БЕЗ КИБЕРГИГИЕНЫ НИКАК

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ 

В ЦИФРОВОМ МИРЕ ТОЖЕ ДЕЙСТВУЮТ СТРОГИЕ ПРАВИЛА 

Эксперты из сферы цифровых технологий всё чаще делятся своими знаниями по темам цифровой безопасности, цифрового потребления, поиска информации, финансовых операций и онлайн-покупок, критического восприятия информации, владения функционалом социальных сетей и мессенджеров и другим. 

Руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко в беседе с программным директором пространства коллективной работы «Точка кипения-Тюмень» Алексеем Нелаевым эксперт отметил, что Интернет, безусловно, предоставляет огромные возможности по поиску информации, огромное число баз данных, где содержится контент, необходимый для учебы, контент развлекательного характера, когда можно отдохнуть, или послушать лекцию известного ученого. Однако, в Сети немало и различных угроз, к которым можно отнести онлайн-мошенничество, финансовые махинации, агрессивное поведение пользователей, а также разного рода зловредные программы. 

«Лаборатория Касперского» ежегодно проводит исследование среди пользователей школьного возраста. И в качестве угроз они называют кибербуллинг, а также вирусы, которые могут стереть личные данные или контент. Знакомы они и с проблемой онлайн- мошенничества, поскольку также получают звонки от телефонных мошенников. В числе угроз – предложения от взрослых людей пообщаться, установить некие доверительные отношения. Дети однозначно квалифицируют такую ситуацию как угрозу для себя. Родители учат своих детей не разговаривать на улице с незнакомыми людьми, сообщать им какую-то личную информацию. Такое же правило работает и в Интернете, в соцсетях и мессенджерах: с незнакомцами разговаривать не нужно. И тем более, сообщать им о каких-то личных переживаниях, делиться информацией о том, где семья проводит отдых, что и где находится в квартире и т. п. 

У кибербуллинга, кстати, много различных проявлений. Это могут быть не только злобные комментарии по поводу какого-то поста, но и игнорирование со стороны того или иного сообщества, манипуляции с фотоснимками и видео, в результате которых изображения пользователя могут «вируситься», а сам он попасть под прессинг других пользователей. 

– По нашим данным, порядка 30% российских детей сталкивались с проявлениями кибербуллинга. И это один из самых высоких показателей в мире, – подчеркнул эксперт. 

По его словам, 11 ноября в стране ежегодно отмечается День борьбы с кибербуллингом. И «Лаборатория Касперского» в этот день очень много внимания уделяет данной теме, рассказывая об истоках проблемы и о том, как себя нужно вести в данной ситуации. 

ПОМЕНЬШЕ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ 

Бывает, что дети не всегда понимают ценность своих персональных данных. Эта проблема называется овершеринг – размещение избыточной информации личного характера о себе или других людях в социальных сетях. Дело в том, что сами соцсети подталкивают пользователя рассказать о себе: где ты учишься, какие места посещаешь, кто твои родители, братья и сестры и т. п. Если ребенок сообщает, что вместе с семьей улетает на отдых, то такой информацией могут воспользоваться злоумышленники и спланировать квартирную кражу. Необязательно, что это случится, но совсем исключать такой сценарий нельзя. Не стоит размещать фотоснимки и посты, указывающие на благосостояние семьи, фото документов, видеотуры по квартире. 

Для детей могут быть опасны, в том числе, финансовые мошенники. Это бывает в случае, если родители привязывают банковские карты к детскому аккаунту. Некоторые школьники пользуются картами при оплате проезда, покупок в магазине. Однако существуют схемы финансового мошенничества, которые направлены на людей, не сведущих в вопросах финансовой грамотности. Например, это может быть звонок из якобы банка от специалиста технической поддержки. Злоумышленник может сказать, что обнаружена подозрительная активность по движению средств на счете, и в банке заблокировали карту. А далее обычный сценарий: выуживание информации о банковской карте, номере, пин-коде и т. п. 

По словам Андрея Сиденко, в целом за безопасность детей в сети несут разные структуры. А также родители, школа. Это такая совместная деятельность. И для каждой из сторон есть видеоуроки, обучающие программы и методические материалы, в том числе по установке программ родительского контроля. Просто ими нужно воспользоваться. 

ИГРЫ – И РАЗВЛЕЧЕНИЕ, И ОБУЧЕНИЕ 

Наибольшей угрозой для детей в Интернете некоторые родители называют онлайн-игры. По их мнению, некоторые из них делают детей жестокими и нервными. Однозначного мнения по этому поводу у экспертов нет. Однако результаты исследований показывают, что прямой связи между жестокостью, которая проявляется в реальном мире, и компьютерными играми не существует. Такие исследования проводились в разных странах. Тем не менее, важно понять, почему ребенок выбирает жестокие игры, с чем это связано. Может быть, он стремится заместить ими какие-то свои психологические проблемы? Выплеснуть внутреннюю агрессию? 

Опыт показывает, что дети не пытаются повторить в жизни то, что они делают в компьютерной игре. Конечно, некие шутки, мемы они берут на «вооружение», но не более. Если родителю поиграть в некую игру вместе с ребенком, то такое совместное времяпрепровождение пойдет только на пользу обоим. Ведь в ходе игры можно сформировать в ребенке отношение к тем или иным ценностям либо моделям поведения. 

– Напомню, что при помощи игр можно усвоить много полезных вещей. Методики и технологии геймификации, на которых построены практически все игры, подталкивают пользователя проходить новые уровни сложности. А в них нередко зашиты те или иные образовательные методики изучения новых тем. Есть игры, которые, например, помогают изучить геометрию. В них за правильные действия дают медали, баллы, детям это нравится, при этом они осваивают методы построения геометрических фигур на плоскости. Есть игры, в их числе Майнкрафт или Роблакс, которые содержат специальные образовательные модули по физике или химии, – рассказал Андрей Сиденко. 

Поэтому, по его мнению, опасность компьютерных игр несколько преувеличена. Зависимости между проявлениями детской жестокости и компьютерными играми наука не подтверждает. Вопрос только в том, какое время ребенок проводит в мире компьютерных игр, хватает ли ему времени на спорт, общение со сверстниками, родными, освоение учебного материала, полученного в школе на уроках. Увлечение играми не должно наносить ущерб остальным видам деятельности ребенка, его оффлайн- жизни. И такой баланс ребенку должны обеспечить ребенку родители, загружая его домашними делами, живым общением с ним, совместным досугом, и т. п. 

СМАРТФОН В ПОДАРОК 

В каком возрасте покупать ребенку смартфон или планшет? Единого правила нет. Все дети разные, и воспитание в семьях имеет свои особенности. Некоторые покупают смартфон к 1 сентября, чтобы быть с ребенком на связи, понимать, что с ним происходит. Другие пытаются отсрочить такую покупку. Однако дети смотрят на взрослых и видят, что папы и мамы «сидят» в смартфонах и что-то там делают. Поэтому со стороны такая отсрочка выглядит для ребенка несколько странно. Если есть запрет на что-то интересное, то ребенок применит всю свою фантазию и смекалку, чтобы получить новый для него контент, вещь в целом. Лучше всё-таки медленно и постепенно готовить ребенка к пользованию смартфоном и различными сервисами и соцсетями. 

Если есть ощущение, что ребенок освоил ряд необходимых правил, в том числе в аспекте информационной безопасности и кибергигиены, то смартфон для него станет долгожданным подарком, а самое главное – полезным. Не нужно слепо следовать навязанной моде: если у всех детей есть смартфоны, то должен быть и у моего. Покупка должна быть обоснованной. 

Если покупка сделана, то ребенку, да и взрослому важно усвоить еще одно правило – не пользоваться смартфоном за два часа до сна. Об этом говорят и врачи, и психологи, поскольку девайсы и гаджеты влияют на возбудимость психики и течение сна. 

– Информационная безопасность – это не какой-то пунктик, напротив которого можно просто поставить галочку. Это область, которая касается всех сфер жизни человека, ребенка и семьи. И ей нужно уделять внимание и время, – подчеркнул в заключение Андрей Сиденко. 

НА СНИМКЕ: основы безопасного поведения в сети детям должны преподать взрослые. 

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото автора/ 

СПРАВКА: 

Выступления экспертов в рамках проекта «ИT-среда» будут проводиться еженедельно в преддверии Всероссийской образовательной акции по цифровым технологиям «ИT- диктант». В этом году она пройдет уже в пятый раз в День программиста 15 сентября. Таким образом, все желающие смогут определить свой уровень цифровой грамотности.


55829