ТЮМЕНСКАЯ ЖУТЬ
Принято считать, что домовые, призраки и прочие потусторонние сущности обычно поселяются в старых ветхих домах или пришедших в упадок исторических зданиях, шумных и людных мест, напротив, сторонятся. А вот в Ялуторовске домовые, наоборот, открыты и общительны. До такой степени, что один из них облюбовал для себя «Дом Природы» – одно из подразделений городского музейного комплекса. По многочисленным сообщениям сотрудников музея, в нём с самого его открытия в 2000 году обитает некий Господин Друг, который, по всем признакам, является домовым. Или, выражаясь более академическим языком, – полтергейстом, что в переводе с немецкого означает «шумный дух».
Началась эта загадочная история с того, что один из ялуторовских культурно-исторических памятников решили реконструировать и поместить в его стенах музейную экспозицию.
– Это был старый особняк, в котором в начале ХХ века жила семья купца, гласного Ялуторовской Думы, Семёна Константиновича Воробейчикова, – рассказывает заместитель директора Ялуторовского музейного комплекса Надежда Шестакова.
Первый странный случай произошёл во время окончания ремонта старого особняка осенью 2000 года. Один из создателей будущего комплекса, сотрудник Тюменского краеведческого музея Ришат Рахимов, ночевавший в здании, будучи в здравом уме, твёрдой памяти и абсолютно трезвым, проснувшись внезапно ночью, увидел домового.
– Мой друг Ришат – бывший военный разведчик, прошедший десятки экологических экспедиций и никогда до того случая не веривший ни в какую «чертовщину», которого, как мне казалось, вообще ничем нельзя было напугать, утром дрожал как осиновый лист и с трудом смог рассказать, в чём дело, – вспоминает тюменский краевед и эниолог Павел Ситников, тоже принимавший участие в реконструкции.
Домовой, разбудивший Ришата, был самый что ни на есть классический – каким его все себе и представляют – маленький мужичок с бородой ростом с табуретку. Он представился Господином Другом. Утром Ришат поставил на подоконник подношение – стограммовую рюмку водки с хлебом, и Господин Друг больше его не тревожил. Чего нельзя сказать о других сотрудниках «Дома Природы».
– Впервые мы встретились с домовым, когда создавалась экспозиция «Экологический двор», – говорит бывший директор музея Татьяна Макеева. – Когда я спросила, как его зовут, он представился Господином Другом. И рассказал, что живёт в этом доме давно, ещё со времён его строительства.
Татьяна, как это ни удивительно, не испугалась непонятной сущности и поверила, что он действительно друг.
– Перед открытием «Экологического двора» мы как бы в шутку обратились к Господину Другу: у нас важное дело, нужно, чтобы была хорошая погода и светило солнышко. И действительно, день выдался исключительно ясным и солнечным. Другой раз, когда нам нужно было хорошо утоптать глину, мы попросили о дожде. И наутро пошёл ливень. Подобное происходило не один раз. Когда мы открывали в нашем музее выставки и экспозиции, Господин Друг всегда нам помогал, – вспоминает Татьяна.
Впрочем, Господин Друг настроен столь благодушно далеко не всегда. Однажды весьма скептически и негативно настроенная посетительница «Дома Природы» выразила во всеуслышание сомнения в его существовании и тут же поплатилась сильно порезанной при выходе из музея рукой.
Кроме Ришата и Татьяны Господин Друг не показывался больше никому. Но проявляет себя часто и разнообразно. В «Доме Природы» сами собой раскрываются форточки, передвигаются предметы, раздаются шорохи, скрипы и стуки, срабатывает без всяких видимых причин сигнализация, а однажды смотритель, придя утром на работу, обнаружил запертыми замки на дверях между музейными залами. При том, что от них давно уже ни у кого не было ключей. Так что пришлось вызывать столяра для взлома.
А на одном из подоконников музея ещё со времён Ришата стоит рюмка водки с корочкой хлеба.
Роман БЕЛОУСОВ