РЫЦАРЬ «КОРОЛЕВЫ» ИЗ «СТОЛИЦЫ ДЕРЕВЕНЬ»

ИСТОРИЯ СПОРТА 

Десятого августа стартовала I Всероссийская спартакиада по летним видам спорта, коих в программе аж 39! Соревнования, которые завершатся 2 октября, проходят на спортивных объектах двенадцати регионов страны. В числе уже «отстрелявшихся» – лёгкая атлетика. Весьма кстати. У меня появился повод провести очередную ревизию своего безразмерного журналистского архива, в ходе которого нашёл-таки искомое: интервью семнадцатилетней давности, взятое у ветерана «королевы спорта» Владимира Прохорова за шесть лет до его ухода из жизни. 


ИЗ ДОСЬЕ 

Владимир Геннадьевич Прохоров родился в 1930 году в Тюмени. После окончания в 1953-м Тюменского педучилища физического воспитания работал преподавателем в Ишимской ДЮСШ. В 1965-м (после окончания Омского ИФК и работы на кафедре лёгкой атлетике этого вуза) переехал в Тюмень, где трудился тренером сперва во второй ДЮСШ, затем – на кафедре физвоспитания пединститута, возглавляя работу с легкоатлетической группой спортивного совершенствования. «В 1971 г. на универсиаде Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии воспитанницы В.Г. Прохорова заняли второе место в эстафетном беге 4х400 м следующим составом: В. Горелова, Н. Русакова, Н. Морозова, С. Смирнова – и установили новый рекорд Тюменской области», – информирует «Биографический словарь сферы физической культуры и спорта Тюменского региона». Там же сообщается, что Прохоров – «ветеран педагогического труда, отличник физической культуры и спорта, отличник народного просвещения, ветеран спорта РСФСР, награждён юбилейной медалью «50 лет Победы» за труд в годы Великой Отечественной войны». На заслуженный отдых Владимир Геннадьевич ушёл в 2001-м с должности старшего преподавателя кафедры спортивных дисциплин факультета физической культуры ТГУ, где проработал одиннадцать лет. Умер в 2011 году.


Своему знакомству с Владимиром Геннадьевичем Прохоровым я обязан тогдашнему директору музея истории тюменского спорта Ираиде Филипповне Поповой. А заглянул к ней «на огонёк», вычитав в «Энциклопедии физической культуры и спорта Тюменской области» следующее: «В 1956 г. в городе Москве на центральном стадионе им. В.И. Ленина состоялась I летняя спартакиада народов СССР, участником которой был тюменский легкоатлет Прохоров». От неё и узнал, что наш земляк выступал на дебютной спартакиаде в метании копья. А как далеко оно тогда улетело, узнал, как говорится, из первых уст. 

– Результат? – переспросил Владимир Геннадьевич. – Конечно, помню. На той спартакиаде я метнул копьё на 61 м 40 см и занял девятое место. Но тогда вышла одна досадная неувязочка. Дело в том, что в нашей дисциплине заявилось 72 участника, и в сектор нас выводили партиями по десять человек. Это были предварительные соревнования, после которых двенадцать лучших должны были на следующий день участвовать в финальном турнире. Завершив выступление, я поинтересовался у представителя нашей команды – не попал ли в финал? Тот – «что ты, Володя, какой финал – там такие асы выступают!». На следующий день пришёл посмотреть, как лидеры метают. Глянул в судейский протокол, а там напротив моей фамилии запись стоит: «неявка на финал». Обидно было, конечно. Утешил себя мыслью, что, даже не участвуя в финальной борьбе, сумел занять девятое место. 

– Показанный тогда результат стал рекордным в вашей спортивной карьере? 

– Нет. Личное достижение было установлено мною на отборочных соревнованиях к первенству СССР 1957 года, которое намечалось в Тбилиси (к тому времени я уже поступил в Омский институт физкультуры). Тогда в Краснодаре показал результат 65 м 40 см, выполнив норматив кандидата в мастер спорта, и занял пятое место. Но меня всё- таки включили в состав сборной РСФСР, потому что парень, показавший четвёртый результат, неожиданно заболел. После этих соревнований были сборы на черноморском побережье Кавказа, а потом – первенство СССР. В Тбилиси я выступил не совсем удачно – метнул копьё на 64 метра с «копейками». Но, тем не менее, вошёл в двадцатку сильнейших копьеметателей Советского Союза. Среди россиян же мне удавалось с 1956-го по 1960 год держаться в первой десятке. 

– Владимир Геннадьевич, в «Энциклопедии физической культуры и спорта Тюменской области» написано, что в летнем сезоне 1953 года ведущие легкоатлеты Тюмени «обновили 13 городских рекордов». А в поимённом перечне вы фигурируете как автор рекордов в толкании ядра и … в десятиборье? Как вас в декатлон-то угораздило? 

– Точно – угораздило (смеётся). Дело в том, что на легкоатлетических соревнованиях я выступал не только в метании копья – неплохие результаты показывал в прыжках в длину, в толкании ядра, в метании диска… Вот меня однажды и заявили (в интересах команды) выступать в десятиборье. До сих пор стоит перед глазами восьмой его вид – прыжки с шестом. Прыгали тогда с бамбуковыми «палками», а приземлялись на песок. Помню, подняли планку на 2 м 60 см. Разбегаюсь, отталкиваюсь, взлетаю… Только ноги вверх задрал, шест у меня хрусть – и сломался. Хряпнулся спиной о песок, тут же вскочил, крякнул и … продолжил соревноваться. Взял всё-таки эту высоту. В итоге установил новый рекорд области в десятиборье – набрал сумму где-то в районе четырёх с половиной тысяч очков. Результат, конечно, не ахти какой, но прежний не дотягивал и до четырёх тысяч. 

– Свою спортивную карьеру вы завершили… 

– Когда закончил институт, то есть, в 1961 году. Правда, заканчивал его уже заочно. Как получилось. Я учился на четвёртом курсе, когда тогдашний заведующий кафедрой лёгкой атлетики Юрий Яковлевич Тесман предложил мне работать у них ассистентом. Согласился и перешёл на заочное отделение. После окончания института дали ставку старшего преподавателя. В этой должности проработал пять лет. В то время моими коллегами были известные легкоатлеты Вадим Никоненко и Юрий Захарченко (они до сих пор на кафедре работают), Борис Петриченко, которому принадлежал тогда рекорд Омской области в десятиборье (он в Краснодар перебрался). Ещё один мастер спорта по десятиборью, Толя Лобанов, он, кстати, наш парень – вагайский, где-то в Белоруссии сейчас работает. 

– Знаю, в семье Прохоровых вы были не единственным спортсменом… 

 – Вы правы – и мой старший брат, и моя младшая сестра успешно занимались конькобежным спортом. Борис был сильным перворазрядником, чемпионом и рекордсменом области. Женя, как и я, окончила Тюменское пед-училище физического воспитания, стала мастером спорта. Работала тренером в детской спортшколе, которой руководил Борис. Он, кстати, специального образования не имел, но тренером был способным. Первый в нашей области мастер спорта по скоростному бегу на коньках – Тамара Масленникова – его воспитанница. 

– В училище физвоспитания вашей специализацией была лёгкая атлетика? 

– В то время (я поступил в училище в 1949 году) узкой специализации не было. Зимой мы занимались лыжами, волейболом, баскетболом, летом – лёгкой атлетикой. Во всех этих видах стал разрядником, выступал за сборную УФВ. В 1952 году на проходившем в Куйбышеве первенстве РСФСР по лыжам среди училищ физвоспитания мы выиграли эстафетную гонку 4х5 км. Ну, а потом начали приходить успехи в лёгкой атлетике. Особенно удавалось метание копья. Был в этом виде девятикратным чемпионом области. Первый мой рекордный результат равнялся 43-м метрам. До поступления в Омский ИФК довел его до 61-го метра 40 сантиметров. 

– Среди ваших воспитанников тоже ведь были рекордсмены? 

– И рекордсмены, и чемпионы области. Кстати, рекорд, установленный Сергеем Гурским в беге на 400 метров с барьерами (53,0 сек.) ещё в 1971 году в Челябинске, не побит до сих пор. В том же году Валентина Рябчук на соревнованиях в Свердловске метнула копье на 41 м 76 см. Этот результат, по-моему, тоже сохранился в таблице областных рекордов. Чемпионами области в беге на различные дистанции становились: Сергей Харитонов (1500 м), Валентина Лескова (800 м), Ирина Попова (400 м), Светлана Власова (100 и 200 м)… 

– Знаю, вы рано остались без отца… 

– Нашего отца, Геннадия Михайловича, арестовали в 37-м и вскоре расстреляли – где- то за месяц до рождения Жени. Его реабилитировали в 1956 году. После гибели отца мы остались без средств к существованию. В 42-м я вынужден был бросить школу (учился в пятом классе) и пойти работать. Помню, в цехе ДОКа «Красный Октябрь» мы изготавливали тару под артиллерийские мины. Поскольку я был ещё подростком, то трудился по восемь часов. А Борис (он на пять лет старше меня) с самого начала войны работал на заводе «Механик» (теперь – «Строймаш») – был мастером цеха по изготовлению минометов и мин. И это в 16 лет! Так что мы с ним оба являемся ветеранами трудового фронта Великой Отечественной войны. 

НА СНИМКАХ: в последние годы жизни; в броске. 

Сергей ПАХОТИН /фото из архива музея истории тюменского спорта/ 


56143