ПРЕЗЕНТАЦИЯ
9 АВГУСТА В ДЕНЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА В 50 КМ ОТ ТЮМЕНИ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КРУПНЕЙШЕГО В ЗАУРАЛЬЕ И СИБИРИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ПАРКА-МУЗЕЯ «ЮРИБЕЙ».
НЕ ГАЛОПОМ И НЕ ПО ЕВРОПАМ
На большой этнографической площадке будет представлен быт и культура девяти народов Сибири, в том числе и малочисленных северных – ханты, манси, ненцев, селькупов.
Для презентации первой очереди построены четыре этнографические деревни – ханты- мансийское, селькупское, ненецкое стойбища, а также казахский аул. В планах строительства второй очереди – создания еще трех музеев под открытым небом: сибирско-татарского и русского подворья, а также украинского хутора.
Территория этнопарка кажется огромной, почти необозримой, но организаторы говорят, что это – не самая крупная площадка в России, созданная для этно-пространств. При этом «Юрибей» – совсем не «Диснейлед» с его придуманными образами и развлечениями, а интерактивный музей, где строго соблюдается принцип достоверности и научности, то есть все экспонаты аутентичные, а не произведенные искусственно. Для презентации такой экспозиции необходимы пространство, воздух. Чтобы была возможность не только разглядывать образцы за стеклом, как бывает обычно в краеведческих музеях, а самому побывать внутри этно-стойбищ. Чтобы рассмотреть здесь всё. Подробно, с чувством и с толком, отказавшись от спешки.
У КАЖДОГО – СВОИ ПРИВИЛЕГИИ
Осмотр парка-музея начинается… с зоопарка. Никаких противоречий в этом нет. Животные, как домашние, так и дикие, всегда жили рядом с человеком. Конечно, козочками или осликами в наших природно-климатических условиях мало кого удивишь. Хотя и самое привычное порой оказывается малоизвестным. Немногие, например, знают, что первое одомашнивание ослов произошло еще в Египте, что по зороастрийскому календарю осел символизирует не тупость, а уравновешенность и принципиальность. Так что название этого животного вовсе не оскорбление, а почти комплимент. И это становится очевидным, если глянуть в глаза тамошним Алсухе и Мише. Они- то уж точно знают себе цену и, кажется, понимают, почему с ними все пытаются заговорить.
А вот соседей хочется еще и рассмотреть получше. Например, индийскую горбатую… корову по кличке Громили, или венгерскую мангалицу Пепу, или яка с впечатляющим именем Цезарь, который считает себя выше даже живущих рядом верблюдов, или любящих позировать страусов Эму. Увы, лису, песца или енота, которые обитают в клетках напротив, не всякий раз в жаркий день увидишь – кому же под пеклом хочется в шубе бегать. Белочки в полдень тоже стараются спрятаться в тень, а медведь стремится забраться в укрытие. Там они отдыхают после сытного обеда. В природе у животных есть такая привилегия, у людей, к сожалению, она утрачена – им теперь привычней перекус на бегу. А как поступают в таких случаях павлины, фазаны или цесарки, которые тоже есть в зоопарке? Говорят, что курообразные – птицы очень сообразительные. Так ли это – можно самостоятельно проверить, если понаблюдать за их поведением.
МИР, ПОЛНЫЙ СИМВОЛИЗМА
Ришат Рахимов, руководитель проекта, профессиональный этнограф и музеевед, за плечами которого более 50 научных экспедиций по северу западной Сибири, Ямалу, Ханты-Мансийскому округу, полярному Уралу, Камчатке, говорит, что идея создать этнопарк витала в воздухе ещё в нулевых годах, но тогда не сложилось с финансами. Ее реализация стала возможной, когда идею поддержал тогдашний сенатор Юрий Неелов (глава администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в 1994–2010 гг.). Причем, это не первый его музейный проект. В Салехарде он построил этнографический комплекс и передал его городу. Собственно, и тюменский этнографический парк получил свое имя «Юрибей» по названию реки в Ямало-Ненецком округе.
– Концепция нашего этнопарка такова: мы хотим в одном месте представить материальную и духовную культуру основных народов Сибири, – говорит Ришат Рахимов. – Причем, расположение каждого поселения или стойбища – не хаотичное, оно подчинено определенному символизму. Если посмотреть на территорию с высоты птичьего полета, то картинка будет напоминать колесо от телеги или разрезанный апельсин, где каждый сектор – часть общей истории.
Открывает экспозицию казахский аул, в котором отражена культура родственных народов: сибирских казахов и алтайцев. Сразу обращают на себя внимание резные и расписные ворота. У них ни створок, ни заборов. Они ничего не открывают и не закрывают. Зато объясняют и расставляют по своим местам. У казахов такие конструкции указывают на то, что территория уже кем-то занята, у нее есть границы. Размер ворот не имеет значения. Главное, что они есть. Но в «Юрибее» их построили высокими и широкими – с сибирским размахом.
Рядом установлены качели, напоминающие те, что сооружали на Руси во время Масленницы. Кто уж у кого подсмотрел эту идею – неизвестно. Но и у русских, и у казахов качели-лодочки – не просто развлечение. Для казахов, например, они – символ первой любви. Ведь в ауле раньше не было ни интернета, ни телевидения, ни танцплощадки. И, говорят, самым безопасным местом, чтобы встречаться, общаться и влюбляться, были именно качели. Никто за эмоции там не осудит.
Еще у казахов в степи можно увидеть одинокую коновязь. Этот столб в чистом поле выполнял не столько утилитарную, сколько информационную функцию. По нему многое можно было узнать о человеке. Сейчас такие самопрезентации выкладывают на страничках в соцсетях. Но тогда вместо интернета было сарафанное радио, и оно распространяло новости не хуже. Количество звеньев- чаш на коновязи соответствовало возрасту собственника земельных угодий. С точностью не до года, как в паспорте, а до определенного периода. Казахи считали, что жизнь человека состоит из циклов по 12 лет, а его век длится 72 года. Поэтому, если звеньев два, то хозяин территории – юноша, если три – самостоятельный мужчина. Кроме того, коновязь могла сообщать об условиях, в которых живет семья. Каждое звено – как звездочка на фасаде отеля и показатель его вместимости. Если их три, то больше трех гостей многодетная семья в своей юрте, извините, не примет. По количеству звеньев можно было определить, до какого колена хозяин помнит свое родство. У казахов близким считалось до седьмого, поэтому за невестами ездили далеко, дабы избежать кровосмешения. Генетику в те времена люди не знали. Интуитивно законов природы не нарушали.
– В казахском ауле я сделала для себя много открытий, – поделилась впечатлениями Надежда Илларионова, представитель Пуровского землячества. – Кто бы мог подумать, например, что век – это не сто лет, а 72 года? Еще меня поразил рассказ о царе зверей. Оказалось, что для казахов это вовсе не лев, а конь. Они ему поклонялись и по нему сверяли свою жизнь.
ПОЛНОЙ ЧАШЕЙ
Почти каждый народ, представляя национальную культуру, подчеркивает свою гостеприимность. Никто и никогда раньше не говорил: лучше к нам не приходите – не примем, не напоим, не накормим. Гостям всегда были рады – накрывали стол, угощали, кто – чем бог пошлет, кто – лучшими блюдами. Ведь путник уйдет, а вместе с ним и впечатление. И будет он долгое время вспоминать хозяев добрым словом, а оно в прежние времена дороже любого современного резюме ценилось.
О традициях гостеприимства с удовольствием рассказывают и в этнопарке «Юрибей». Казахи, например, угощают наваристым бешбармаком, селькупы – традиционной насыщенной ухой из щуки, крепким чаем из чаги, ненцы и ханты – свежайшей строганиной и, если сезон, морошкой.
– Строганина часто готовилась только для гостей, – рассказывает Ришат Рахимов. – Для ежедневного употребления ханты и манси делали блюдо, которое называется колотушка. Для него тоже нужна замороженная рыба, но не строгают пластиками, поскольку это долго, а семью кормить надо быстро и сытно, – просто колотят, пока мякоть не разбивается на кусочки. Для селькупов, ханты и манси рыба была и остается основной пищей, потому что она – гарантированная и доступная круглый год, а мясо еще надо заготовить. Прожить на одной охоте ни в тундре, ни в тайге практически невозможно.
Все дегустации национальных блюд в «Юрибее» можно заказать вместе с экскурсиями по этнопарку. В экскурсионное меню можно добавить и мастер-классы по народным ремеслам, чтобы интерес был – на любой вкус.
ОДНА СЕМЬЯ
Группы ветеранов землячеств ХМАО-Югры и ЯНАО стали одними из первых посетивших этнографический парк. Для них представленные там экспонаты не просто предметы быта или культуры малых народов Севера, это – ностальгия по краю, в котором прошло детство и юность.
– По национальности я – сибирская татарка, но родилась и выросла в Ямбурге, – рассказывает Камиля Ахтямова. – Родители переехали туда и перевезли с собой нас, маленьких. У меня среди друзей детства и одноклассников многие по национальности ханты и манси. Я на Ямале жила много лет. Здесь – будто снова вернулась в тот край, вспомнила вкус строганины из муксуна, отец у меня рыбачил всю жизнь, кормил семью, она у нас была большая – шестеро детей. Как замечательно, что сейчас начали создавать такие парки. И нам, ветеранам, приятно тут побывать, и внуков обязательно сюда надо привозить. Ведь многие городские сейчас и не знают, кто такие коренные и малочисленные народы Севера, как они живут. Считаю, что детям обязательно следует рассказывать о культуре разных народов, об их традициях, кухне. Я всегда говорю, что на нашей земле места всем хватит. Надо всем народам уважать друг друга. Мы же, как одна семья. Например, моя сестра замужем за татарином, другая – за русским, третья – за украинцем. Надо обязательно знать свои истоки. И, когда откроется полностью весь парк, я обязательно снова сюда приеду и привезу внуков. Тут есть, что посмотреть.
– Открытие такой площадки имеет большую значимость для региона, – подчеркнул депутат Тюменской областной Думы Евгений Макаренко. – Сейчас очень важно сохранять культурную идентичность и дружбу между народами. Великий Ломоносов говорил: «Могущество России будет прирастать Сибирью». И я бы добавил: и народами, которые населяют эту землю. Не только жители Югры, Ямала, всей Тюменской области, но и других регионов страны будут приезжать сюда и с удовольствием знакомиться с культурой сибирских народов. Наша страна сильна своей многонациональностью и традициями.
НА СНИМКАХ: в этнопарке «Юрибей»
Инна ГОРБУНОВА /фото автора/