СИБИРЬ – УКРАШЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ

ВЕЛИКАЯ ТЮМЕНЬ ДОСТОЙНА ГЕНИАЛЬНОЙ СИБИРИ 

Головастым тюменским концептуальным музейщикам пришла в голову крайне счастливая мысль: в рамках существующего областного краеведческого музея им. И.Я. Словцова создать «Музей Сибири».

Тюмень этого достойна. Древнейший город азиатской России имеет на такой музей все исторические права. 

К обсуждению концепции создающегося музея специалисты привлекли экспертов различных направлений. Не обошли вниманием и писателей-родиноведов. Как без них? Может, и они чего разумного посоветуют. Тюмень искони – врата Сибири, и, понятно, всякий открывший эти музейные сибирские врата должен и обязан на компактном пространстве увидеть всю Сибирь – во всей полноте, блеске, величии, красоте и планетарной значимости. 

Но поначалу надо решить вопрос: а что же сегодня – Сибирь? Западная и Восточная? Без Урала и нынешнего Дальнего Востока? 

Я бы предложил музейную Сибирь считать в пределах Сибирской (Тобольской) губернии периода ее расцвета – это вторая половина 18-го века: губерния на трех континентах – от Перми, Вятки и Уфы до Форт-Росса и Аляски (Сибирской Америки) – 1140 Северного полушария планеты на земном глобусе. (Нет-нет, я вовсе не замахиваюсь на американские земли – воссоединение Аляски рано или поздно произойдет само собой). 

Именно величайшая и небывалая на планете Сибирская губерния – это справедливо, и это же музей ИСТОРИИ Сибири, невероятной и очень славной истории, в которой чего только не случалось. И тюменский музейный посетитель, сам ли земляк-тюменец, гость ли из российского далёка, перс или любопытный китаец, алеут или унылый англосакс, – где еще могут узнать об этом славном прошлом, если не у врат Сибири? Больше негде! Все иные скромничают, в границы прошлого не вглядываются. А ведь прошлое не переделаешь! Тем более – великое прошлое. Не так ли? 

Полагаю, это будет любопытно всем сибирякам. И правильно: познание Родины, познание родной Сибири должно начинаться у Тюмени. Пока не опередили. Под всесибирский музей, насколько мне известно, планируется шесть связанных между собой просторных современных залов. Чем взять, заманить нынешнего привередливого и разборчивого туриста? Полагаю, каждый зал-раздел должен быть с изюминкой, с секретом, с обязательной сенсацией и непременным эксклюзивом. 

К примеру. Первый homo-сибиряк 45 тысяч лет от роду – это «ишимский человек», чьи останки обнаружены на иртышском берегу в устье Ишима. Тюменские ученые археоантропологи из академического научного центра приняли главное участие в исследовании этого перво-сибиряка. Да и сам артефакт – кость homo- сибиряка – находится в Тюменском академцентре. Почему бы ей не украсить стенды нового музея? Мы, тюменские, всегда и во всем первые – были, есть и будем. 

Известно, что Сибирь – альтернативная колыбель земного человечества. В Арктическом Центре Якутска почти шесть тонн артефактов, свидетельствующих о том, что на берегах Лены, в урочище Диринг-Юрях, разумный сибиряк не только обитал (как минимум 2 млн лет назад), но и мастерски работал. Доброжелательные якутские археологи охотно поделятся каменными орудиями труда древнейшего сибирского homo. То же самое можно сказать и о сенсационных находках новосибирских соседей-археологов в алтайской Денисовой Пещере и на стоянке Карамо. Следам человеческого присутствия на Карамо – 800 тысяч лет. Сибирь никогда не была окраинной Ойкуменой, здесь всегда вершились события планетарного масштаба, главные дела человечества. Наш посетитель поражен, удивлён, потрясен. Клюнул на приманки. Значит, удалось заманить. Есть шанс – увлечется на всю жизнь, доберется до сибирских берегов Тихого океана. И если не переберётся сюда на житьё-бытьё, Сибирь полюбит навсегда. 

Сибирь – страна неразгаданных человеческих тайн и непрекращающихся открытий и сенсаций. Тюмень – самый загадочный город. Ему как минимум 800 непрекращающихся лет, но Тюмень, как кокетливая дама, пишет в своей метрике 436. А ведь предтеча Тюмени – Чимги-Тура – в свое время в одном только 15-м веке была столицей трёх азиатских государств: Синей Орды, Сартского и Сибирского ханств. Негоже не гордиться такой блистательной государственной историей старейшины азиатских городов России. 

В новом музее история Чимги- Туры должна быть представлена в подобающем блеске. Нам нечего стесняться, если мы родную Тюмень Великую можем сравнивать с Самаркандом, Бухарой, Багдадом, Хивой, Каракорумом. 

И не забыть бы – великое прошлое объединяет в великой современности. 

Еще один штрих. В музеях моего Отечества (даже в Эрмитаже, где есть всё) не отыщешь ни одного следа о сибирском государственном пути-миссии великого русского князя Александра Невского. Отечественная история почему-то старательно пропускает его опять же великое хождение в Каракорум, столицу империи Чингисхана, за «небесным ярлыком» на великое княжение в Киевской Руси. А ведь по существу Азиатская (Сибирская) история Российской Империи началась именно тогда и там – 1249-1251 гг., Каракорум. Тюменцам не грех посотрудничать с исключительно вежливыми монгольскими коллегами и для нового музея получить исторические реликвии- экспонаты из Каракорума. Это новая, забытая, но великая страница отечественной истории. И всё это в нашей родной Сибири! А узнать можно только и исключительно в Тюмени. Попутно: мэрии Тюмени (Чинги-Туры) не грех бы побрататься (города-побратимы) с центром аймака городом Хархорином – наследником Каракорума во всегда дружественной нам Монголии. Общая память способна чудеса творить! 

Ну и предложение от писателей. Музейно-тюменские классики и современники обихожены неважно, кроме поэта Петра Павловича Ершова и мудрого публициста Дмитрия Ивановича Менделеева. А где такие величины, как Зот Тоболкин, Константин Лагунов, Иван Ермаков, Владислав Крапивин, Юван Шесталов, Леонид Лапцуй? В области живут и плодотворно работают нобелевские номинанты Еремей Айпин и Анна Неркаги. Сибирские классики мирового калибра Павел Васильев, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко частенько заглядывали в Тюмень, Сургут, Уренгой, Тобольск, Салехард. Нет, Тюмень и сегодня не литературная окраина, Тюменская писательская организация признана лидером Союза писателей России. Ишим признан лучшим литературным городом Российской Федерации. Есть чем и кем гордиться. Некому? Новый музей готов восстановить справедливость? 

Число гениев всегда равномерно распределено на единицу территории. Так что мощный стенд «Сибирские классики» только украсит современный музей Сибири. 

А еще у меня есть мечта. Называется «живой уголок». Может, дурацкая. Но, просмеявшись, можно поразмыслить. 

Все музеи мира с живым не возятся. Их задача – прошлое. Всё посмертно. Но ведь «Музей истории Сибири» – музей необычный, музей не просто ХХI века, но и Третьего Тысячелетия. И почему бы не пожениться… с зоопарком. Современные городские дети уже не знают в лицо коров, лошадей, домашнюю живность, не отличат воробышка от синички, а аиста от лебёдушки. Я уж не говорю про верблюдов или фламинго. Понятно, живой уголок Сибирского музея – совершенно отдельно: то ли классический зоопарк местной живности (медведь на привязи), то ли работающая ферма, где трудятся наши сибирские современники агроживотного происхождения. Или еще как-то… Но должно быть в Тюмени место, где можно посмотреть на наших современников, которые помогали человеческому существу освоить и обустроить родную Сибирь. 

Ну а певческий класс с поющими соловушками, каркающими сороками и целеустремленными дятлами – это отдельно. А то всё попугаи да попугаи. 

Кстати, эта вроде бы неподъемная задача имеет вполне конкретное решение. Я не так давно встретил мэра Тюмени на Черной Речке – там есть вполне приемлемое обустроенное местечко для такого заманчивого муниципального уголка – филиала «Музея Сибири». 

Концепция: музей непрекращающегося восторга и состоявшегося счастья. 

Цель: в Тюмень, в «Музей Сибири». Увидеть Тюмень и… жить долго и счастливо. 

Анатолий ОМЕЛЬЧУК 


55523