На летнем чемпионате страны по лыжным гонкам тюменцы завоевали четыре медали: золотую, две серебряные и бронзовую. Думаю, хозяева «рвали жилы» на асфальте «Жемчужины Сибири», желая не только оправдать ожидания своих болельщиков, но и не «ударить лицом в грязь» перед легендарной Еленой Вяльбе. А она внимательно наблюдала за роллерными баталиями все два дня своего пребывания в Тюмени: в пятницу – из комментаторской кабины, помогая вести телерепортаж известному спортивному журналисту Дмитрию Рыбьякову, в субботу – с VIP-трибуны, где мы с ней и пообщались в перерыве между гонками.
Беседу с Еленой Валерьевной я начал цитатой из журнального интервью с Сергеем Усольцевым, мастером спорта по лыжным гонкам, региональную федерацию которых он возглавлял с 2004 года. Вспоминая тогда первый «домашний» чемпионат России, проведённый здесь в марте 2011-го, Сергей Леонидович известил: «Могу ответственно заявить, что эти соревнования состоялись только благодаря президенту федерации лыжных гонок России Елене Валерьевне Вяльбе, ведь на «Жемчужине» продолжалась стройка. Прекрасно помню, как под занавес «обзорной экскурсии» по Центру мы подвели её к VIP-трибуне, исполненной в черновом варианте. Увидев на центральном сиденье нашу рукописную заготовку – «Здесь будет сидеть Елена Валерьевна Вяльбе» – столичная гостья улыбнулась и… Чемпионат, до которого оставалось всего полгода, был внесён в календарный план федерации лыжных гонок России».
– Так оно и было – практически авантюрная история (улыбается). Здесь, в принципе, не только ничего не было достроено – тут вообще конь не валялся. Но, знаете, когда Сергей с уверенностью в голосе сказал: «Лена, мы всё сделаем», конечно, я не имела права не поверить. На самом деле, я думаю, что это и для них было неким толчком, чтобы ускориться. Во всяком случае, приехав на дебютный для Тюмени чемпионат России, мы увидели – всё действительно было сделано, словно по мановению волшебной палочки. И сегодня «Жемчужина Сибири» – одно из лучших в стране спортсооружений для проведения соревнований по лыжным гонкам самого высокого уровня. А экс- президент вашей региональной федерации Сергей Усольцев стал этой весной моим заместителем в должности вице-президента ФЛГР по работе с территориями. Безусловно, «Жемчужине» не хватает гостиницы, но, надеюсь, что эту проблему Тюмень решит.
– Елена Валерьевна, меня не удивляет, что спортсмены национальной команды «за глаза» называют вас мамой, ведь лыжную сборную вы считаете семьёй, из которой сами вышли. Знаю, с родителями некоторых сегодняшних успешных гонщиков вы даже в ней состояли.
– Да, у нас есть дети, с чьими родителями я была в команде. Бегала, например, с Виталиком Денисовым (бронзовый призёр чемпионата мира‑2001, участник Олимпиады‑2002 – С.П.), сегодня радует своими успехами его сын Никита (чемпион мира среди юниоров – С.П.). Выступала с мамой и дядей быстро прогрессирующего гонщика Савелия Коростелёва – Натальей Коростелёвой и Колей Мориловым. Бегала с Натальей Барановой, дочь которой Алёна уже года три-четыре состоит в сборной команде. Соперничала с Юлей Чепаловой, сейчас в юниорской команде набирается мастерства её дочь Олеся. Знаете, с 2010 года, как только возглавила федерацию, я всё время говорю: мы должны быть, как одна семья. А это значит, что мы должны понимать друг друга, уважать друг друга, помогать друг другу. Конечно, как в любой семье, у нас бывают какие-то раздоры, но они разрешаются по- родственному. Сегодня в команде царит по-настоящему семейная атмосфера. И это на самом деле здорово! Сейчас в сборной сложились очень хорошие отношения между тренерами.
– Не удивительно, ведь ваш тренерский штаб не подвержен кадровой чехарде, чем нередко грешат в некоторых других видах спорта.
– На самом деле, в спорте невозможно, чтобы ты за один сезон понял, насколько правильно работает тренер. Какой бы универсальной ни была методика, любой тренер – это новый подход к тренировочному процессу. Спортсмен – не гаджет, который подзарядил в розетку, и он у тебя работает. Его организм адаптируется к новой нагрузке, привыкает к ней. На самом деле, мне кажется, чтобы безошибочно оценить работу тренера, надо дать ему возможность пройти олимпийский цикл – четыре года. Даже если в первый что-то не получилось. Впрочем, у нас просто нет такого, чтобы прямо все повально у тренера не бежали и мы бы его оставили. Нет у нас такого. Может быть, немножко обидно юниорским тренерам – они «обречены» поставлять нам отличившихся спортсменов… Но они тоже в нашей семье, мы их любим, ни в чём их не ущемляем, они, безусловно, становятся заслуженными … Просто у каждого свой участок работы, своя зона ответственности, в том числе и у тренеров, которые работают в регионах. А с обидчивыми нам не по пути.
– Сейчас на трассах «Жемчужины» спортсмены, как было заявлено, соревнуются в лыжероллерной программе. А разве нельзя было назвать эти соревнования чемпионатом России по гонкам на лыжероллерах?
– Гонки на лыжероллерах – отдельная дисциплина, которая входит в программу официальных соревнований ФЛГР (Федерация лыжных гонок России) и FIS (Международная федерация лыжных гонок и сноубординга). По ним проходят чемпионаты России и мира, где спортсмены бегают на специальных (скоростных) роллерах. Мы же бегаем на роллерах, на которых тренируемся. Они не соревнуются зимой, а мы летом, по большому счёту, не соревнуемся. Вот и к этому чемпионату специально не готовилась. У каждого есть тренировочный план, и эти соревнования должны гармонично в него вписаться.
– Стало быть, пополнение от лыжероллерных гонщиков вам не поступает?
– Пополнение от них не поступает, но они тоже входят в нашу большую лыжную семью.
– Сегодня российский спорт, по существу, изолирован от международных стартов. Как у вас обстоят дела с «импортозамещением»?
– Знаете, во время совместного сбора в Архангельске я ребятам сказала: мы готовимся к следующим Олимпийским играм. Что бы ни случилось в этом году – будем мы участвовать в международных соревнованиях или не будем – вам надо помнить, что для спортсмена главная цель – стать олимпийским чемпионом (как для солдата стать генералом). Вы должны к этому стремиться и готовиться. Я всегда на всё смотрю с большим оптимизмом, но сейчас вероятность того, что нас допустят к международным стартам, практически нулевая. Однако не думаю, что у нас в команде есть те, кто намерен её бросать – «на фиг мне всё это нужно, лучше валить из этой страны». О своём решении относительно нас Международная федерация лыжного спорта и сноуборда объявит в первых числах октября. Если нас не допустят к международным стартам, переживём. Мы уже перекроили календарь спортивных соревнований – им предусмотрено много стартов внутри страны. Этапы Кубка мира стартуют практически каждые выходные, и у нас будет то же самое. А в период чемпионата мира проведём альтернативные старты с приглашением иностранных спортсменов. И они, наверное, будут покруче, ведь на сегодня наши лыжники – сильнейшие в мире.
– Думаю, на главных соревнованиях года скандинавам будет скучно без россиян.
– Не то что скучно. На самом деле, профессионалы прекрасно понимают: когда нет конкуренции, пропадает интерес к спорту. Уверена, международные федерации будут нести большие потери на «телевизионном фронте» – кому интересны трансляции с соревнований без сильнейших? Но я всё-таки надеюсь, что у их руководителей должно проснуться здравомыслие.
– Похоже, к этому их слегка подталкивает Томас Бах, президент МОК.
– Ой, что он говорит, я знаю: то же самое, что и раньше. А эта его рекомендация так написана, что в ней не прочитывается приказ к действию. Я уверена, что президенты международных федераций общаются с ним именно на тему финансовых потерь: вы-то, мол, Олимпийский Комитет, денег не теряете, потому что проводите соревнования раз в два года. Но они – люди подневольные.
– Елена Валерьевна, после премьерного просмотра фильма «Белый снег», погрузившего нас в атмосферу чемпионата мира‑97, на котором вы собрали всё «золото», мне подумалось, что в Норвегии Вяльбе до сих пор популярна.
– В Скандинавии – да. В Финляндии, может, даже в большей степени. Я всё-таки там родилась… Как спортсменка (смеётся). Первый мой взрослый чемпионат мира был в Финляндии, и там я завоевала сразу две золотые медали.
– Вычитал в Интернете, что ваша мама родилась в посёлке Таскан Ягоднинского района. Выходит, мы с ней соседствовали – наша семья проживала в двенадцати километрах от Таскана. К сожалению, после отъезда (по окончании средней школы) на «материк», я ни разу не бывал на своей малой родине. А вам после переезда в Москву доводилось бывать в Магадане?
– В Магадане я бываю минимум два раза в год, буквально две недели назад (наша беседа состоялась 17 сентября – С.П.) прилетела оттуда. Там с 1989 года проводятся мои соревнования. В пандемию только один год не проводили.
Из досье
Елена Валерьевна Вяльбе (в девичестве Трубицына) родилась 20 апреля 1968 года в Магадане. Трёхкратная олимпийская чемпионка, 14-кратная чемпионка мира, 5-кратная обладательница Кубка мира. На чемпионате мира‑1997 выиграла все пять гонок, это уникальное достижение до сих пор никто не смог повторить. Внесена в Книгу рекордов Гиннесса как лучшая лыжница ХХ века. Кандидат педагогических наук. От первого брака с эстонским лыжником Урмасом Вяльбе имеет сына Франца, подарившего ей в 2011 году внучку (в фильме «Белый снег» Ангелина сыграла детскую роль своей легендарной бабушки) и внука Даниила. Во втором браке (с бизнесменом Максимом Довольновым) родила двух дочерей – Полину (2002) и Варвару (2014).
НА СНИМКЕ: с легендарной землячкой.
Сергей ПАХОТИН
Сергей УСОЛЬЦЕВ /фото/