КАРТОШКА С ТЮМЕНСКИМ ПАСПОРТОМ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ 

Четыре года назад президиум совета по реализации федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. утвердил проект «Развитие селекции и семеноводства картофеля в России». Участие в нем приняли сельхозпроизводители, научные учреждения и вузы более чем 20 регионов России. Реализация этого комплексного научно-технического проекта была возложена и на аграрный университет Северного Зауралья.

При этом в правительстве РФ отметили, что для большей эффективности к этой работе необходимо подключить бизнес- сообщества через отраслевые союзы. С одной стороны, это даст дополнительный приток инвестиций, а с другой – сформирует у российского бизнеса общее понимание, что они создают единый проект с применением общих технологий. Таким образом, будут исключены случаи, когда на площадке одного предприятия обкатываются все новейшие подходы, а остальные игроки рынка «сидят» на иностранной генетике и селекции. В одиночку такую модернизацию сельского хозяйства не вытянуть. Потому эти проекты называют комплексными. Парт- нером селекционерам аграрного университета определили агрофирму «КРиММ». 

Каждый сезон ситуация на картофельных плантациях с использованием сортов иностранной селекции преподносит нашим овощеводам неприятные сюрпризы. В прошлом году они по привычке сделали ставку на сорт «Ред Скарлет», который при хранении массово стал загнивать. Немалые потери понесли все, включая «КРиММ». С вопросом о возможных причинах массовой отбраковки клубней я обратился к заведующей кафедрой биотехнологий и селекции в растениеводстве аграрного университета, доктору сельхознаук Анастасии Казак. 

– В России упростили государственные стандарты по входному сертифицированию импортного семенного материала, – говорит Анастасия Афонасьевна. – И потому семена приходят к нам больные, зараженные. Экспертиза и оценка их проходит поверхностно и некачественно. 

– Неужели, интересуюсь, в высокотехнологичном «КРиММе» не могли определить негодное состояние непомерно дорожающего посевного материала? 

– Там тоже не все болезни определяют. Вирусные – могут, а вот, например, скрытые вирусоиды и различные распространенные альтернариозы – нет. Для этого необходимы специальное сложное оборудование и хорошо подготовленный специалист для подобной высокооснащенной лаборатории. 

– Поэтому для надежности и стабильности необходимо развивать отечественную селекцию и семеноводство, – вступает в разговор заслуженный агроном РФ, профессор Юрий Павлович Логинов. – Небезопасно в наше время быть в зависимости у зарубежных стран. Пятнадцать лет назад мы в аграрном университете приступили к сбору, изучению и отбору исходного материала для развертывания полноценного селекционного процесса. 

Юрий Павлович со студентом Александром Гайзатуллиным, увлеченным созданием сортов «второго хлеба», присматривались к мировой коллекции Всероссийского института расте- ниеводства. Использовали исходный материал и гибриды федерального исследовательского центра картофеля имени А.Г.Лорха. Селекцию, а это довольно длительный процесс, подгоняли применительно к сибирским условиям и культуре земледелия, чтобы будущие сорта хорошо хранились зимой. 

За материнскую основу взяли сибирский сорт «Лина». Он уже 30 лет в производстве и хорошо себя зарекомендовал – не было убедительных претензий, чтобы снять его с производства. Ну и стали добавлять к нему гены других сортов (в том числе зарубежных) методом гибридизации. Таким образом сформировали генетическую основу первого в аграрном университете сорта с приданными ему положительными признаками. 

Требований к последним селекционным достижениям немало. Прежде всего, нужно добиться одинаковой правильной – близкой к округлой или слегка удлиненной (овальной) – формы (чтобы сорт вписывался в современные технологии машинного сева, уборки и первичной переработки). Желательно, чтобы он получил распространение в близких по характеру климатических зонах, то есть обладал пластичностью. Очень важно удостоиться высокой вкусовой оценки (по пятибалльной шкале) и отвечать требованиям рынка. Скажем, старшее поколение предпочитает картофель с повышенным содержанием крахмала. Люди помладше, выросшие на низкокрахмалистых зарубежных сортах, уже не ищут старую германскую «Адретту» или отечественный «Приобский». Пришлось и здесь искать «золотую середину». 

На опытном поле университета картофельные делянки занимают уже значительное место. За 15 лет накоплено немало селекционного материала. Есть весьма привлекательные перспективные линии. С Анастасией Афонасьевной и Юрием Павловичем находим первый университетский сорт под названием «Тюменский». Уже ведется его первичное семеноводство. Сорт на два года передают на государственные испытания. После чего пройдет регистрация по климатическим зонам. И в каждой есть свой стандарт – лучший за последнее время сорт. Чтобы селекционное достижение аграрного университета было зарегистрировано по 10-й зоне и имело право войти в промышленное производство на тюменских полях, требуется превзойти по основным показателям в раннеспелой группе сорт «Алена» омского СибНИИСХоза. 

– Потенциальная урожайность у «Тюменского» около 700 центнеров с гектара, а средняя – 350-400, – сообщает Юрий Павлович. У нас из красноклубневых и раннеспелых в области широко используется импортный «Ред Скарлет». По ряду параметров это хороший сорт, но качество у него среднее. Наш, в том числе, по оценке вкуса, на балл выше. А это уже импортозамещение. Следом за «Тюменским» на госсортоиспытания пойдет среднеспелая белоклубневая «Надежда» с содержанием крахмала 18 процентов. Этот сорт предназначается для переработки. Урожайность у нее повыше первенца на четверть. Полагаем, она также будет иметь успех. 

– А где же Александр Гайзатуллин – один из авторов? – спрашиваю Логинова. 

– Благодаря ему и началась селекция картофеля. Я отдавал все время и силы зерновым. А Александр не отставал: «Давайте начнем, чем раньше приступим, тем быстрее результата достигнем, – откровенничает Логинов. Посмотрел на него, парень смекалистый и работящий, а в селекции очень много ручной работы, – и взялись за дело. Но как-то мы отправили его, уже аспиранта, в федеральный исследовательский центр картофеля имени Лорха попрактиковаться. А там быстренько оценили его качества и переманили к себе – предоставили квартиру и достойную заработную плату. К счастью, на достойную замену ему к нам пришел его младший брат Андрей. Сегодня Гайзатуллины, несмотря на молодость, неплохо развивают селекцию картофеля. Андрей даже ведет новое направление – создание сортов с цветной мякотью. Содержание витамина С и антиоксидантов в таком картофеле в три раза выше, чем в клубнях с традиционной окраской мякоти. К сожалению, Андрей сегодня не смог подойти, потому как в отъезде. К селекции «второго хлеба» постепенно подключаются и другие аспиранты и студенты. Алексей Шарапов из магистратуры уже имеет научный задел. Похоже, аспирант с кафедры химии Алексей Дружинин тоже «прикипел» к этой теме. 

О том, что отечественную селекцию нужно всемерно поддерживать, заявляют с высоких трибун не одно десятилетие. Подобные декларации, правда, вызвали интерес у энтузиастов с тягой к исследовательской работе. Но волны, поднятые голыми заявлениями без материальной поддержки, постепенно переходили в штиль. Последняя правительственная инициатива, о которой сказано в начале этой публикации, правда, принесла селекционерам некоторое укрепление очень слабой материальной базы. На средства проекта приобрели картофелекопалки, сажалки, фрезы для обработки почвы, гребнеобразователи и другие селекционные орудия возделывания картофеля. Но потом ручеек финансирования по федеральной программе иссяк. Почему? Ведь другие 30 проектов по селекции и семеноводству картофеля в стране продолжают поддерживаться. На это мне объяснений Юрий Павлович не дал. Хотя, не ему ли знать причину. 

Поэтому прошу научно- технический совет при департаменте АПК не только с этим разобраться, но и инициировать дальнейшую поддержку селекции картофеля в аграрном университете. Сейчас в условиях санкционного давления на нашу страну не время отсиживаться в кустах. Надо втрое-впятеро настойчивей и серьезней решать вопросы импортозамещения. Мы можем сами выводить конкурентноспособные на мировом рынке сорта картофеля и овощей и заниматься их семеноводством. Сибирь дает самый здоровый посадочный материал. И было бы просто преступно пустить по ветру серьезный научный задел, и наблюдать за тем, как сельхозпроизводители будут ходить с протянутой рукой в поисках посевного материала. Наши картофелеводы и овощеводы в этом году скупали семена во всех городах и весях Уральского округа. 

Для дальнейшей работы селекционерам и семеноводам аграрного университета остро необходимо современное картофе- лехранилище с активной вентиляцией, регулировкой параметров условий хранения с объемом 300-500 тонн. Идут сортоиспытания – и есть большая потребность в семенах. Если не удастся возобновить финансирование по обсуждаемому в публикации проекту, можно обратиться к другой федеральной программе – по строительству производственных картофелехранилищ. У селекционеров накоплен большой материал, объемы которого будут серьезно расти. Первоначальный этап ими пройден – сейчас пришла пора выдавать для госиспытаний и регистрации все новые и новые сорта и продвигать их в производство. 

НА СНИМКЕ: Юрий Логинов и Анастасия Казак контролируют вегетацию нового сорта картофеля. 

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/


55914