ЗОЖ
Слово «хакеры» появилось в нашем лексиконе уже довольно давно, и к нему все успели привыкнуть. Так называются взломщики компьютерных сетей и паролей. А вот похожие слова «биохакеры» и «биохакинг» – порождения более поздних времён. Но, тем не менее, их приходится встречать в СМИ и Интернете всё чаще и чаще.
А кто такие эти биохакеры? Что взламывают они? Об этом я спросил у человека, знакомого с биохакингом не понаслышке –директора тюменской медицинской клиники «ГЛАВНОЕ ЗДОРОВЬЕ» Виктора Романенко.
– Это понятие появилось на рубеже столетий. Первыми, кого назвали биохакерами, были учёные, занимавшиеся генной инженерией, но не профессионалы, а главным образом любители- энтузиасты. – Главная идея биохакинга заключается в поисках путей устранения нарушений и сбоев, ведущих к изнашиванию и старению человеческого организма, в том числе путём «взлома» и перестройки генетического кода. Один из таких энтузиастов, учёный-физик, создал генетическую лабораторию прямо в своём гараже.
Со временем такие исследования стали привлекать серьёзные инвестиции, суммы которых исчислялись миллионами долларов. Продление человеческой жизни, а тем более здоровой и полноценной жизни – очень заманчивая тема. К движению подключились даже философы и духовные деятели, обосновывающие биохакинг с религиозной точки зрения. А что, в Библии и других священных текстах ведь написано, что раньше люди жили гораздо дольше, чем сейчас – значит, такое долголетие в наших организмах потенциально заложено, и надо просто найти способы его реализовать.
– А как смотрит на такие изыскания официальная медицина?
– Консервативная официальная медицина – со скепсисом. Медицинская наука считает, что у человеческого организма, как и у любого другого, существует определённый жизненный цикл, обусловленный биохимическими процессами, и он не такой уж большой. На что биохакеры отвечают: наша цель как раз в том, чтобы взломать и изменить эти циклы.
Только один пример. Существует предел деления и обновления человеческих клеток, так называемый предел Хейфлика. При приближении к этому пределу клетки начинают проявлять признаки старения. Официальная медицина считает, что предел Хейфлика непреодолим. Биохакеры же ищут способ продлить процесс деления клеток, а следовательно – и обновления всего организма. И некоторые успехи на этом пути уже достигнуты. В том числе и благодаря нашим, тюменским учёным из филиала Института фундаментальной и клинической иммунологии и компании «НИИ биотехнологий Митокей». Предназначение разработанных ими препаратов – удлиннение участков ДНК на концах хромосом, так называемых теломер, и посредством этого увеличение количества циклов клеточного деления.
– Имеются ли уже какие-то конкретные результаты? Что говорят клинические испытания?
– Препараты были отправлены в американские лаборатории, где есть микроскопы, позволяющие наблюдать клетку в процессе её жизнедеятельности (у нас они тоже имеются, но, какнипарадоксально, провести эксперименты в Америке оказалось намного дешевле), и они показали, что да – увеличение теломер действительно происходит. Скажется ли это на продолжительности человеческой жизни? Чтобы это проявилось наглядно, должно пройти много лет. Слишком уж большими отрезками времени приходится оперировать при испытаниях таких препаратов. Поэтому сейчас они и не получают поддержки и одобрения в системе здравоохранения.
Хотя имеются всё же косвенные способы оценить степень старения человеческого организма и эффективность средств борьбы с ним. Это биомаркеры – показатели, позволяющие судить о том, насколько организм здоров и какой у него потенциал дальнейшего существования. Таких биомаркеров множество – те же теломеры, длина пульсовой волны, деятельность митохондрий, наличие воспалительных процессов… Но, к сожалению, пока не существует унифицированного, общепризнанного способа их измерения и интерпретации.
В этом году наша клиника совместно с советом социально ориентированных НКО Тюменской области под управление Михаила Мельцера начали большой проект под названием «Волонтёры долголетия», который позволит на значительной выборке сравнить различные методы оценки биомаркеров. Судя по отзывам наших иностранных коллег, аналогичных проектов в мире ещё не было. Он позволит выяснить, насколько коррелируют различные методы оценки биомаркеров и выбрать из них реально работающие.
Когда появятся статистически значимые данные, мы сможем понять, как влияют на здоровье и скорость старения организма определённые факторы – такие как, например, алкоголь, курение, или, наоборот, занятия йогой, бег по утрам и «моржевание». После чего мы сможем давать те или иные рекомендации для желающих замедлить свои биологические «часы» и прожить более продолжительную и насыщенную жизнь.
Кстати, внести свой вклад в дело преодоления старения, присоединившись к проекту, может любой житель Тюмени.
– Насколько я знаю, биохакерами называют себя не только «взломщики» генетических кодов, но и люди, пытающиеся воздействовать на свой организм с помощью различных комбинаций биологически активных веществ. Как вы считаете, такие эксперименты оправданны?
– Плохо, что этим занимаются энтузиасты-одиночки, без системного подхода. Не говоря уже о поддержке таких исследований со стороны официальной медицины и государственных органов здравоохранения. Поэтому мы можем делать выводы, опираясь лишь на единичные случаи. Принял, допустим, человек курс каких-нибудь препаратов или БАДов – и стал ощущать себя энергичнее и бодрее. Но другому такой же точно курс может принести и вред. Ведь каждый организм индивидуален и уникален.
Есть вещества, которые теоретически должны способствовать улучшению тех или иных функций нашего организма. Но, не имея полной, всесторонней картины процессов нашего метаболизма, устраивать подобные опыты довольно рискованно. Можно, например, улучшить свои когнитивные функции, но при этом «посадить» печень или почки. Так что к «кустарным» экспериментам с БАДами я отношусь с осторожностью.
Но есть и ещё одно направление биохакинга, которое я практикую и активно проповедую – так называемая превентивная медицина. Она заключается в регулярных обследованиях своего организма для выявления патологических изменений, а самое главное – их причин, в целях последующего подавления. И желательно не постфактум, а ещё на стадии зарождения. Достаточно несложные анализы позволяют выяснить, что иммунная система сработала на какой-то фактор, а более точные исследования помогают этот фактор локализовать.
Что же дальше? Врачи в поликлиниках в таких случаях обычно назначают противовоспалительное средство. Вместо того чтобы выяснить, почему воспалительный процесс вообще появился и бороться с этой первопричиной, а не с её следствием. Но это неправильный подход.
Ни для кого не секрет, например, что такое аллергия. Это неспецифическая реакция на какой- нибудь внешний раздражитель. Но проблема-то не в самом этом раздражителе, а в том, что где-то что-то сломалось в нашем организме, и потому он так реагирует на тополиный пух или кошачью шерсть. Вот с этой поломкой и надо работать, а не купировать её следствие антигистаминными препаратами. Этим мы и занимаемся в нашей клинике.
– А какими бывают эти первопричины?
– Самыми разными. Может быть, банальная инфекция, может ДНК-вирус, может какой- нибудь грибок или попавшее в организм токсичное химическое вещество... Не последнюю роль могут играть стрессовые нагрузки, и тогда необходима будет психосоматическая терапия.
– Каким же образом патологические изменения можно вовремя отследить?
– Есть различные методы. Самые распространённые из них – лабораторные анализы. Не менее важны визуальные – УЗИ, МРТ и тому подобные, позволяющие своевременно увидеть подозрительные новообразования. Кроме того, существует частотно-волновая диагностика, которая позволяет обнаружить изменения уже на клеточном уровне.
– Но насколько эти методы удобны и доступны? Давайте возьмём среднего тюменца со средними материальным ресурсом, который проводит большую часть времени на работе и не имеет особой возможности оплачивать дорогостоящие медицинские услуги. Какой самый необходимый минимум вы посоветовали бы такому человеку?
– Как минимум – раз в год отправляться на диспансеризацию. Её можно пройти в поликлиниках совершенно бесплатно. Если уже появился хоть малейший повод насторожиться – делать чек-апы (так называются подробные обследования конкретных частей и систем организма за короткое время).
Во многих клиниках можно провести комплексное обследование за совсем непродолжительное время – в пределах трёх часов, и за вполне доступную сумму. Например, в нашей клинике такое комплексное обследование стоит 8 тысяч рублей.
– А насколько глубоким будет такое обследование?
– Оно выявит все процессы, происходящие на данный момент в организме, вплоть до клеточного уровня. Бывало, мы обнаруживали скорое появление раковой опухоли на таком этапе, когда ещё не было самого новообразования, по изменениям в клетках. И лучше всего останавливать подобные процессы именно на таком этапе, превентивно. Потому что если запустить хоть немного – всё станет очень непредсказуемо, бывают такие виды рака, которые «сжигают» человека очень быстро, буквально за неделю.
Отслеживаются и появляющиеся в организме инфекционные агенты – вирусы, бактерии, грибки, которые являются причиной большей части всех известных заболеваний. Самый свежий пример – недавно в нашей клинике проходил обследование человек, долгое время страдавший пиелонефритом и мочекаменной болезнью почек. Он долго и мучительно лечил их, но лечение помогало плохо и ненадолго. В итоге выяснилось, что первопричиной была стрептококковая инфекция. И лечить надо в первую очередь её, а следствия исчезнут вместе с причиной. Подобных случаев в нашей практике масса.
– Народная мудрость гласит, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Что мы можем сделать для профилактики болезней?
– Первое и главное – ограничить потребление вредных продуктов. Звучит банально, но оттого не менее актуально. Уже даже каждый малый ребёнок знает, что сахар опасен для здоровья, однако посмотрите, сколько в магазинах продаётся кондитерских изделий, которые пользуются огромным спросом. Сюда же можно отнести дрожжи и их производные, в том числе белые сорта хлеба, которые почему-то считаются более «элитными», чем здоровый, бездрожжевой хлеб. Огромный вред нам наносят всякого рода полуфабрикаты, такие как магазинная колбаса, в которой всяких стабилизаторов, консервантов и прочих «улучшителей» едва ли не больше, чем мяса. Ну и, конечно, больной вопрос – алкоголь. Основная его опасность даже не в том, что спиртное поражает внутренние органы и вызывает зависимость, хотя и это тоже, а в том, что оно разрушает память. Не ту, про которую вы подумали, а клеточную, что намного страшнее.
Если мы ограничим себя в потреблении хотя бы только перечисленных продуктов, этого будет уже достаточно, чтобы почувствовать себя значительно лучше. Как известно, желудок – основа нашей иммунной системы, поэтому давайте его не захламлять.
Для нормального функционирования организма очень важно полноценно снабжать его кислородом и поддерживать в тонусе сердечно-сосудистую систему, а для этого регулярно заниматься аэробными упражнениями и правильно дышать. Да, многие из нас даже дышат неправильно, поверхностно, не задействуя весь объём лёгких. Особенно это касается женщин.
НА СНИМКЕ: Виктор Романенко.
Роман БЕЛОУСОВ /фото из архива В. Романенко/