БОКСЁР САРАЕВСКОЙ ЗАКАЛКИ

ИЗ ИСТОРИИ СПОРТА 

Нынешним июлем своё 85-летие отметил бы Юрий Александрович Козлов, ушедший из жизни в 2015 году. С этим учителем физкультуры 26-й средней школы, охотно поддерживавшим разговор на спортивную тему, нас с конца 80-х связывали воскресные посиделки большой компанией в бане на Полевой. Каково же было моё удивление, когда много позже, роясь в архивных залежах музея областного спорта, я наткнулся на «древнюю» газетную заметку, из которой явствовало, что наш компанейский учитель в конце 50-х – начале 60-х годов был одним из ведущих боксёров области. Вооружившись полезной информацией из прошлого, оперативно встретился с Юрием Александровичем, предоставив ему возможность «реабилитироваться» за многолетнее молчание о своём славном спортивном прошлом. Предлагаемой записи его «отчёта» добрых семнадцать лет. 

«В боксёрскую секцию тренера Льва Феоктистовича Бурдукова я записался в 1951 году, когда учился в седьмом классе. Пришёл в спортшколу не один. Стать боксёрами изъявили тогда желание и Саша Русляков с Толей Мельниковым. Но прозанимались они с полгода – не больше и ушли в другие секции: Толя – в лыжную, Саша – русского хоккея. Оба впоследствии стали известными в областном спорте личностями. И оба, к сожалению, уже ушли из жизни, но в Тюмени ежегодно проводятся турниры их памяти. 

Я же задержался в боксе надолго. Сам я – сараевский. Были в Тюмени так называемые сараевские места – это район пересечения улиц Республики и Мориса Тореза: утопающие в болоте дома-землянушки, беднота, голь перекатная… Зато мы, сараевские, были ребятами энергичными, отчаянными и на всё гораздыми. Бегали на лыжах и на коньках, гоняли футбол и шайбу, выступали на всех соревнованиях (от лёгкой атлетики до баскетбола) за свою родную 25-ю школу, в которой учителем физкультуры работал тогда Василий Лаврентьевич Фомин, первый чемпион Тюменской области в лыжных гонках. Какое там курево, какое вино – нам бы только поесть да потренироваться… 

Кстати, занятия в ДСШ начинались у меня в восемь утра, и я не только никогда на них не опаздывал, но и приходил минут на пятнадцать-двадцать раньше. Любили мы ходить в спортсквер (даже с уроков порой убегали), чтобы поиграть в настольный теннис, посмотреть, как тренируются штангисты… А ещё захаживали в клуб к Ханафееву – пострелять, так что к десятому классу уже были третьеразрядниками по стрельбе. 

Между прочим, Ваню Бауэра на борьбу я в своё время за руку привёл (улыбается). Мы учились с ним в параллельных классах. На переменах он постоянно со своим братом Костей в коридоре боролся. Вижу, парни они крепенькие, энергичные, под стать нашим, сараевским, надо, думаю, их делом занять. А я к тому времени уже два года в ДСШ занимался. Ну и привёл их на отделение классической борьбы. Иван быстро вошёл во вкус – и пошёл, пошёл… Мастером спорта стал, тренерскую специальность освоил, нашему первому доморощенному олимпийцу Владимиру Чебоксарову путёвку в большой спорт дал, стал заслуженным тренером России. 

А ещё Витю Ямщикова в своё время «нашёл». Как дело было. В 1960 году я женился на девушке, с которой до этого лет семь дружил (познакомились с ней в ДСШ-1, где она занималась гимнастикой), и мы поехали к ней на родину – в упоровскую деревню Емуртла. Первым, кого я там тогда встретил, был мастер спорта по лыжам Иннокентий Нохрин. «Слушай, Юра, – говорит, – в Заводоуковск, сказывали, какой-то парень из Кемерово приехал, вроде боксёр». Принял информацию к сведению (я тогда в облспорткомитете работал у Ивана Евгеньевича Бухарова). Вернувшись в Тюмень, прямиком к шефу: так, мол, и так, в Заводоуковске боксёр из Кемерово объявился, в сельхозтехнике работает… Бухаров, выслушав, изрёк: «Давай привлекай». Съездил в Заводоуковск с показательными выступлениями боксёров. Витю Ямщикова разыскивать не пришлось – сам подошёл. Сказал, мол, видел меня в 1956-м на Спартакиаде народов РСФСР в Москве (мы там с Геной Богдановым, курсантом пехотного училища, представляли тюменский бокс, я тогда занял десятое место). Хорошо с ним поговорили. Стали вызывать парня на сборы в Тюмень, потом помогли перебраться на жительство в областной центр. Куда мы с ним только на турниры не ездили: в Ангарск, Омск, Калининград, Иркутск… На ринге то Витя меня секундировал, то я его – благо в разных весовых категориях выступали: он – до 60 кг, я – до 75. Мастерский норматив с ним в одно время выполнили. 

Тренировались у меня, в «Прибое». К тому времени, году, наверное, в 61-м, там открыли детскую спортивную школу с сугубо «мужскими» отделениями – бокса, борьбы, футбола и хоккея. На все, кроме боксерского, тренеры быстро нашлись: борьбу вёл сам первый директор спортшколы Виктор Игнатенко, футбол – Саша Зырянов, хоккей – Коля Драчёв. Тут бухаровский заместитель Анатолий Фомич Шкурко «вспомнил»: у нас же, мол, специалист бокса работает... Так я стал тренером «прибоевской» ДСШ, а затем, после окончания Омского института физкультуры, и её директором (Виктор Иванович Игнатенко после непродолжительного директорствования ушёл в науку, защитил диссертацию, стал профессором – С. П.). Тренировались мы с Витей в «Прибое», так сказать, без отрыва от работы с детьми. Конечно, было не очень удобно. И когда где-то в конце 1962-го в Тюмень приехал Юра Казанцев, Витя начал тренироваться у него. И в 64-м в Хабаровске на юбилейном, тридцатом чемпионате СССР стал серебряным призёром, уступив в финале многократному чемпиону Советского Союза, ленинградцу Геннадию Кокошину. Для тогдашней Тюмени это был невиданный успех. 

Знаете, благодаря успехам в боксе действительную армейскую службу довелось проходить в минской спортроте. В солдатском строю шагал след в след за стоявшим впереди Сашей Медведем, будущим трёхкратным олимпийским чемпионом по вольной борьбе. В 1958 году на спартакиаде Вооруженных сил в Киеве любовался финальным боем будущего олимпийского чемпиона Алексея Киселёва. Годом позже он приезжал к нам в Тюмень в качестве главного судьи юношеского первенства России. Любопытно было с ним встретиться, но меня без билета на турнир не пустили. Тогда я передал ему записочку от «бывшего армейского боксера». Смотрю, бежит. Хорошая была встреча… 

Как стал учителем физкультуры? Банальная история. У меня дочь ходила в первый класс 26-й школы. И как-то у них из-за болезни физрука срывалось открытие какой-то спартакиады. Завуч ко мне – знаю, мол, вы имеете отношение к спорту, помогите… Помог. И скоро перешел туда работать. Это случилось 15 марта 1970 года. До сих пор там уроки физкультуры веду. Знаете, как я пацанов от дурных привычек отучал (смеётся)? Кого на «матерке» засеку или увижу с сигаретой, незамедлительно наказываю. Штрафники у меня приседали, отжимались, подтягивались, бегали, катали на себе товарища… Зато, повзрослев, благодарили. Я горжусь своими бывшими учениками. Тем же, к примеру, Колей Куценко (он сейчас служит в генштабе Вооруженных сил, должен вот-вот генеральское звание получить), Сашей Новопашиным (теперь руководит департаментом информационной политики в областном правительстве). Он, кстати, здорово в баскетбол играл; Катей Симоновой (закончила университет, кандидатскую пишет, а может, уже и защитилась). Она успешно занималась лёгкой атлетикой. Как и её родные братья Костя и Олег (тоже у меня учились), которые до сих пор выступают в легкоатлетических соревнованиях – бегают на средние и длинные дистанции. 

А моя дочь занималась баскетболом у Виктора Сергеевича Соловьева, выступала и за университетскую команду, и за городскую. Сейчас Татьяна (теперь уже Денисенко) – директор Аромашевской средней школы, до сих пор, по-моему, поигрывает в баскетбол на районных турнирах за учительский коллектив. У меня прекрасные внуки. Один в УВД работает, другой закончил нынче ТВВИКУ (или как оно теперь называется?), в этом месяце отправится служить в Чечню. 

Мне уже 68 стукнуло, но учительскую работу оставлять пока не думаю. Нравится работать с детьми, помогать им становиться крепкими, здоровыми, и не только физически, востребованными нашим временем людьми. Общаясь с ними, сам не успеваю стареть. Мы ведь, сараевские, – ребята крепкие». 

О том, что Юрий Александрович Козлов и средняя школа №26 – ровесники, узнал от основателя Клуба ветеранов тюменского бокса, бессменного председателя его правления Александра Дмитриевича Протасова. Вот что он рассказал, передавая снимки для этого материала: 

– Будучи долгое время в этой школе преподавателем физической культуры, Юрий Александрович запомнился тюменцам организацией различных секций и утренних зарядок для всех желающих. Его работу высоко оценили – педагог был удостоен почетного звания «Отличник народного образования». Многим, не только мне, Юрий Александрович привил любовь к боксу. Тем же, к примеру, братьям Мотягиным, Алексею Леонтьеву... Помнят и чтят своего тренера убелённые сединами воспитанники: Владимир Атящев, Хамза Биктимиров, Георгий Михайлов, Файзулла Сибгатуллин и другие. После его ухода из жизни установили памятник на месте упокоения, где регулярно встречаются с участниками клуба. На открытии стелы первому в Тюмени мастеру спорта по боксу присутствовал двукратный чемпион мира, депутат областной Думы Евгений Макаренко. 

Следующий, 2023 год, Клуб ветеранов тюменского бокса решил посвятить светлой памяти Юрия Александровича Козлова. Будем готовить календари с фотографиями, отражающими спортивный путь боксёра, публиковать результаты своих изысканий. Провели переговоры с директором школы-юбиляра о разработке стенда с фотографиями и проведении уроков памяти тренера и педагога. Ведь справедливо сказано, что человек жив, пока жива память о нем и его делах. 

НА СНИМКЕ: Козлов атакует. 

Сергей ПАХОТИН /фото из архива Клуба ветеранов тюменского бокса/


56003