ПЛЕННЫЙ ШВЕД – КАРТОГРАФ СИБИРИ

ИСТОРИИ СТРОКИ 

В свои именины, 8 июля 1709 года, Петр I разбил армию Карла XII, считавшуюся самой сильной в Европе. В плен было взято 17 тысяч солдат и офицеров. Нижние чины попали на заводы и рудники, а офицеры – в крупные города. Около тысячи пленных непростого роду-племени в 1711 году сослали в Тобольск. Среди них оказался капитан Филипп Иоганн Табберт (фон Страленберг), будущий исследователь Сибири. 

ШВЕДСКАЯ ШКОЛА 

Бывшим офицерам разрешалось свободно ходить по городу. Конечно, свобода была относительной. Чтобы ссыльные не сбежали, за ними вели присмотр специально назначенные лица. Каждый пленный получал из казны по две деньги и полтора четверика ржи в месяц. Негусто. Поэтому шведам разрешалось зарабатывать на жизнь. Возможно, Филипп Иоганн получал финансовую помощь от родных из Швеции. В своем дневнике он упомянул, что купил лошадь, арендовал небольшой луг, где косил сено, в лесу заготовлял дрова и возил их на лошадке. 

Вот как судьба распорядилась: он – дворянин, а таскает дрова, будто простой мужик. Впрочем, Табберт был ко всему привычен. Появился он на свет в 1676 году в городе Штральзунде, в многодетной семье. В свои 18 он – волонтер шведской армии, в звании капитана участвовал в Северной войне. В 1707-м за военные заслуги получил дворянство и почетное дополнение к фамилии (фон Страленберг). Потом было Полтавское сражение… 

И вот Сибирь. Шведские офицеры и чиновники (их сослали с женами и детьми) не сидели без дела. Кроме армейских премудростей они были обучены различным наукам, ремеслам, некоторые имели талант к актерскому искусству и музыке. 

Капитан Курт Фредерик Врех открыл для шведских и немецких детей школу. В постройке здания для нее активно участвовал Филипп Табберт. Он хорошо знал историю и математику. За годы плена выучил русский язык, тоболяки звали Филиппа Иоганна на свой манер Иваном Филипповичем. Табберт стал учителем в этой школе. 

Среди учеников оказался Густав Шульман. В 1710 году он вместе с родителями (отец его подполковник), братьями и сестрами попал в русский плен. Возможно, Густав приходился племянником Табберту. В своих записях Филипп Иоганн ни словом не обмолвился о родственнике, племянником его назвал ученый доктор Мессершмидт. Но не суть важно. Густав обожал рисование. Этот талант вскорости позовет его в увлекательное путешествие. 

ЗАГАДОЧНОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ 

А пока юный рисовальщик ходит на занятия в школу, кстати, обучение там велось на немецком языке. Учитель Филипп Иоганн после уроков интересуется историей Сибири, собирает сведения по географии, быту, традициям местных народов. Он чувствует себя первооткрывателем в неведомом крае. 

Табберт составил первую обстоятельную карту Сибири. Над чертежом этим неустанно трудился и радовался, что складывается полезный чертеж, но его он лишился в одночасье. 

«Судьба первой сибирской карты была чисто каторжная: экземпляр ее выкраден вместе с сундуками Табберта в 1715 году, во время большого тобольского пожара. Трудолюбивый швед взялся снова за эту мешковатую работу, второй экземпляр карты отобран у него губернатором Гагариным, с угрозой ссылки на Ледовитое море за подобные работы. Когда последовал арест Гагарина, Табберт в третий раз начинает рисовать карту. Последняя была представлена царю Петру и так она ему понравилась, что предлагал автору остаться по заключению мира в России в звании начальствующего над землемерною частью. Однако швед предпочел возвратиться на родину», – рассказывает «Сибирская торговая газета» от 29 августа 1898 года. 

Табберту удалось разведать, где находятся похищенные его чемодан и карта. Но как пленный он не смог предъявить права на свои вещи, обернулось бы это большими для него неприятностями. 

Позже автор узнал, что в Амстердаме в 1725-1726 гг. анонимно издали карту «пленных шведских офицеров». Филипп увидел, что это его работа – та самая карта, которую у него отобрал Гагарин. А та, что приглянулась Петру I, сослужила добрую службу. По ее материалам был составлен географический чертеж Камчатки. 

НА ПОИСКИ СОКРОВИЩ 

Но вернемся в Тобольск. 24 декабря 1719 года в столицу Сибирской губернии благополучно прибыл доктор медицины Даниэль Мессершмидт. Он совершал первую научную экспедицию по Сибири. Знакомство с Таббертом Даниэля порадовало. Этот образованный и любознательный офицер имел тягу к наукам, собрал полезные сведения о Сибири. 

Мессершмидт принялся хлопотать перед высоким начальством, чтобы ему разрешили взять в экспедицию помощниками пленного офицера Табберта и рисовальщиком Карла Шульмана 15-16 лет. Сибирский губернатор Алексей Черкасский своим указом одобрил кандидатуры. 

Одной из ученых задач экспедиции было «изыскание разных раритетов», до которых Петр I был такой охотник. 1 марта 1721 года наши путешественники покинули Тобольск. Через месяц они добрались до Томска, где провели почти три месяца. Занимались сбором сведений о прошлом края, географии и этнографии. А потом был Абаканский острог. Но не пытайтесь найти это место на карте. Его территория – на дне Красноярского водохранилища. 

Филипп Иоганн прилежно вел путевой журнал, и мы можем представить происходящее: «26 го декабря (вторник) 1721 года. Так как сегодня приятная мягкая погода, господин доктор решил поехать к татарам на реку Сыду. Он послал к приказчику с просьбой предоставить ездовых лошадей. Тот всячески стал увиливать от ответа и сказал, что в княжеском указе приказчик не назван, но он не желал бы чувствовать себя виноватым, если не выполнит пожелание доктора, наоборот, он сделал бы охотно всё, только «за любовь» или по собственной воле. Тогда доктор ему ответил, что не нуждается в его любви, а если он не даст лошадей, то сообщит, куда следует, после чего тот прислал упряжь из трех лошадей…» 

Говорят, чудеса происходят под Новый год. «31-го декабря (воскресенье) была ясная, тихая погода, южный ветер и довольно холодно. Сегодня пришел один казак, или служивый, и сообщил мне, что знает один курган, или могильник, скифского захоронения, на камне которого высечены буквы и фигуры. Находится всего в полуверсте от острога. Из-за приказчика он боялся сам ехать показывать. Тогда я приказал моему слуге Петеру на следующий день рано утром на моей лошади вместе с казаком Григорием туда поехать. И все сначала разузнать и посмотреть своими глазами. Больше ничего не случилось. И таким образом этот старый год этим и завершился». 

РАСКОПКИ ДРЕВНЕГО КУРГАНА 

В наступивший 1722 год начальник экспедиции Мессершмидт распорядился незамедлительно разведать указанное место. 

«1-го января (понедельник) был очень ясный и приятный день, ветер юго-западный. Сегодня рано утром Петер с упомянутым казаком Григорием поехали к кургану. Вернулись после обеда с сообщением, что этот курган, или могила, был приблизительно в 3–4 старых верстах от Абаканского острога в Енисейской степи… Само погребение представляло собой курган, достаточно большой по периметру, и местные служивые или казаки полагали единодушно, что, наверное, до сегодняшнего дня он не раскапывался. 

2-го января (вторник)…Господин доктор послал сегодня за приказчиком, чтобы получить лошадей, потому что он хотел выехать к кургану. Однако приказчик был сильно пьян, так что с этим «хорошим парнем» сегодня нельзя было ничего сделать. Сегодня у нас был казак по имени Селинга, который обстоятельно рассказал о верховьях реки Енисей и Саянских горах. Потом мы с ним начертили маленькую карту…. 

3-го января (среда)…Господин доктор послал сегодня к приказчику и запросил трех лошадей, чтобы ехать к кургану. Приказчик стал чинить всяческие препятствия». Табберт в ответ сказал ему довольно впечатляющие слова, и приказчик прислал «трех очень плохих лошадей. Но так как ехать было недалеко, господин доктор таковых принял. После обеда, в два часа, мы выехали отсюда и прибыли в половине четвертого на Енисей, где разбили лагерь, чтобы здесь остаться на ночь у большого костра. 

4-го января (четверг) … Рано утром на рассвете господин доктор послал к кургану денщика Даниила, а также Андрея и слугу Петера. Карл Шульман последовал с ними, чтобы зарисовать фигуры и письменные знаки с камней… К вечеру люди вернулись и сообщили, что они нашли в захоронении большие камни и бревна. Это могло означать, что там лежит тело, и если господин доктор пожелает утром туда поехать, то они могут его доставить. Карл Шульман сделал некоторые зарисовки того, как стояли камни и что на них изображено, но по большей части они были непонятны. 

5-го января (пятница) 1722 года… На рассвете господин доктор и все мы поехали работать на курган. После осмотра местности стало понятно, что копать нужно на большую глубину, чтобы добраться до нужного места… Рабочие нашли настоящее захоронение, которое вокруг до уровня поверхности степи было выложено бревнами (в виде сундука)… Но было уже поздно для того, чтобы все завершить. И мы поехали переночевать опять в свой лагерь. По дороге встретили ехавшего из города казака, и он рассказал, что приказчик взял под арест гулящего Карелу, так как тот взял для работы наши кирки. Также он сказал, что дома умерла маленькая собачка. 

6-го (суббота)… Мы рано утром отправились на работу и копали до обеда. Вскрыли что-то вроде склепа в горе с правой стороны кургана. …Нашли различные человеческие кости и среди прочего – несколько кусочков серебра и меди. Появилась надежда, что мы найдем здесь всё ценное в наличии. Однако сколько мы ни копали, мы ничего не находили... Это было знаком того, что могильник был вскрыт раньше нас и разграблен, и мы прекратили работу…». 

До мая 1722 года неутомимый Табберт проводил исследования в бассейнах рек Иртыш, Обь, Томь, Енисей. А потом пришла радостная весть: окончилась Северная война, заключен Ништадтский мирный договор, по его условиям пленные шведы получают свободу. Табберту и Шульману велено прекратить участие в экспедиции. 

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИБИРИ 

13 мая 1722 года Филипп Иоганн выехал из Красноярска в Москву. Через год он вернулся в Швецию, приступил к написанию своих трудов. 

В 1730 году на немецком языке была издана книга «Историко- географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии». Автор подписался своим почетным именем Страленберг. Следом же вышла карта «России и Великой Татарии 1730 г.» 

По поручению Василия Татищева труд Страленберга перевели на русский язык. Книгу печатали на английском, французском, испанском языках. Она стала своего рода первой энциклопедией Сибири. 

На родине Табберт (фон Страленберг) дослужился до чина подполковника, в 1740 году был назначен комендантом крепости Карлсгам. Не раз вспоминал он далекий край, сделавший его знаменитым. 

Страленберг – один из первых европейских ученых, пришедших к выводу, что границу между Европой и Азией следует проводить по Уральским горам. Утверждал сие не голословно. 11 лет он прожил в нашем крае... 

НА СНИМКЕ: Филипп Иоганн фон Страленберг (автопортрет на карте). 

Елена ДУБОВСКАЯ /фотокопия из архива автора/


56141