краткость – сестру таланта». Иногда участникам действительно удавались формулировки, похожие на афоризмы: «Ничто так не способствует борьбе с преступностью, как ЕГЭ. Занятость вытаскивает детей с улицы» (Ильсур Зиганшин, Татарстан). Или: «Теорема Пифагора строит жизненные перспективы» (Зильфира Батырова, ЯНАО). А еще: «Наставник тот, кто дает крылья» (Дмитрий Лутовинов); «Войти в историю жизни ученика – значит, войти в историю» (Вероника Мушкарина, Челябинская область); «Все хотят изменить мир, но мало кто хочет изменить себя» (Ахмед Ламаркаев, Чеченская Республика).

Были вопросы и посложнее, почти провокационные. Например, один из членов ученического жюри процитировал Максима Горького, который считал, что образование – вещь непрактичная, талант – важнее. Писателю, конечно, виднее, но учителя готовы были с ним поспорить: талант может и опьянить, и погубить, и угаснуть, поэтому без трудолюбия – никуда.

ФУНДАМЕНТЫ И ЦЕПОЧКИ

Разговор о том, каким должен быть современный учитель и какое он получает образование, продолжился на панельной дискуссии «Ренессанс отечественного образования». Это была попытка проанализировать, какие наработки были в отечественной педагогике, стоит ли изобретать в этой науке велосипед, используют ли вузы при подготовке студентов сокровища педагогического опыта прошлых веков или с современными требованиями они несовместимы?

Удивительно, но в современных методиках образования действительно используется «хорошо забытое старое». Например, систему опережающего обучения создала еще в 50-х годах советский педагог-новатор Софья Лысенкова. Работа на уроке в группах предложена народным учителем Виктором Шаталовым, а Игорь Волков стал родоначальником педагогики сотрудничества и, как бы сейчас сказали, индивидуальных траекторий обучения. Многие считают, что практико-ориентированное обучение было придумано на западе, но эти методы описаны в отечественной педагогике еще в 19-м веке. В советской педагогике были и наработки по технологиям проблемного, дифференцированного обучения. Когда-то все эти методики изучали в педвузах, но в 90-х и 2000-х годах высшее педагогическое образование в стране, как констатировали на панельной дискуссии, «находилось в состоянии турбулентности». В то время достижения отечественной педагогической науки были поставлены под сомнение, оказались в забвении. Педагогические вузы перестали получать госзадание на развитие прикладных и фундаментальных исследований. Педагогические школы ослабли, потеряли темп жизни, что сказалось в целом на подготовке кадров. И только теперь началось возрождение отечественной педагогики. Школьное образование перестали, наконец, называть услугой, заговорили о его воспитательной, мировоззренческой миссии.

– Перед вузами стоит сложная задача – соответствовать времени и при этом не ломать то хорошее, что было, – считает Светлана Алешина, ректор Оренбургского государственного педагогического университета. – Раньше у студентов педвузов была непрерывная педпрактика, с первых дней их погружали в профессию, сейчас же интенсивность такой работы во многом зависит от конкретного вуза. Но последние годы студенты становятся другими, педагогику снова выбирают осознанно, все чаще на это направление поступают с высокими баллами по ЕГЭ.

– Мы сравниваем несравнимое – педобразование в советской России и современной, – вступил в дискуссию Константин Подрезов, ректор Тульского государственного педагогического университета. – В 80-м году, например, в системе всего высшего образования было чуть более миллиона человек, сейчас – около 7 миллионов. Высшее образование утратило свою элитарность. Кроме того, в СССР студент педвуза обязательно попадал в школу, сейчас – далеко не всегда. И в этом вина всей системы педагогического образования, в которую вуз фактически не встроен. Это итог того, что мы жили в среде непопулярности педобразования почти 30 лет.

– Все-таки надо говорить не о провалах, а о цепочках и взаимосвязи событий. Нужны серьезные исследования в области современной педагогики, чтобы ставить диагнозы, а их давно не проводилось, – уверен Владимир Андреев, ректор Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики. – Образование нельзя отделить от конкретной исторической ситуации.

Участники дискуссии подсчитали, что за 33 года работы конкурса «Учитель года» в нем было около 3200 финалистов – это огромный потенциал педагогов- практиков, и его надо использовать во благо России. Сам конкурс «Учитель года» надо встраивать в работу университетов. Например, финалистов активней привлекать к чтению лекций в педагогических вузах. Для студентов это будет максимально полезным опытом. Можно в вузах создавать педагогические клубы, где лучшие педагоги будут делиться своим опытом. Или – в вузах, как и в школах, вести разговоры о важном, чтобы выстраивалась взаимосвязь обучения от детских садов до высшего образования.

Впрочем, все участники дискуссии согласились с тем, что такое обсуждение темы – не завершение, а лишь начало поиска решений. Особенно с учетом того, как меняется мир. Как было сказано на торжественной церемонии, современная школа сейчас находится на этапе поиска новых смыслов.

– У каждого конкурса и каждого конкурсанта есть высший свой смысл – это открытие новых пространств, новых идей, – уверена Лидия Русакова, директор школы № 70 «Сотрудничества»: – Но учитель должен всегда работать в пространстве вечных смыслов: культуры, образования, ценности человеческой жизни. А самым актуальным для всех является сейчас обращение к родной культуре. Были годы, когда мы пытались учиться у всех стран мира, но при этом забывали свои собственные ценные идеи, открытия, находки. Сейчас мы снова обратились к ним. И я рада, что именно так все происходит.

НА СНИМКАХ: на конкурсе «Учитель года России -2022».

Инна ГОРБУНОВА /фото автора и пресс-службы конкурса/


56314