АГРАРНАЯ НАУКА
Для многих аграриев останется памятным День поля, проведенный в высокотехнологичной агрофирме «КРиММ». Чем же особенным отметился этот форум? На эту тему наш обозреватель говорил с руководителем Тюменского научного центра СО РАН Евгением Реневым.
– Активное участие в инновационных смотринах принял и наш филиал – НИИСХ Северного Зауралья, – говорит Евгений Петрович. – Поехали туда всем коллективом селекционеров, которые представили на делянках всю линейку своих сортов зерновых и зернобобовых культур. Тех, что уже в производстве на полях в области и новинки – только-только зарегистрированные, а также сданные на госсортоиспытания. Если говорить об уровне «КРиММА», то он впечатляет: мощная современная материально-техническая база, высокое качество и безупречная дисциплина при выполнении передовых технологий. Мы посмотрели там объекты инфраструктуры. В том числе завод по переработке овощей и картофеля, растворный узел, где идет подготовка средств защиты растений и жидких удобрений. Там есть что показать, есть что рассказать.
– Евгений Петрович, растворный узел – это тоже, скорее всего, завод. Можно ли сказать, что «КРиММ» активно внедряет жидкие удобрения, чему следует у них учиться?
– Агрофирма ставит высокую планку для эффективного, экономически оправданного увеличения урожайности. Растворы готовятся со скрупулезным соблюдением технологий. В частности, имеется участок водоподготовки с лабораторным контролем за поддержанием нейтрального баланса кислотности, что позволяет экономно использовать как минеральные удобрения, так и средства защиты растений. Например, специально подготовленная вода позволяет в разы сократить применение дорогих ядохимикатов.
– Там же, в Упорово, озвучили неоднозначный факт: некоторые сорта вашего филиала не прошли сортоиспытания в Тюменской области.
– Действительно, сорт нового овса нашего ведущего селекционера Марии Николаевны Фоминой, допущенного к производству в нескольких зонах, не был зарегистрирован в нашем регионе. Ничего сенсационного в этом нет. В других субъектах РФ этот сорт превысил стандарты, выведенные в свое время той же Фоминой, а на нашей территории, возможно из-за засухи, не смог превысить предыдущее селекционное достижение Марии Николаевны. Это говорит о том, что потенциал создаваемых сортов в институте, в частности, по овсу, достаточно высокий.
– Мне говорили о большом интересе к пшенице Гренада, выведенной известным в стране тюменским селекционером Владимиром Васильевичем Новохатиным. Госсортоиспытанием она признана ценной.
– Это раннеспелый сорт, который позволяет в условиях дефицита сибирской теплообеспеченности получать качественное зерно с высоким содержанием клейковины и превосходными хлебопекарными качествами. Он может быть использован в качестве улучшителя муки. Другими словами, хлебопеки выставили Гренаде оценку «5 с плюсом». Говоря о стратегии в селекции зерновых и зернобобовых культур, требуется правильно понимать задачи, которые стоят перед областью. Еще 6-7 лет назад баланс зерна у нас формировался как профицитный. Мы производили больше внутренней потребности. Новые птицеводческие комплексы по производству бройлеров и индейки, завод по глубокой переработке пшеницы в Ишиме и другие предприятия поубавили зерновой профицит. Можно относиться к этому по-разному. А для селекционера возникла задача: нужен сорт пшеницы, который, с одной стороны, будет обеспечивать интенсивное развитие животноводства и птицеводства, а с другой – обеспечивать высокую урожайность. Быть неприхотливым и устойчивым к болезням. Но при этом не надо забывать, что мы ходим в магазин за хорошим хлебом. Хотелось бы иметь муку из своего качественного зерна. Поэтому ценные сорта пшеницы в неблагоприятных климатических условиях остаются также важными для нашей территории. Это, так сказать, задачи крупными мазками.
– Построить комплекс для той же индейки при больших возможностях инвестора куда быстрее, чем создать сорт в наше время и тем самым запоздало откликнуться на поставленные задачи и потребности.
– Селекционер, как известно, не работает без загляда на перспективу. У него должен быть не просто задел на всякий случай, а развитое научное предвидение: вот грядут изменения, и я доработаю группу сортов с актуальной повесткой. Поэтому объем работ у ученых по разным направлениям, начиная от коллекционного питомника и заканчивая передачей сорта в производство, просто колоссальный.
– Ваш филиал к тому же плотно работает с агропромышленным комплексом Саха (Якутия) в части обеспечения его семенами для создания кормовой базы.
– Это партнерство выстраивалось не один год. Суть вопроса такова: республика расположена в очень жестких климатических условиях. И в течение ряда лет там не получалось произвести семена тех же овса и ячменя. Но при этом развивается животноводство. Поэтому создание кормовой базы с помощью наших семян и технологии закладки пастбищных угодий мы обсуждали в правительстве Саха (Якутии). Разумеется, зарегистрированный там ранее низкорослый овес Фома. И Фомина создала сорт Тоболяк, дающий обильную зеленую массу, а семеноводческие предприятия уже запустили производство посевного материала. Якутяне, вновь побывавшие у нас недавно, сумели посмотреть Тоболяк на поле. Понимая, что основная доля кормового поля формируется на однолетних травах, зеленая масса которых невозможна без белкового компонента, – мы представили нашим партнерам еще и сорта зерноукосных горохов. В частности, на промышленных посевах они присмотрелись к нашему Шреку.
– Странно было бы развивать животноводство без ячменя?
– Разумеется, это одна из основных фуражных культур, но в Якутии имеется специфика почвенных условий. Там же вечная мерзлота. Мы внимательно изучили типы их почв – они, как правило, бедные по плодородию. Из всех культур менее прихотливым к таким условиям является овес.
– Что ваш филиал может предложить агрохолдингу «Юбилейный» для нового инвестиционного проекта?
– Вообще, что касается глубокой переработки в целом – это долгожданные проекты в нашем регионе. Не все же сырьем заниматься. «Юбилейный» – не единственное предприятие, нацеленное на создание глубокой переработки гороха. В этом году мы отправили наши сорта этой культуры в компанию «Еврохим», нацеленной на строительство крупного завода в европейской части страны. Их эксперты сравнят наши горохи с сортами других селекционных центров. Радуюсь тому, что в области растут посевы гороха. Эта культура является улучшителем почвенного плодородия, дающая экономию применяемых минеральных удобрений и возможность сельхозпроизводителям подзаработать.
– Возвращаясь к созданию кормовой базы в Якутии, возможно ли там культивирование многолетних трав? Меня эта тема интересует, поскольку этот опыт можно применить в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.
– Там не только особые почвенно-климатические условия, у них, например, молочный скот не стоит круглогодично в помещениях на монокорме. Животноводство там выпасное. Требуется создание пастбищ. К тому же еще одна специфика – хозяйства не очень крупные. Мы планируем предстоящей осенью провести очередную рабочую встречу в министерстве сельского хозяйства в Якутии с выстраиванием стратегии на развитие кормовой базы. Обсудим и применение многолетних трав. Нашим семеноводам нужна понятная задача на объемы производства посевного материала. Все нужно делать заранее. Многолетние травы – это не зерновые. После закладки посевов урожай можно взять на следующий год, а продажа семян пойдет только на третий.
– Потребуются ведь еще технологии и опыт по закладке культурных пастбищных угодий.
– Обсудим большое количество задач и проблем и по этому проекту. Закладку пастбищ планируем на будущий год. От успешного взаимодействия с Якутией зависит экспансия тюменской селекции и семеноводства в восточные регионы.
– Что просили на Дне поля в Упорово тюменские земледельцы?
– Разумеется, всех интересует сорт, который был бы «Ух!». Хотя есть пожелания весьма конкретные – например, создание короткостебельных сортов, которые не полегают к осени. Уборка пшеницы сильно зависит от того, насколько прямостоячий хлеб. Это же позволяет увеличить скорость и снизить нагрузку на комбайн.
– В погоне за легкой жатвой как бы не забыть о потребности в соломе для животноводства. Она широко используется, в том числе как часть корма.
– Такой запрос есть, и заведующий центром селекции и семеноводства зерновых и зернобобовых культур Владимир Васильевич Новохатин готов в ближайшее время откликнуться на него. Тем более, что в прошлом году в рамках проекта «Наука и университеты» НИИСХ Северного Зауралья получил новую лабораторию по геномным исследованиям в растениеводстве. Она будет действенным инструментом по оценке как исходного материала для селекции, так и создаваемых гибридов на предмет передачи тех или иных хозяйственно- полезных признаков. Когда мы ее запустим в полном объеме, оценка и создание сортов заметно ускорится. Причем, появится больше возможностей для создания селекционных достижений, устойчивых к тем или иным заболеваниям.
НА СНИМКЕ: демонстрационные делянки на Дне поля.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/