«ИЩИ ДРУЗЕЙ СВОИХ СРЕДИ ВРАГОВ СВОИХ...»

ПРАВОСЛАВИЕ 

В собрании Сергея Киверина – известного тюменского коллекционера, общественного деятеля, предпринимателя, мецената есть икона в барочном окладе с изображением восьми сибирских святых, четверо из которых стояли во главе Тобольской церковной кафедры в XVII- XVIII веках и происходили из Малороссии. Это было время становления Сибирской епархии и вхождения в состав Московского государства Украины, что принесло России не только сближение с культурой европейской цивилизации, но и церковный раскол.

Во второй половине XVII в. польско-литовско-украинская элита собралась у Московского трона, чтобы решать задачи в национальных интересах своих государств, в соответствии с событиями мировой политики, неотделимой от Церкви. Политическая сторона реформы РПЦ заключалась в мнимом намерении запада возродить захваченную турками в 1453 г. Византию с помощью и за счет России. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) в связи с этим наивно мечтал взойти на трон византийских императоров, следуя концепции «Москва–Третий Рим», а Московский патриарх Никон – стать Вселенским патриархом. Ватикан же хотел усилить влияние католицизма на Востоке, используя Россию в качестве орудия против Турции. 

Раньше эти интересы продвигались руками Константинопольского патриарха, состоявшего на содержании у папы Римского и одновременно получавшего щедрые подарки в Москве от вернувшегося в 1619 г. из польского «плена» отца, вступившего на царство Михаила Федоровича (1613-1645) – патриарха Филарета, основавшего в 1620 г. Сибирскую архиепископию. К этому времени Смута оставила в столице Руси немало выходцев из Польши, Литвы и Малороссии, превратившихся в придворную знать, в которой русские цари видели соратников по интеграции в Западный мир, стараясь приобщиться к его более развитой цивилизации, в том числе через церковную реформу. Однако делиться своей властью ни с этим миром, ни с церковью они не собирались. 

А затевалась церковная реформа в царских палатах Алексея Михайловича из-за неудачи с захватом власти в пользу польского королевича Владислава в 1612 г. в результате действий войска Минина и Пожарского, спонсорами которого выступили богатейшие сибирские предприниматели Строгановы, ранее направившие на освоение Сибири дружину Ермака. Желание превратить Россию в свой аграрный придаток влекло Польшу, мечтавшую уподобиться большим колониальным странам – Британии, Франции, Испании... Решено было действовать через Церковь. Тогда воспринявший от деда и отца почитание Петра Могилы (Киевского митрополита, основателя Киево-Могилянской академии, любимца польского короля) Алексей Михайлович собрал Кружок ревнителей благочестия, чтобы подыскать в нем кандидатуру на пост патриарха, который должен был провести реформу церкви на униатский манер, какая уже прошла на Украине. Ярым сторонником такого реформирования РПЦ был воспитатель царских детей (Федора и Софьи) Симеон Полоцкий (Ситнианович). Это был воспитанник известного церковного и политического деятеля И. Гизеля – автора знаменитого «Синопсиса», ставшего первым учебником истории для всех российских студентов, педагогов и историков от Ломоносова и Татищева до Костомарова и Грушевского, где впервые возникло понятие о татаро-монгольском иге, якобы сильно подпортившем русский менталитет в отличие от малороссов. Иннокентий Гизель, Петр Могила, Феофан Прокопович и многие другие известнейшие ученые богословы своего времени прошли через Ватикан и униатские коллегиумы Европы и прибыли в Малороссию для реализации задуманных на Западе планов по колониальному освоению России, одним из которых и был «Синопсис» Гизеля. Именно в нем Малороссия была объявлена прародиной Русского государства как бы в пику возникшей в переписке Ивана Грозного со шведским королем Юханом III норманской теории происхождения славян... 

Вошедшие в Кружок ревнителей благочестия Аввакум (Аввакум Петров, 1620-1682) и Никон (Никита Минов, 1605-1681) – земляки из Нижегородской губернии кардинально разошлись в вопросах пересмотра канонов традиционной православной веры, хотя в вопросах борьбы с народной обрядовой и смеховой культурой выказывали полное единомыслие, за что не однажды были жестоко биты своей паствой. Властолюбивый Никон, мечтавший о главенстве церкви над светской властью, усвоивший эту идею от Симеона Полоцкого (что впоследствии и стало причиной раздора между ним и государем), принял сторону царя и греческих священников, сделав выгодный для себя выбор. Аввакум же был на стороне значительной части верующих разных сословий, которые презирали зачастивших в Москву за дорогим подаянием греков, так как после захвата турками Византии не воспринимали их носителями истинного православия, тем более, что раньше греческая церковь приняла Флорентийскую унию, вступив в соглашение с католической церковью. 

Снискавший доверие царя и ставший патриархом Никон неумело, но с амбициозным размахом повел церковные преобразования. Свои «новины» он принимал единолично, в нарушение главного принципа православия – принципа соборности, что значительно усугубило ситуацию. Правка книг и обрядов проводилась по принятым в западных церквях новогреческим, а не древневизантийским, как было сначала обещано, образцам. Все решения проводимых в РПЦ реформ исходили от папы Римского, церковь которого со времен крестовых походов слыла оплотом национализма, а руководил ходом реформ папский нунций Паисий Лигарид, сыгравший самую негативную роль в организации раскола Русской церкви, Никон же был лишь рьяным исполнителем. Большое значение имело то, что Киевская митрополия относилась к Константинопольскому патриархату, подчиненному Ватикану, и ко времени присоединения Украины к России уже прошла реформу. 

Значительной вехой в истории старообрядчества стали проповеди и казнь протопопа Аввакума, прибывшего в Тобольскую ссылку в 1652 г. Здесь он встретился с архиепископом Симеоном – другим своим земляком из Нижегородской губернии, тоже сторонником древних православных традиций, оказавшим ему радушный прием и даже дозволивший совершать службы в церкви Спаса Всемилостивейшего. Однако благодаря буйному нраву протопоп нажил в Тобольске не только сторонников, но и врагов, известивших столичное начальство об энергичной пропаганде опального протопопа против новшеств патриарха, после чего отправился дальше по ссыльному этапу. 

Большую часть жизни Аввакум провел в ссылках, а последние четырнадцать лет просидел в ледяной тюрьме в несуществующем ныне городе Пустозерске. Оттуда рассылал призывы к истинной вере и самосожжениям, апеллируя к очистительной силе огня, пока вместе с тремя соузниками сам не был подвергнут «аутодафе по гишпански» – сожжению заживо, что послужило примером «огненного крещения» – массовых самосожжений старообрядцев. Однако перед смертью ему привелось узнать о страшной кончине Алексея Михайловича от челяди сосланного в Пустозерск Артамона Сергеевича Матвеева – ближайшего друга государя, шесть дней мучительно умиравшего после приказа об истреблении взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря... Примером стойкости в вере для старообрядцев также стала судьба духовных дочерей Аввакума боярыни Морозовой и княгини Урусовой, умерших от пыток и голода в земляной яме в Боровске. 

Известно, что сибирские старообрядцы поддерживали активную связь с пустозерскими узниками. Одним из них был тюменский поп Дометиан, знавший Аввакума по Пустозерску, другим – дьякон Стефан Черный, сосланный оттуда в Тобольск. Последнее известное посещение сибиряками Пустозерска состоялось незадолго до казни в 1681 г. тамошних узников, и наверняка они унесли с собой какие-то тексты. В обличительных «Сибирских посланиях» 1696 г. патриарх Тобольский и Сибирский Игнатий Римский-Корсаков обрушивается на одного из главных расколоучителей, бывшего верхотурского казачьего атамана Якова Лепехина, который в соавторстве с другим деятелем староверия – Авраамием Венгерским, к организованному ими под Тюменью старообрядческому собору написали сочинение, содержащее «на Святую Церковь хулы многия», а Лепехин, будучи иконописцем, проиллюстрировал это сочинение. 

Авраамий Венгерский вместе с другим зауральским старцем Иваном Кодским (Иванищем) в 1681-1682 гг. пытались воспрепятствовать готовящейся в Утяцкой слободе большой «гари» – массовому самосожжению. Их последователем и авторитетным руководителем сибирских старообрядцев был Мирон Галанин (1726-1806) – организатор антицерковных выступлений 1782-1783 гг., автор талантливо написанных «Истории про древнее благочестие» и «Рукописи о древних отцах». Его могила в деревне Кирсановой Исетского района является для старообрядцев Сибири и Урала в наши дни святым местом поклонения. Старообрядческая история оставила также множество других святых имен и мест почитания по всей Сибири и Уралу. 

Старообрядцы составляли особую заботу иерархов Сибири. В ХVIII в. сюда были назначены пятнадцать высших церковных иерархов, четырнадцать из которых являлись выпускниками Киево-Могилянской академии. Наряду с обширной миссионерской деятельностью они занимались каменным храмовым строительством, развитием образования, книжного дела, театра, благотворительности, а также борьбой со старообрядцами. Больше всего их было в 1760-х гг. в Тюмени, Таре, Екатеринбурге, Енисейске и Томске, результатом борьбы с ними стали участившиеся самосожжения. Особенно ожесточенной эта борьба стала при Павле II Конюскевиче (1758- 1768) – последнем из Киево- Могилянских выпускников в Сибири, который среди соотечественников выделялся особым фанатизмом и жестокостью, в связи с чем Екатерина II писала, что он «был 6ы довольно хорошим человеком, если бы не набрался изуверства в Польских католических училищах»... 

Другим знаковым для старообрядцев событием явился разгром Соловецкого бунта (1668-1676). С Соловецкой обителью царя Михаила Федоровича связывала своя история. Оттуда в Москву был вызван схимник Елеазар Анзерский, бывший учителем инока Никиты – будущего патриарха Никона, чтобы вымолить государю наследника – Алексея Михайловича. При этом наследнике монастырь стал главным оплотом старообрядчества, дважды принимал Степана Разина и восемь лет находился в осаде царскими вой

25 августа – 1 сентября сками, так как не принял реформ служившего здесь когда-то Никона. На усмирение этого самого авторитетного на Руси монастыря был брошен карательный отряд во главе с князем Мещерским – поляком, поскольку русской кандидатуры для его разорения не нашлось. Среди монахов обнаружился предатель, и вражескому отряду удалось проникнуть внутрь. Очевидцы писали, что «море Белое было красно от монашеской крови». Богобоязненный царь накануне впал в недуг и решил, что это Божья кара. Он послал гонца с приказом прекратить осаду. Гонец опоздал, расправа свершилась, царь скончался. Уцелевшие монахи разошлись по Руси, создавая иноческие общежительства с суровым Соловецким уставом и поклонением святым Зосиме, Савватию и Гурию Соловецким, почитаемым и сибирскими старообрядцами. 

Доведшая крепостничество, принятое при Алексее Михайловиче в 1649 г. при содействии поляков, до крайне жестокого состояния, Екатерина II писала: «Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа». Более ста лет Украина не знала крепостного права, и решившая исправить эту «несправедливость» Екатерина ввела его только в 1783 г., за что навсегда снискала нелюбовь малороссиян, обласканных до нее Елизаветой Петровной. Жалеют украинцы и об уничтоженной по приказу Екатерины Сечи Запорожской «в ея политическом уродстве» – по выражению императрицы, откуда совершались грабительские набеги на мирное население. Часть запорожцев отправилась в ссылку в Соловецкий монастырь, часть пополнила в Сибири ряды донских и яицких казаков... 

Федор Алексеевич (1676-1682) после смерти своего отца Алексея Михайловича приютил у трона множество поляков, выбрал в жены польскую девицу Грушневецкую и издал указ о запрете входа в Кремль одетых не по польской моде. Он сочувствовал учинившему церковные реформы Никону и обдумывал план создания в России четырех патриархий (в Новгороде, Казани, Астрахани, Тобольске) и папского престола для Никона. Такое предложение он получил в связи с намерением своего учителя Симеона Полоцкого унифицировать РПЦ в соответствии с католическими и униатскими образцами западных соседей. Судьбу Аввакума архиереи отдали на государево рассмотрение. Федор Алексеевич рассмотрел. 3а «великие на царский дом хулы» в Страстную пятницу, 14 апреля 1682 г., сожгли в Пустозерске протопопа Аввакума, попа Лазаря, дьякона Федора, инока Епифания. Но «дитятко красное, церковное», как звал царя Федора Аввакум, узнать об этом не успел, хотя прожил после сожжения пустозерских мучеников почти две недели. 

Исход старообрядцев подальше от Москвы и царя особенно активно пошел после утверждения царевной Софьей в 1685 г. сокрушительного для старообрядцев документа – «Двенадцати статей», десять из которых предусматривали для объявленных вне закона старообрядцев смертную казнь, что вполне уравнивало карательную систему Российского государства со средневековой западной инквизицией. Население разбегалось кто куда, многие бежали в Сибирь. 

Дело своего отца и патриарха Никона довел до конца Петр I, отделивший Церковь от государства и перенявший от Алексея Михайловича любовь к Украине, далеко не сразу ставшую прагматичной. Даже после предательства Мазепы (Яна Калединского), несмотря на негодование россиян, Петр издал указ «О запрещении всякого чина людям оказывать малороссийскому народу обиды, озлобления, укоризны и порицания изменниками и причинять всякие притеснения». Известны слова Петра, сказанные им в иезуитском коллегиуме Вены в 1698 г.: «Знаю я, что иезуиты большей частью люди ученые, во многих художествах искусные и ко всему способные. Но не для меня. Ибо я знаю также, что сколь они не кажутся набожными, однако же вера их служит только покровом к обогащению, равно как их училища и художества – орудием к проискам, услугам и выгодам пап в их господствовании над государями». Двадцать лет понадобилось Петру, изучавшему иноземный опыт, чтобы найти такой принцип организации церкви, который избавил бы от ее контроля над политической властью. Именно эта сторона протестантизма привлекла царя-реформатора: она открывала дорогу к абсолютизации власти. 

В год рождения Петра (1672), которого назвали в России антихристом, начались самосожжения староверов. Нуждавшийся в деньгах на войны Петр провел перепись населения и объявил двойную дань для старообрядцев (отчего их называли двоеданами). Однако раскольниками себя объявило всего два процента населения, так как церковь не была заинтересована в объявлении своей несостоятельности в борьбе со старообрядчеством. Только Николай I серьезно занялся старообрядцами, направив три специальные экспедиции в разные губернии, сообщившие, что старообрядцев на самом деле в 10-11 раз больше, однако точное их число установить до сих пор невозможно. 

Малороссийская элита всегда металась в поисках выгодного хозяина между Крымом, Османской империей, Польшей и Россией, в благополучных отношениях с которой значительную роль играла Православная церковь. Униатская церковь как источник национализма, ликвидированная Сталиным с присоединением к России Западной Украины после Великой Отечественной войны, в наши дни воссоздана там снова. 

НА СНИМКЕ: Святые Нектарий, Симеон, Филофей Лещинский, Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), Димитрий Ростовский (Даниил Туптало), Павел (Конюскевич), Симеон Верхотурский, Василий Мангазейский. 

Ирина МАНУЙЛОВА 


55848