КУМИРЫ
Долгое время его мало кто знал в лицо. Вернее, не помнил: все-таки певец не часто светился на экране. Но чарующий голос, звучащий за кадром, запоминался мгновенно. А уж когда он появился на сцене фестиваля «Песня года» в дуэте с Валентиной Толкуновой, охочая до сенсаций публика, не имевшая Интернета, тут же приписала им роман. Еще бы, такой красавец с гусарскими усами и изысканными манерами. С тех пор прошло более 40 лет, а он по-прежнему в строю и все так же хорош.
К своему 75-летию заслуженный артист России Леонид Серебренников подошел с креативом и долей юмора. Вроде время подводить итоги, а сколько хочется еще сделать и испытать. Записать дуэты с лучшими актрисами страны, которые моложе на много лет, или попробовать сменить амплуа и спеть совсем в другом жанре. И он выбирает самый популярный, но и самый щекотливый – шансон. Казалось бы, три аккорда, как и следует из названия программы, но Леонид и здесь подошел с филигранной точностью и потрясающим артистизмом. И что ни номер, то успех и удивление молодых зрителей. Потом его спрашивали, каково это, когда тебя оценивают коллеги, пусть и работающие в другом жанре. Он только улыбался в усы, зная что-то свое, сокровенное.
Актер по образованию, а также певец, прославившийся как исполнитель песенных циклов и песенных композиций, романсов, арий из оперетт, лирических песен и других произведений. Песни в его исполнении звучат в более чем ста кинофильмах.
Отец прошел войну, после которой работал в Горном институте на должности заместителя директора по хозчасти. Мать, мечтавшая когда-то стать балериной, по окончании института работала маркшейдером.
Спустя время, в Институте горного дела ей предложили должность секретаря ученого совета. Родители обладали красивыми голосами, любили петь. Любовь к пению унаследовал и их сын.
О профессии актера Леонид мечтал с детства. Это и стало причиной его настойчивых попыток поступить в Театральное училище им. Щепкина. В течение двух лет до зачисления в училище Серебренников работает чертежником, токарем, продолжая учить стихотворения, басни и прозу. На третий раз удача повернулась к нему лицом. Он поступает на курс Народного артиста Н.А Анненкова. На одной из репетиций руководитель обращает внимание на голос Леонида и пророчит ему будущее певца.
В 1971 году Серебренников заканчивает училище, участвуя в дипломных спектаклях «На дне» в роли Луки, а также в «Талантах и поклонниках» в роли Дулебова. Слова учителя о его даровании вспомнятся ему еще не раз – во время службы в армии и после нее. В итоге увлечение песней сделало его профессиональным эстрадным певцом. С 1974 года Серебренников работает в Москонцерте солистом оркестра, затем в Росконцерте солистом в «Советской песне», «Современнике» и «Экспрессе».
В 1982-м он получает звание «Заслуженного артиста Дагестана». В 1984-м возвращается в Москонцерт и работает там до настоящего времени.
На молодого певца обратили внимание не только композиторы, телевизионщики, но и кинематографисты. Он занимается озвучиванием популярных фильмов. Зрители и профессионалы по достоинству оценили его красивый тенор, в котором слышались как ноты проникновенной теплоты, так и драматическая насыщенность. Благодаря большому диапазону своего голоса, он без напряжения «маневрировал» в трех октавах.
Одним из неоценимых его качеств была и остается оперативность, выражающаяся в способности чувствовать художественный замысел произведений, суть и стиль образов, характеры героев. В постижении содержания ему помогает актерская школа, в понимании характера мелодии – природная музыкальность. Песня «Белый айсберг» стала одним из финалистов «Песни-80».
Кинематограф занял одно из главных мест в творческой биографии певца, голос которого прозвучал в более 70 фильмах. Всего в кино им было исполнено свыше ста песен. Многие из них приобрели широкую популярность и прочно вошли в нашу жизнь.
Особую ценность представляет внутренняя наполненность певца, его искренность и правдивость, в каком бы жанре он не выступал. Он тщательно готовится к каждому своему концерту. Композиторы доверяют ему и охотно предоставляют артисту новые песни.
Сотрудничество Л. Серебренникова с известными поэтами – авторами песен и композиторами, началось также с кинематографа. С его участием проходят многие творческие вечера ведущих поэтов и композиторов.
Я уже упоминала его дуэт с Валентиной Толкуновой «Диалог у новогодней елки». Впервые композиция, пусть и в сокращенном виде, прозвучала в оскароносной картине «Москва слезам не верит». Позднее артисты дали ей вторую жизнь, и она прочно вошла в репертуар многих коллективов. Спустя годы Серебренников с Толкуновой записали еще одну песню «Старый вальс». Очень трогательную, ностальгическую, о людях, которым кажется, что все хорошее у них в прошлом. Наверное, так себя чувствовали многие артисты в 90-е, когда и состоялась премьера.
Но Леонид себя не потерял. Он стал первым автором и ведущим программы «Романтика романса» на канале «Культура» и до сих пор принимает в ней активное участие. Исполняет песни и из своего репертуара, и забытые мелодии. Подготовил специальную программу «Леонид Серебренников и его леди», с которой гастролирует по стране. И обязательно звучат музыкальные произведения из фильма «Обыкновенное чудо». Он и сам считает свою жизнь простым чудом, подарившим ему столько встреч и любимую работу, не закончившуюся на пенсии.
Юлия КОНКИНА