КУМИРЫ
Она была главной соперницей Софи Лорен в борьбе за итальянские и европейские сердца. Поговаривали, что две дивы ненавидели друг друга, но ни одна из них в открытую не высказывала своего мнения. И это несмотря на итальянский темперамент. Она сумела просочиться сквозь железный занавес на советские экраны и влюбить в себя как мужчин, так и женщин. И пусть актриса давно ушла из кино, свет ее таланта греет уже новое поколение. Недавно свое 95-летие отметила мировая звезда – Джина Лоллобриджида.
Ленты «Фанфан-Тюльпан» и «Собор Парижской богоматери» произвели фурор. До сих пор люди старшего поколения, вспоминая об иностранных звездах, называют Джину в числе первых красавиц. И только потом выяснилось, что она одарена еще и другими талантами, и ее жизнь не замыкалась на одном актерстве. Честно говоря, я о ней давно ничего не слышала: это и понятно – возраст. Но лет двадцать назад она приезжала на Московский кинофестиваль и еще была в прекрасной форме, что в очередной раз заставило сравнивать ее с Софи Лорен.
Луиджина, ставшая известной как Джина Лоллобриджида, родилась 4 июля 1927 года в городе Субьяко, в центре Италии в семье мастеров-мебельщиков. Кроме неё, в семье было ещё три дочери – Джулиана, Мария и Фернанда. Детство она провела в небольшой живописной горной деревне. В 1945 году её семья переехала на окраины Рима, где Джина заработала свои первые деньги как уличная художница – рисованием карикатур и шаржей. В то же время она брала уроки оперного вокала и проходила курс в театральном училище.
У Луиджины с детства была мечта: страстно хотела стать скульптором или оперной певицей. Ее неоднократно приглашали сниматься в кино, но поначалу это было не интересно, и она отказывалась. Уговоры матери и перспективы заработка все же привели её на киноплощадку. В 1946 году Луиджина начала сниматься в эпизодических ролях в фильмах «Чёрный орёл», «Любовный напиток», «Преступление Джованни Эпископо», «Паяцы», «Без ума от оперы», «Молодой Карузо». В 1947 году она решила попытать силы на конкурсе «Мисс Италия» и не прогадала, заняв третье место. Первое и второе заняли последовательно Лучия Бозе и Джиана Мария Канале, в будущем тоже ставшие актрисами, но не добившиеся такого успеха, как Луиджина.
Тем временем в Европе Лоллобриджида по-прежнему оставалась очень популярна, её с удовольствием приглашали сниматься ведущие европейские режиссёры, а работы в кино благосклонно принимала критика. Её роли на долгие годы становились популярными и любимыми у зрителей. В 1952 году Джина Лоллобриджида снялась в фильме «Ночные красавицы», где снова сыграла в паре с Жераром Филипом.
В 1953 году Лоллобриджида снялась в драме «Провинциалка» (по одноимённому роману знаменитого итальянского писателя Альберто Моравиа) вместе с Гарбиелем Ферзетти, получившим за роль в этом фильме приз гильдии итальянских кинокритиков за лучшую мужскую роль. Этот фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В 1954 году Лоллобриджида уже в итальянском фильме «Римлянка». В том же году – в итальянской картине «Учитель Дон Жуана» («Скрещенные мечи»), в котором сыграла вместе с Эрролом Флинном.
В 1953 году Лоллобриджида снялась у режиссёра Луиджи Коменчини в романтической комедии «Хлеб, любовь и фантазия» вместе с Витторио де Сика. Этот фильм стал очень успешным и популярным. В 1954 году за главную роль в этом фильме Лоллобриджиде была присуждена премия итальянских кинокритиков «Серебряная лента». В том же году фильм получил приз Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь», две номинации на премию BAFTA в номинации «Лучшая актриса» (Джина Лоллобриджида) и в номинации «Лучший иностранный фильм» (1955), номинация на «Оскар» за лучший сценарий (1955). Этот фильм положил начало сотрудничества актрисы с режиссёром Луиджи Коменчини. Впоследствии Джина Лоллобриджида с успехом снималась у этого режиссёра в фильме «Хлеб, любовь и ревность» (1954), в котором продолжалась история, начатая в предыдущем фильме.
В это время Джина занялась фотожурналистикой, и среди знаменитостей, фотографии которых она делала, были Пол Ньюмен, Сальвадор Дали, Фидель Кастро, а также сборная Германии по футболу. В 1973 году был опубликован фотоальбом её фоторабот под названием «Моя Италия» («Italia Mia»). Помимо фоторепортажей она некоторое время занималась скульптурой, материалом для её работ служили бронза и мрамор. Созданная ею статуэтка «Девушка, держащая на ладони жемчужину», получила приз Международного фестиваля «Балтийская жемчужина». В 1976 году актриса решила попробовать себя в качестве режиссёра и сняла документальный фильм о Кубе, для которого взяла интервью у Фиделя Кастро.
Благодаря уму и красоте, разносторонним талантам, силе воли и трудолюбию Джина Лоллобриджида всегда и во всём добивалась успеха. В настоящее время она практически не снимается, однако ею по-прежнему восхищаются. Актриса живёт одна на своей роскошной вилле под Римом. В её саду, в который вложено немало труда самой хозяйки, насчитывается около 600 различных видов птиц. Джина Лоллобриджида обожает своего внука, ведёт активную светскую жизнь, участвует в благотворительных акциях, по-прежнему предпочитает яркие декольтированные платья, много путешествует: она частый гость и в России.
Жизнь актрисы – лучший пример того, как распорядиться данной тебе от природы красотой и сохранить ее до преклонных лет. Как и неисправимый итальянский оптимизм, позволяющий ко всему относиться с долей иронии.
НА СНИМКЕ: кадр из к/ф "Собор Парижской Богоматери".
Юлия ВЛАДИМИРОВА