РОЗА ВЕТРОВ
«Бродяги в Тюмени были, есть и будут всегда!» – убежденно заявил один мой знакомый, по долгу службы знающий о бомжах и других «асоциальных элементах» практически все…
Кстати, так называемые бомжи и бичи – представители разных слоев населения. Если «бывший интеллигентный человек» (бич) зачастую имеет и жилье, и прописку, и даже хилую пенсию, хотя бы по инвалидности, то лицо «без определенного места жительства» (бомж) начисто лишено материальных благ, не имеет паспорта и практически бесправно. Для настоящего бомжа единственным средством существования является сбор пустых бутылок и банок из-под пива. Бичи же в основном промышляют мелким воровством или попрошайничеством, они организованы в группы, общее руководство которыми осуществляют вполне реальные и очень практичные люди – хозяева.
Конечно, почти в любом крупном городе есть ночлежки для бродяг и центры социальной помощи. Однако далеко не все из потенциальных «клиентов» этих заведений согласны пожать протянутую им руку. Кого-то не устраивает порядок пребывания и обязательная дисциплина. Другие в корне не желают менять привычный образ жизни, окончательно поставив на своей судьбе жирный крест.
И это, что самое страшное, не бравада и не кокетство. С одним из таких «асоциальных элементов», в любое время дня и ночи пребывающем в состоянии опьянения, мне лично довелось поговорить. Ему едва за 50, но выглядит на 70. Он никогда, по его словам, не был женат, а ближайшие родственники мысленно давно его похоронили.
– Не обидно, что жизнь прошла мимо? – спрашиваю. – Неужели не хотелось оставить после себя на земле добрый след: детей воспитать, внуков понянчить?
Мой собеседник сделал очередной глоток из какого-то аптечного пузырька и хрипло закашлялся. Потом беззубо улыбнулся, но глаза при этом стали еще печальнее. С наступлением первых холодов он внезапно исчез из соседнего двора. Вместо него возле мусорных баков появился другой бедолага. От предложения поговорить по душам он наотрез отказался.
Валерий ЗАЛЁТОВ