КАТАСТРОФА

ЧАС "ИКС" 

 

В СТРАНЕ РАСТЁТ АВАРИЙНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

«В 11 часов 50 минут 25.08.2022 г. на 289-м километре автомобильной дороги Р-351 «Екатеринбург – Тюмень» произошло ДТП. Водитель автомобиля MAN не справился с управлением и допустил столкновение с бензовозом, перевозящим нефтепродукты. В этот самый момент водитель встречного автобуса с пассажирами не успел среагировать и допустил столкновение с бензовозом. В результате катастрофы разлилось топливо с последующим возгоранием. Итог таков: 5 человек получили ранения, не совместимые с жизнью. 15 – получили травмы различной степени тяжести, из них одному пострадавшему требуется срочная санитарная эвакуация, двоим нужно неотложное хирургическое вмешательство. Движение на трассе полностью заблокировано. Образовался затор. Существует угроза взрыва». 

Сообщение не из области реалий. Это вводная к командно-штабным учениям, максимально приближенных к боевым. Испытание огнем проходят спасатели МЧС, авиаторы, дорожники, службы: экстренного реагирования, скорой помощи, медицины катастроф. Тут же подразделения ГИБДД, АО «Свердловавтодор» и АО «ТОДЭП». Ваш корреспондент сейчас и здесь. 

В приветственном обращении к участникам мероприятия заместитель губернатора Тюменской области Павел Перевалов сказал: 

– Тюменские дороги считаются одними из лучших в России, в этом год приведем в нормативное состояние еще 700 километров автомобильных трасс. И мы рады сотрудничеству в этом благородном деле с «Уралуправтодором», подразделением Росавтодора в нашем регионе. 

Да, под эгидой «Урала» – так в обиходе называют ФКУ – вот уже второй год проходят эти учения, направленные на безопасность дорожного движения: чтобы было меньше аварий, а коль такое приключилось, как освободить трассу от заторов, а главное – спасти людей. 

Тем временем на Московском тракте столкновение машин произошло – вон кабину «КамАЗа» сорвало с рамы и снесло на трассу, а в кабине водитель – двери заклинило: жив ли человек? И бензовоз горит – дым по-над всей трассой. И взрыв, понятно, возможен с минуты на минуту, а рядом – руку протянуть – автобус с пассажирами. Короче, все по плану – ну, по «вводной». 

События развиваются стремительно – точь-в-точь как в реалии. Тяжко пишущим братьям и сестрам, особенно тем из них, кто одновременно держит в руках перо и фотокамеру: не успеваешь сообразить – то ли записывать, то ли снимать на цифру. Но я пообщался с виновниками «торжества» за несколько минут до начала. Нацелил объектив на человека в оригинальной униформе. Но говорить ему некогда – в руках все горит. На помощь мне приходит напарник героя дня: 

– Вы сейчас засняли Альберта Бердышева. Он спасатель 2-го класса, а рядом – Евгений Кочетков, у него тоже второй класс. 

– У вас, похоже, первый класс, – предполагает автор. 

– Точно так, – не возражает собеседник. – Я, Евгений Астанин, являюсь начальником подразделения Уральского регионального поисково-спасательного отряда. Город Екатеринбург. Между прочим, мы втроем и готовим вишенку на торте: подъем «пострадавшего» на вертолет и дальнейшая авиадоставка в ближайшую больницу. Кстати, командир вертолета Андрей Викторович Ярмак вместе со своей машиной Ми-8 тоже наш – из филиала Красноярского авиационно-спасательного центра МЧС. 

– Имеете практический опыт? 

– В спасателях с 2004 года. До этого служил инженером по охране лесов – тоже интересно. Спасательные работы на Крайнем Севере? Не так давно в тундре замерзали две девушки. Одна, увы, скончалась – слишком поздно сообщили, другую мы в составе этой же «тройки» довезли до больницы – спасли. 

– Вместе с командиром Ярмаком? 

– Не помню. В нашем отряде несколько спасательных вертолетов Ми-8. 

Винтокрылая машина делает круги над трассой, присматривает место для посадки. Место почти готово: мужики поливают «точку» из шлангов, чтобы пыль не поднялась от винтов. Ведь пересохло все вокруг. Жарко! 

Да везде горячо: вон пылает охваченный пламенем бензовоз. Камера «Никона» тянет меня к желтой машине с лейблом «Скорая помощь» – ясный перец, железо притягивается к железу. А мне остается прервать беседу двоих устроившихся в тени авто. Это начальник отдела Министерства здравоохранения Свердловской области Андрей Подгорнов и врач-методист Тюменского Центра медицины катастроф Ризада Ромель. 

– Мы в обычной жизни практикуем обмен мнениями, – рассказывает землячка. – А уж на командно-штабных учениях сам Бог велел обменяться опытом. А вообще в Тюменской области 39 спасательных бригад, в том числе 9 – наши, из Центра медицины катастроф. Мы готовы спасть людей в любое время дня и ночи. 

Командно-штабные учения проходят на большой территории. То тут, то там мелькают парни в форме с надписью «ТОСЭР» – Тюменская областная служба экстренного реагирования. Народ здесь настроен бороться не только с последствиями дорожных катастроф, но и с пожарами, последствиями природных катаклизмов. 

Каждый год бойцы проходят физическую, альпинистскую, водную, медицинскую подготовку. Все спасатели являются парамедиками, готовыми оказать доврачебную медицинскую помощь до прибытия врачей экстренной терапии. 

Вообще участников здесь куда больше, чем в прошлом году. Вот ребята из уральского отделения Всероссийского студенческого корпуса спасателей. Его руководитель Ильяс Тлеумбаев рассказывает: 

– Мы только что вернулись из Ростова-на-Дону. Там, в области, разгулялся «красный петух». Студенты-волонтеры доставляли пострадавшим гуманитарную помощь. До этого больше месяца вместе с подразделениями МЧС тушили лесные пожары в окрестностях поселка Безречный Режевского района. 

– И что у вас за кадры? 

– Студенты из Екатеринбурга: будущие медики, геологи, педагоги, агрономы и зоотехники... Двое – из потенциальных журналистов, посланцев Уральского федерального университета. Завели себе медиаслужбу: в газетах, журналах, радио и телевидению. 

– Ну, пером водить – не топором рубить. 

– Не только топоры... Мы обеспечены машинами, оборудованием, средствами связи – и все в рамках федерального проекта «Образование». В государстве до сего дня имелись 10 центров по поддержке добровольчества в сфере культуры безопасности при ликвидации стихийных бедствий. Снабжение правительством – на конкурсной основе. В апреле этого года и в Тюмени родился такой центр. Им руководит Максим Бойко. Полагаю, он сегодня здесь, народу очень много – пока не вижу. 

В толпе бросился в глаза ладный мужчина в военной форме со звездочками капитана на погонах и с бейджем «Атаман». Знакомимся. 

– Да, я, Евгений Белевич, казачий атаман хутора Молодежное станицы Тугулымской. А вот мой друг Александр Дерягин – есаул. В армии служил в десантно- штурмовой бригаде. Тяжко было расставаться с привычным образом жизни. По мере сил и возможностей помогаем товарищам из МЧС в их непростой работе. В частности, разыскиваем заблудившихся в лесах граждан. Многих уже спасли... 

Конечно, всё, абсолютно всё, что делают дорожники, направлено на обеспечение безопасности движения: разметки полотна, борьба с гололедом, необходимые дорожные знаки. С молодым инженером Алексеем Карпеевым познакомился во времена, когда он занимался разметкой трасс, отвечал за знаки. Сегодня дослужился до должности заместителя директора ДРСУ-1. Что характерно, в этот момент он обеспечивает порядок на месте «боевых» действий. 

На финише командно-штабных учений Росавтодор вручил почетные грамоты наиболее заслуженным людям отрасли. В их числе – кто бы сомневался – генеральный директор АО «ТОДЭП» Юрий Николаевич Зинчук. 

У «ТОДЭПа» есть превосходная аварийно-диспетчерская служба. И не только. Слово заместителю генерального директора акционерного общества Алексею Павлову: 

– Дорожную ситуацию на трассах под нашей «крышей» отслеживают 23 поста видеоконтроля. Данные с этих устройств в реальном времени поступают в центр управления, находящийся в Тюмени. Сюда же поступает информация с датчиков ГЛОНАСС, которые установлены на более чем 160 единиц техники, задействованных на автомобильных дорогах федерального значения. 

Система позволяет обеспечивать эффективный контроль работы специального транспорта. Все участники дорожного движения круглосуточно по телефону могут связаться с оперативным дежурным центра управления. Информация (с номерами) диспетчерского центра размещена на всех объектах дорожного сервиса и остановочных пунктах автомобильных дорог. 

...Топливо из горящего бензовоза перекачено в другую емкость – значит, угроза взрыва предотвращена, машину можно безбоязненно эвакуировать. Брандмейстеры в слепяще-серебристых комбинезонах пока что продолжают предписанные технологией процессы. Ныне в штате МЧС нет топорников и крючников. И применяется не только пенотушение, но и вакуумные системы борьбы с огнем и взрывами. Но это отдельная тема для разговора – к нему мы еще вернемся. 

А пока… подняли на шнуре в люльке раненого – куклу, конечно. Однако в салоне машины «скорой помощи» лечили вполне живого земляка. Поди-ка, уколы пошли на пользу здоровью. 

Тут подоспела и стайка красивых девушек в голубом прикиде – представляют Уральский филиал ФКУ «Центр экстренной психологической помощи». От оперативного интервью прелестницы, замявшись, отказались – дескать, требуется разрешение высокого начальства. 

Да ладно, голова – дело темное. А вот, как выражался персонаж из известно фильма: «Если доктор сыт, то и больному легче». Если уж на то пошло, скажем: сыты были все участники командно-штабных учений: в недрах огромной армейской палатки столы: кофе, чай, выпечка, горячее, десерт. Витаминное питание – на кошт АО «Свердловавтодор» и АО «ТОДЭП». Чего уж, заработали дорожники. 

Напрашивается концовка из русской сказки: «Я там был, мед- пиво пил. По усам текло, но в рот не попало». Так стопудово и случилось. Нет, потерей аппетита не страдаю. Но время в дефиците – информацию следует подавать читателю вовремя. Вот, читайте! 

Успел спросить координатора учений полковника внутренней службы Константина Кулепанова, мол, как на взгляд специалиста прошло мероприятие, где взаимодействовали профессионалы- спасатели двух областей – Свердловской и Тюменской. 

– Всё – слава Богу! – ответил офицер. 

НА СНИМКАХ: помощь спешит с неба; вот такая скорая помощь!

Юрий МАШИНОВ /фото автора/ 


55921