ФЕСТИВАЛЬ
И СНОВА О «ЛЕТЕ В ТОБОЛЬСКОМ КРЕМЛЕ»
Фестиваль завершился концертным исполнением оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». На Красной площади древней столицы Сибири выступили артисты Новосибирского оперного театра в сопровождении Тюменского филармонического оркестра под управлением Алексея Карабанова и хоровой капеллы. Как всегда в импровизированном зале был аншлаг.
Фестиваль доказал главное – какие бы проблемы сейчас не волновали, какие бы финансовые кризисы не грозили, народ все равно тянется к искусству. И после двухлетнего ухода в виртуальный мир «Лето в Тобольском кремле» с триумфом вернулось в реальный – к радости своих поклонников, которые теперь приезжают из других городов.
Организаторы сумели совместить два проекта. Помимо музыкального фестиваля, прошел и театральный. Впервые в Тобольске с полноценными гастролями выступал Театр Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова. Сам он не первый раз приезжает в Тобольск, хорошо знаком с нашими драматическими коллективами, а теперь поработал и с музыкальными. В начале фестиваля дали премьеру – постановку «Роман в письмах» о взаимоотношениях Петра Чайковского и Надежды фон Мекк. Она шла в сопровождении Тюменского филармонического оркестра, а на сцене блистали Евгений Миронов и Ксения Раппопорт. Позднее Миронов признался, что всем своим друзьям и коллегам настоятельно советует побывать в Тобольске и почувствовать его колорит и гостеприимство. Вторила ему и «папина дочка» Елизавета Арзамасова, впервые приехавшая на гастроли в этот город.
Нынешний фестиваль был очень разнообразным, включавшим в себя не только классическую музыку, но и фольклор, и даже эстраду. Чтобы удовлетворить самым разным вкусам. Апофеозом и изюминкой стала опера Глинки. Я не помню, видела ли ее в Тюмени, но все основные арии хорошо знакомы. В советское время она называлась «Иван Сусанин» и имела несколько другой контекст. Сейчас же сами артисты назвали свое исполнение лекторием. То есть попыткой доступно рассказать даже самому неискушенному зрителю о сюжетных коллизиях. Именно рассказать, поскольку многие арии фактически проговаривались, видимо, для большего восприятия. Лично меня это поначалу смущало, потом привыкла. Четыре главных персонажа выступали в народных костюмах, стилизованных под то время. Правда, возникало ощущение, что они подобраны наспех. Партию сына Сусанина исполняла девушка, но это уже оправдано, хотя у некоторых и вызвало недоумение. Все остальные голосовые музыкальные фрагменты взяла на себя хоровая капелла, в том числе спела и за поляков. Для полноты ощущений позвали театр «Мимикрия», изобразивший знаменитый памятник Минину и Пожарскому. Венцом всему стал гимн «Славься!», звучавший под колокольный звон Тобольского кремля, и вскочившие в порыве патрио- тизма зрители.
В то же время в Тюмени проходили гастроли Свердловского театра музыкальной комедии. Зрителям были представлены исторические мюзиклы «Декабристы» и «Екатерина Великая». Еще два сюжета о власти и разочаровании в ней. Обладатель нескольких премий «Золотая маска» спектакль «Екатерина Великая» неоднократно шел в Тюмени, но всегда вызывал интерес. Привлекает сама фигура императрицы, женщины неоднозначной, иногда противоречивой. Плюс шикарные костюмы, декорации и великолепная музыка. На наших глазах проходят все этапы жизни Екатерины – от восторженной немецкой принцессы Фике, приехавшей в Россию с лучезарными надеждами, до умудренной правительницы, ставшей великой, но столько потерявшей на своем пути к этому величию. И так и не обретшей простого человеческого счастья. Позднее создатели говорили, что постановка с успехом идет и за рубежом, хотя всегда исполняется на русском языке. Но общие ценности понятны и без перевода.
Тринадцатый фестиваль завершился, и все гости, как зрители так и артисты, выразили надежду еще раз приехать в гостеприимный Тобольск.
НА СНИМКАХ: дирижирует Алексей Карабанов; сцена из спектакля «Жизнь за царя».
Юлия КОНКИНА
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/