ПРЯМИКОМ К ВОКЗАЛУ

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ  

Улица Первомайская уверенно ведет вас к железнодорожному вокзалу. Но в старину было не так. Лог, с протекающей по нему речкой Тюменкой, отрезал эту прямую дорогу. Построили деревянный мост через овраг на Стриковской (ныне ул. Крупская) и по ней ехали в центр. 

Шло время, мост сильно износился, гласные городской Думы на своем собрании в мае 1900 года рассмотрели вопрос «о постройке вместо существующего через овраг по дороге из города к станции «Тюмень» Пермской железной дороги ветхого деревянного – земляного моста». 

Соорудили новый земляной мост, выходящий на Голицынскую, и улица прямиком стала вести к вокзалу. В середине XX века мост реконструировали, установили на нем ростральные колонны, увенчанные советскими звездами в обрамлении лаврового венка. Появились перильные чугунные ограждения и столбы освещения. Весной 2015 года мост полностью демонтировали, возвели новый. Колонны со звездами убрали. Они были свое образными примечательностями, «голосом эпохи»… 

Но мы продолжим свой путь, и будет он интересен. 

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЖЕМЧУЖИНЫ 

На Первомайской, 20 в каменном доме размещались «Вокзальные меблированные комнаты». Здание построили в 1913-1914 годах по заказу Петра Георгиевича Крутикова. Кроме гостиницы Крутиков имел магазин бакалейной и винной торговли. Этот господин по происхождению из крестьян Туринского уезда. Многие тюменские предприниматели той поры были выходцами из простолюдинов, но выбились «в люди» и довольно успешно зарабатывали барыши. 

В 1920-30-е годы здесь располагалась школа, в 1970-е на первом этаже здания работал продуктовый магазин. В 1980-е памятник архитектуры был в аварийном состоянии, его восстановили спустя много лет. 

Небольшое прямоугольное здание на ул. Первомайской, 48 выстроено в 1912 году. В наше время имеет титул «памятник архитектуры». В царские времена здесь работала лавка рыботорговца Александра Александровича Хухранова. (В некоторых источниках фамилию его пишут через «о»). Как и его сосед Крутиков, Хухранов был выборщиком представителей на съезд деятелей по средней и мелкой промышленности и торговле 1912 года. 

У моста мы увидим необыкновенный небесного цвета домик- восьмигранник с башенкой и шпилем. Это торговый павильон «Цветы» (ул. Первомайская, 52А), появившийся в 1950-х годах. Дом демонстрирует стиль «сталинский ампир». Сейчас в «цветочном доме» – другое торговое заведение, стекла в высоких окнах заменило железо, но все равно дом не утратил архитектурного очарования. 

В 1950-е в магазине работала известный в городе агроном Вера Кислицына, которая многим тюменцам помогала советами, как правильно ухаживать за посадками. Жила она неподалеку, в деревянном двухэтажном особняке на Смоленской (эта улица встречается с Первомайской). 

Веру Александровну знали мои родители. Рассказывают, что у нее во дворе дома рос большой сад, как на юге. В нем – яблони, груши, вишни, множество цветов. На одной яблоне поспевали плоды разных сортов. Секрет в прививках. Вера Александровна охотно делилась этим со всеми желающими, на все вопросы у нее имелись ответы. Увы, тот чудесный сад и дом не сохранились… 

На ул. Первомайская, 54 обращает на себя внимание каменный, с высоким подвальным этажом, дом. Краснокирпичные стены его украшены орнаментами. Здание выглядит достойно и основательно. Построили его в начале XX века для семей рабочих и служащих Казенного винного склада. Квартиры сделали с улучшенными жилищными условиями, с хорошей инсоляцией (освещенностью). Этот дом – единственный в городе, в помещении которого гранитные ступени. Памятник архитектуры продолжает свою жизнь, не повезло соседнему сооружению. 

На Первомайской, 52 находилось историческое здание Казенного винного склада. В 1895 году в России была введена водочная монополия. По всей стране строились казенные винные склады, которые сами выкуривали спирт или же собирали его с частных заводов, улучшали качество «огненной жидкости» и продавали в государственных магазинах. В 1902 году такой завод начал работу в Тюмени. Он был хорошо оснащен: имел три паровых котла и специальную машину для наклеивания этикеток. 

Тут был целый комплекс с производственными службами. Главный корпус обладал красивым фасадом. 

В 1919 году предприятие национализировали. В 1922-м на его основе создали государственный спиртосклад. В 1942 году завод переехал в здание Ильинской церкви, так как здесь разместился завод № 636 Наркома химической промышленности. Продукция шла на фронт. Заводчан приветствовал памятник Ленину, который был эвакуирован в войну с Украины. 

После войны предприятие получило название «Пластмасс», выпускало мирную продукцию. Завод отравлял экологию города, неприятный запах напоминал о вредном химическом производстве долгие годы. «Пластмасс», по сути, сгубил старинные корпуса, которое представляли ценность для Тюмени как памятник промышленной архитектуры. Их снесли в 2014 году. 

СТЕКЛЯННЫЙ И ПРИМЕТНЫЙ 

На другой стороне улицы высится большое сине-белое здание ДК «Железнодорожник» (ул. Первомайская, 55). Его выстроили в 1977 году по типовому проекту взамен клубу Ильича. После реконструкции сооружение получило броский внешний вид, центральная часть фасада выполнена из стекла. 

Славу дворцу принесли его творческие коллективы: самодеятельный театр, народный хор Геннадия Цыбульского, оркестр народных инструментов Александра Андрюшкина. Оркестр выступал в Колонном зале Дома Союзов в Москве и заслужил похвалу самого Шостаковича. 

Здание располагает удобным концертным залом с хорошей акустикой. В ДК находится музей Тюменского отделения Свердловской железной дороги. Самый знаменитый экспонат – легендарный царский стол. Для пополнения музейной коллекции немало сил и стараний приложил настоящий энтузиаст своего дела Владислав Тимофеевич Коптелов. 

«ВЕЧНАЯ МОЛОДОСТЬ РЕЛЬСОВЫХ СТРОК» 

Возле ДК в память о самоотверженном труде железнодорожников во имя Великой Победы в 1987 году установили паровоз ФД 21-30-31. Прибыл он в депо «Тюмень» в 1941 году. Паровоз побывал под бомбежками, залечив раны, тянул поезда-тяжеловесы. «Бригада машиниста Михаила Ковязина не давала «старичка» в обиду. За высокие показатели в работе и экономию топлива «чугунный фронтовик» дослужился до звания «Лучший паровоз по сети дорог СССР». Кстати, эта серия ФД (Феликс Дзержинский) считается самой массовой в довоенный период – выпустили 3200 штук. Повод для установки работяги на улице Первомайской искали недолго – им стало столетие локомотивного депо», – рассказывал мне в свое время Владислав Коптелов. 

В 2015 году здесь появился монумент «Железнодорожникам фронта и тыла», сложенный из рельсов времен Великой Отечественной войны. Рельсы, смыкаясь, образуют арку – мост Победы. Левый пилон арки изготовлен из рельсов, собранных с мест, где проходили бои. Правый – из тыловых рельсов восточных областей страны. В годы войны они были уложены в железнодорожное полотно, по которому на фронт переправлялись войска Красной армии, доставлялась техника, эвакуировались миллионы граждан Советской страны и тысячи предприятий, вывозились с фронта раненые. Эти рельсы – свидетели горьких поражений и великих побед советского народа. Под аркой Победы – колокол, в него каждый может позвонить. Авторы памятника С. Титлинов и А. Медведев. 

СКВЕР СЕМЁНА ПАЦКО 

У железнодорожного вокзала находится маленький сквер, который украшает Первомайскую и создает уют. В 1936 году комсомольцы железнодорожного узла станции Тюмень высадили деревья. Так появилась здесь аллея лип. Долгое время сквер оставался безымянным, в 1986 году в честь 400-летия Тюмени ему присвоили имя Семена Пацко. Биография этого человека тесно связана с историей города. 

В 1942 году за 25 дней под руководством комиссара Пацко и начальника вагонного депо Кочеткова железнодорожники построили поезд-баню. Этот поезд имел 10 вагонов, пять телефонных и четыре радиоточки. На его строительство тюменцы собрали 177 664 рубля. Железнодорожники в годы войны трудились, выполняя и перевыполняя планы. В 1944 году руководители паровозного депо станции Тюмень, и Пацко в том числе, получили благодарственную телеграмму от самого Сталина. После войны Семен Пацко работал в обкоме КПСС, был делегатом XIX и XX съездов партии. 

В 1950-х Семен Константинович возглавлял штаб по строительству первой теплоцентрали (ТЭЦ), поддерживал и контролировал строительство предприятий, школ, по его инициативе появился сквер «Комсомольский». 

К столетию ВЛКСМ 18 августа 2018 года в сквере им. Пацко торжественно открыли монумент «Молодым созидателям земли Тюменской». Идея увековечить в бронзе эпоху освоения Севера принадлежит Тюменскому благотворительному фонду «Комсомольское братство». Выполнена композиция по эскизу директора «Екатеринбургского художественного фонда» Сергея Титлинова. 

ВРАТА ТЮМЕНИ 

…Немного проходим вперед, и привычный шум города настигает нас. К вокзалу или от вокзала потоком движется транспорт. Место здесь примечательное. Вокзал – врата Тюмени, тут дышит история. 

В 1885 году открылась железная дорога Екатеринбург – Тюмень, которая связала Европу с Азией. Построили ее по проекту инженера-железнодорожника, члена совета Министра внутренних дел Российской империи Евгения Богдановича. 

По этой дороге в Тюмень добирались великий русский ученый Дмитрий Менделеев, сибирский «старец» Григорий Распутин, царскую семью везли из тобольской ссылки в Екатеринбург. Много знаменитостей повидал старый вокзал. Здание его было красивое, каменное, построенное в 1885 году. 

На месте нынешней Привокзальной площади в сквере стоял фонтан со скульптурами оленей. Пассажиры здесь с удовольствием отдыхали. А там, где сейчас стадион «Локомотив» (за автобусной остановкой) находился клуб Ильича. 

В 1974 году взамен старинному вокзальному зданию поставили высотное, большое (ул. Первомайская, 55). После современной реконструкции тюменский вокзал вошел в тройку лучших вокзалов России. 

НА СНИМКАХ: памятник молодым созидателям земли тюменской; здание бывшего завода «Пластмасс».

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/


55356