КОЛЛИЗИЯ
Армизонский район – край 350 озёр. И ни одной речки. Кое-где есть ручьи, пересыхающие летом. Основная рыба – карась.
Некоторые озёра взяты в аренду. Например, Зубарёво. Недалеко от дороги, проведено электричество, карпов разводят и ничьих интересов не нарушают. Деревни давно нет, никто на незаконную ловлю не покушается.
Но есть аренда скандальная – иначе не скажешь. На озере Вьялково стоят три деревни: Прохорово, Бердюгино, Вьялково. И вокруг только болота, других озёр нет. Ближайшее – в 6 км, попробуй доберись весной или зимой. Каким-то чудесным образом озеро отдали в аренду ООО «Этнос-Инжиниринг» Название загадочное: этнос – народ, инжиниринг – технические консультационные услуги. Что это обозначает? Кому услуги? Отняли у людей озеро и написали на вывеске «Этнос»? С тем, как отдали, надо бы прокуратуре разобраться, да где там…
Сначала местные посмеивались, сбивали таблички, извещавшие о прихватизации, и продолжали ходить на своё озеро за карасём. Ловили, когда удобно, озеро хоть и большое, но неглубокое: не ловить – по весне рыба всплывёт, задохнётся. Что и было не раз, когда оно оказалось в аренде и начались запреты. Объявление извещает,что рыбалка производится с разрешения ООО, но на самом деле не разрешается никому и ничем, даже удочками. Жители трёх деревень оказались вне закона: воры или браконьеры. На своей земле! Местные жители, хлеборобы!
Попробовали протестовать, писать жалобы, просьбы. А здешних рыбаков начали штрафовать: 2500 рублей за рыбалку! С пенсии совсем немало, да и обидно. Стали разбираться. Изучили хитрый договор аренды, который, оказывается, уже не раз переписали. Документ до 2030 года. Да к тому времени мужиков в деревнях не останется. По договору должны были построить перерабатывающее предприятие, дать 20 рабочих мест. Ни предприятия, ни рабочих мест, разве что «смотрящие» не понятно, с каким статусом и полномочиями. Взято в аренду 1300 га. Оказывается, озеро реально 2000 га. Это вместе с Гужовским и Малым, которые то сливаются с Вьялковским, то отделяются, в зависимости от количества воды весной и летом. Но и на них рыбачить запрещено. Получается, в нарушении договора они захватили гораздо большую территорию.
Писали губернатору. Пришла отписка. Писали президенту. По сему поводу приезжали из областного департамента, обещали разобраться, но всё на том же месте. Три месяца прошло, никаких решений, никаких сдвигов. А ведь договор можно расторгнуть из-за невыполнения целого ряда пунктов. Местные поймать ведро рыбы не имеют права. И зимой, когда бригада ловила рыбу, местным не продали ни карася… А на форель за 1000 р. денег у большинства нет. Написали ещё одно письмо президенту.
Эти три села известны в районе ещё и тем, что директор совхоза Курочкина В.А. сохранила предприятие: поля засеваются, хлеб выращивают. Называется кооператив «Сибирь». Живая деревня, живые люди со своими потребностями. Она, Курочкина, думает о народе. А те, кто выше?
Галина БЕЛОВА, Армизонский район