КОРОЛЕВА ЛЕДОВОЙ ДОРОЖКИ

ИСТОРИЯ СПОРТА

Как известно, первым доморощенным олимпийцем нашего региона является борец греко-римского стиля Владимир Чебоксаров. На Играх-1976 в канадском Монреале сегодняшний почётный гражданин Тюмени выиграл серебряную медаль. Но войти в историю тюменского спорта в качестве олимпийского первопроходца шестнадцатью годами раньше могла конькобежка Тамара Масленникова.

Эту уникальную спортсменку открыла в своё время для меня Ираида Филипповна Попова. Помню, в музей истории областного спорта, которым она тогда заведовала, наведался с целью собрать материал о первом в Тюменской области мастере спорта СССР по конькобежному спорту, коим официально значилась героиня задуманной зарисовки. С нескрываемым интересом слушал повествование хозяйки музея о спортивных достижениях королевы ледовой дорожки, блиставшей в 50-е годы прошлого века. Правда, заявление о том, что Тамара Масленникова была кандидатом в олимпийскую сборную СССР, воспринял, честно говоря, с некоторым сомнением. А всё потому, что из великих атлетов той поры, связанных корнями с нашим краем, постоянно на слуху были лишь уроженцы Ишима: гимнаст Борис Шахлин и лыжник Николай Аникин, путевку в большой спорт, которым дал тамошний тренер и педагог Василий Алексеевич Порфирьев. И мне даже в голову не приходило, что у нас могли быть тогда доморощенные спортсмены олимпийского калибра... Сомнения мигом исчезли после того, как Попова достала из «запасника» вещественное подтверждение малоизвестному факту – солидный номерной значок кандидата в олимпийскую сборную Советского Союза и потускневшую от времени книжицу, удостоверяющую, что этим самым кандидатом на поездку в США является Тамара Масленникова.

По словам Ираиды Филипповны, в мастера перспективную воспитанницу детской спортшколы вывел Борис Геннадьевич Прохоров, ставший впоследствии её мужем.

«Тамара очень красиво бегала на коньках, демонстрируя великолепный ход, – продолжила моя собеседница. – Когда мы с ней подружились, она рассказывала, как Андрей Бронников, который вместе с Александром Шабалиным был первым тренером Тамары, брал её за руку и «раскатывал» по виражу. Собственно, эти два специалиста и поставили Тамаре технику. А потом она уже попала под персональную опеку Прохорова. Кстати, Борис Геннадьевич был одно время и моим наставником. Когда я, перспективная лыжница, выиграв первенство города по велоспорту среди школьников, вошла в сборную области, моим тренером как рез стал Прохоров. А когда меня начали подключать к взрослой команде, я поближе познакомилась с Тамарой Масленниковой. В ту пору она уже была известной конькобежкой, чемпионкой и рекордсменкой ЦС ДСО «Красная Звезда», но летом успешно выступала в велогонках, не раз выигрывая областные соревнования. А подружились мы с ней во время поездок на зональные турниры».

Высшим достижением Масленниковой в велоспорте стала «бронза» в 20-километровой гонке проходившего в августе 1959 года в Чите первенства Сибири и Дальнего Востока среди команд коллективов физкультуры. Как знать, возможно, в этом олимпийском виде она смогла бы достичь ещё больших высот, но… Участие в велогонках было для неё всего лишь продолжением тренировочного процесса, направленного на подготовку к очередному конькобежному сезону. А процесс этот не знал тогда перерывов. Вот что писала областная газета «Тюменская правда» более полувека назад:

«Круглый год ведутся тренировки сильнейших конькобежцев Тюмени. Зимой они бегают на ледяных дорожках, а летом и осенью – на асфальтированных. Для летних тренировок наша промышленность выпускает роликовые коньки. Круглогодичные тренировки уже сказались на результатах наших конькобежцев. Значительно улучшили свои показатели Т. Михайлова, Е. Прохорова, Д. Мотовилов, А. Медведев. Тамара Масленикова и Николай Кайдалов вошли в число ведущих конькобежцев республики».

«Тамара, конечно, была трудяга, – вспоминал ветеран тюменского спорта Валерий Кирьянов, которого мне «презентовала» Попова, – ну, а её бойцовские качества, которые она не раз демонстрировала на ледовой дорожке, восхищали, думаю, не только меня: кажется, силы уже на исходе, а она всё прёт и прёт… Выступала довольно ровно на всех дистанциях – прирожденной многоборкой была. Жаль, что в Тюмени её подзабыли. А ведь Тамара подняла в конькобежном спорте планку на такую высоту, до какой всё ещё не «допрыгнула» ни одна из спортсменок нашего региона. Знаете, может, об этом не совсем корректно говорить, до того как выполнить мастерский норматив, она на тренировках постоянно «сидела у меня на хвосте» (улыбается) – натаскивалась. Иногда почувствует перебор и умоляюще так: «Валерка, подожди немножко». А тренировались мы тогда на стадионе «Центральный». Льда хорошего, конечно, не было – бегали, как мы выражались, по наждаку. Приедем на соревнования в Свердловск или Новосибирск (там уже лёд горячей водой заливали), у нас ноги разъезжаются. Чтобы на вираже удержаться, приходилось скорость сбавлять. Тамара быстрее всех осваивалась в хороших условиях».

Насчет «прирождённой многоборки» Кирьянов подметил верно. В этом амплуа подопечная Бориса Прохорова прекрасно проявляла себя ещё в юношеском спорте. Подтверждение тому нашёл в «Тюменской правде» за 1954 год: «Сборная команда Тюменской области участвовала в первенстве Российской Федерации… В Калинин прибыли команды 21 области. Большой успех выпал на долю спортсменки из Тюмени Тамары Масленниковой. На всех дистанциях малого многоборья она заняла второе место». А едва начав выступать во «взрослом» спорте, наша быстроходная землячка тут же монополизировала высшие достижения ЦС ДСО «Красная Звезда» на всех дистанциях – от 500 до 3000 метров.

Кандидатский норматив олимпийца Масленникова выполнила в 1958-м. А годом позже доказала, что находится в прекрасной спортивной форме. Тогда на турнире первой зимней спартакиады общества «Труд» профсоюзов Российской Федерации она завоевала «бронзу» в многоборье, пропустив вперед лишь соперниц из Москвы и Московской области. Это красноречиво свидетельствовало о том, что спортивные руководители страны не ошиблись, включив тюменку кандидатом в олимпийскую сборную СССР. Ну а в том, что их ожидания не оправдались, винить, собственно, некого – жизнь есть жизнь.

На мой естественный вопрос – что помешало нашей землячке «отметиться» на Олимпийских играх в Скво-Вэлли? – Ираида Филипповна Попова ответила весьма уклончиво: «Личные обстоятельства». Но после мучительно затянувшейся паузы детализировала: «Тамара ждала ребёнка. Её первенец, Светлана, родилась, по-моему, как раз в олимпийском, 60-м году. А вообще-то, у них с Борисом Геннадьевичем было шестеро детей. Знаете, после «осечки» с Олимпиадой Тамара как-то поумерилась в тренировках. Да и быстро растущее семейство требовало к себе постоянного внимания. А руки у неё были умелые – она и готовила прекрасно, и детей сама «обшивала»… Но в городских и областных соревнованиях Масленникова участвовала еще достаточно долго: года, наверное, до 65-го. И что удивительно – даже проигрывая, порой, на отдельных дистанциях той же, к примеру, Любе Даниловой или Свете Кушниковой, всегда выходила победительницей в многоборье.

«Действительно, пока Тамара выступала, я постоянно была второй, – подтвердила во время нашего с ней разговора Любовь Александровна Межецкая (Данилова). – Она была постарше и поопытней меня, но общаться с ней было легко и приятно».

«От общения с Тамарой Петровной у меня остались самые добрые воспоминания, – заметила Любовь Николаевна Субботина, – к ней в группу я пришла семиклассницей. Как раз тогда на стадионе «Центральный» открылась чисто конькобежная детская спортшкола, директором которой был Борис Геннадьевич Прохоров. Помню, летом, после первого года занятий мы отправились в поход до Тобольска на восьми вёсельных шлюпках и двух моторных лодках. Сперва Борис Геннадьевич и Тамара Петровна, затеявшие это, в общем-то, небезопасное путешествие, позволили нам сформироваться в экипаже по своему желанию. И получилось, что мальчики у нас поплыли отдельно, девочки – отдельно. Как мы, девчонки, не пыжились, вёсла нас слушались плохо (улыбается), вот почему, когда у старого городского пляжа нас рассадили так: два мальчика – одна девочка, никто возражать не стал. До Тобольска мы плыли где-то дней 25-26. Обычно два- три утренних часа гребли сами. Потом нас какое-то время тащили «моторки» (каждую «грузили» сцепкой из четырех шлюпок). Затем на берегу – обед и отдых. И снова: вёсельный ход, буксировка, после чего ужин с ночёвкой на берегу…Знаете, с нами в походе было четверо взрослых, но я запомнила только Масленникову и Прохорова. Наверное, потому, что весь наш походный быт держался в основном на них. Борис Григорьевич был мастер на все руки, и Тамара Петровна всё умела. Они и рыбачили, и на костре чего только не готовили: уху, печёную рыбу – пальчики оближешь. И главное, занимались всем этим с удовольствием…

За всё время у нас лишь одно ЧП произошло. Шлюпка, в которой сидели Масленникова, Витя Пушников (да, тот самый – будущий глава областного спорткомитета) и ещё кто-то из мальчишек, залетела на бакен и получила пробоину. Тут же все к берегу причалили, залатали лодку и – в путь. В Тобольске мы установили палатки прямо на горе и прожили там дня четыре, не меньше, походили по историческим местам… Домой возвращались на пароходе, вместе со своими лодками. Впечатлений, конечно, море, на всю оставшуюся жизнь хватит. Уже спустя много лет, когда сама начала заниматься с детьми, я поняла, какую ответственность наши наставники взвалили на себя, отправившись с нами, в основном первогодками, в такое рискованное путешествие. Кстати, после них таких походов больше никто не предпринимал.

Знаете, у Тамары Петровны был дар Божий. Она ведь, уже практически не тренируясь, за счёт своей отточенной техники и завидной силы воли выигрывала у своих более молодых соперниц. И тренером она была прекрасным. Больше показывала, чем объясняла. Никогда не повышала голоса. Относилась к нам по-доброму. Как, впрочем, и Борис Геннадьевич, который иногда проводил вместо неё тренировки. Он тоже говорил немного, но всегда по делу. Очень был ответственным человеком. Нас, конечно, опекал, как своих родных детей. Перед соревнованиями мы постоянно приходили к ним домой со своими коньками, и он их нам клепал, точил… А ещё он по ночам заливал для нас на «Центральном» лед. И потом – он очень много фотографировал. В нашей ДСШ после каждых соревнований вывешивались великолепные стенды. А сколько у них дома фотографий было!».

От Ираиды Филипповны узнал, что из города, где им жилось худовато, многодетное семейство перебралось под Каменку – Прохорову предложили должность начальника спортлагеря «Олимпия», нашлась работа и для его жены. Там супруги и доживали свой век. У Тамары Петровны он не дотянул и до 54-х (она умерла в 1989 году). К сожалению, после ухода из большого спорта вести здоровый образ жизни у неё не получалось, возможно, потому она так рано с нею и распрощалась. А Геннадий Петрович, родившийся одиннадцатью годами раньше своей половины, пережил её на десять лет.

НА СНИМКЕ: «Быстрее ветра!» (Тамара Масленникова на тренировке).

Сергей ПАХОТИН (фото из личного архива автора)


56219