ПРАВОСЛАВИЕ
О ТОМ, КАК НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПУТЕШЕСТВОВАЛ ПО ЗАУРАЛЬСКИМ ХРАМАМ
Жена часто с воодушевлением рассказывала мне про Усть-Миасский Богоявленский храм, в котором ей пришлось однажды побывать. Даже не столько про храм, сколько про его настоятеля отца Александра, который произвёл на неё неизгладимое впечатление. Говорила, он чем-то сродни кинематографическому монаху из фильма «Остров» в исполнении Петра Мамонова. В общем, заинтриговала меня так, что я тоже захотел в Усть-Миасс, увидеть тамошнего настоятеля. И вот, наконец, нам выпал случай отправиться в паломническую поездку.
Но прежде Усть-Миасса предстояло посетить ещё одно, не менее значимое место – Свято-Казанский мужской монастырь в селе Чимеево. Благодаря ему село славится на всё Зауралье, да и за его пределами тоже, и сюда, несмотря на отдалённость от больших дорог, не иссякает поток паломников.
Чимеевская обитель, в отличие от самого села, не может похвастаться своей древностью и богатой историей – ей всего двадцать лет. Но главная святыня монастыря – чудотворная икона Казанской Божьей Матери, которая привлекает в него верующих со всей Сибири, была обретена ещё в XVIII веке. Согласно преданию, образ неведомо откуда приплыл по реке Нияп, на которой стоит село. Местные жители извлекли икону из воды (сейчас на месте, где это предположительно произошло, возвышается часовня) и поместили в сельский храм. Уже тогда образ начал слыть чудотворным, и к нему потянулись первые паломники – жители окрестных сёл и деревень, прослышавшие об удивительном случае в Чимеево.
В ноябре 1770 года чимеевская церковь сгорела вместе со всем, что в ней находилось. Кроме иконы Казанской Божьей Матери, которая непостижимым образом не пострадала от огня, лишь изображение на ней потемнело. Такой, с потемневшими ликами Богоматери и младенца Иисуса, она и осталась в истории.
Когда человек спасается от грозящей ему, казалось бы, неминуемой смертельной опасности, про него говорят – «второй раз родился». Вот и чимеевцы почли произошедшее за второе чудесное обретение иконы. Образ покрыли серебряной ризой и драгоценными украшениями. Поток паломников и богомольцев хлынул в Чимеево с утроенной силой, а новый храм, построенный в селе век спустя, взамен прежнего, обветшавшего, был освящён уже в честь местного «бренда» – явления Казанской иконы Божьей Матери.
В годы Советской власти чимеевские священники были репрессированы и убиты, один в 1930 году, другой – в печально знаменитом 1937-м. Однако здание храма и его внутреннее убранство уцелели, что было большой редкостью для той эпохи, и тоже вполне может быть сочтено за настоящее чудо. А в 1947 году, по многочисленным просьбам и ходатайствам местных жителей, оно было возвращено Церкви.
Так, в первозданном виде, чимеевская церковь Явления Казанской иконы Божьей Матери и простояла до недавнего времени, принимая многочисленных паломников, стремящихся к чудотворному образу. Пока в июле 2019 года не случилась трагедия – церковь сгорела от технической неисправности. На сей раз чуда не произошло, и знаменитый образ погиб в огне вместе с храмом.
Гибель знаменитой иконы стала настоящим потрясением для чимеевцев. И не только для них, но и для всех верующих Урала и Сибири. А некоторых повергла в настоящее уныние. «Бог отвернулся от Чимеево, а может, и вообще от всего сибирского края», – решили они.
Однако уныние, как известно – большой грех для настоящего христианина. И спустя всего лишь три года после потери, казавшейся неизбывной, Казанский храм Чимеевского монастыря возродился, как Феникс из пепла. А вместе с ним – и его легендарная икона. Её точный список сделал курганский художник Андрей Ваньков. В знак преемственности в него были вложены сохранившиеся в пожаре частицы аутентичного образа. И ныне возрождённая икона занимает своё место в возрождённом храме, а паломники снова приезжают к священной реликвии со своими просьбами и мольбами.
Помимо восстановленной Казанской церкви в монастыре имеются ещё два храма – во имя иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша и домовой храм преподобного Серафима Саровского, находящийся на втором этаже братского корпуса. А кроме того, к монастырю относится святой источник в полутора километрах от села, куда мы и отправились после литургии и знакомства с обителью и окрестностями.
Источник уютно расположен в густом сосновом бору, рядом с берегом Нияпа. Предание повествует, что он появился здесь одновременно с обретением чимеевской иконы Богоматери. В низину, где стоят часовня и купель, ведёт деревянная лестница с коваными перилами, а сверху находится маленькое кафе, где можно подкрепиться освящённой монастырской выпечкой и стаканом чая.
Но так было далеко не всегда. В тридцатых годах этот родник тоже подвергся гонениям и репрессиям, наравне с Казанским храмом и его священством. В 1937 году, в целях борьбы с «религиозным дурманом», он был засыпан мусором и превращён в помойку, которую чимеевцам удалось ликвидировать лишь в конце сороковых, после возрождения церкви. И так на протяжении нескольких десятилетий – источник то расчищали верующие, то снова засыпали отходами власти. Окончательно привели в порядок это место лишь в 1979 году. А в 2004-м оно было объявлено памятником природы регионального значенияи, особо охраняемой природной территорией.
Экскурсовод сказала нам: «Чимеево никогда не бывает снова, оно всегда в первый раз». Я пока побывал в Чимеево лишь однажды, но мне почему-то кажется, что она была права.
* * *
Название села Усть-Миасское отражает его месторасположение – практически у устья реки Миасс. В селе за три с половиной века его истории было несколько храмов, сменявших друг друга из-за пожаров или обветшания. Самый последний из них построен в середине XIX столетия. У него не очень типичная для православных храмов архитектура – с портиками и колоннами, как у античных строений. Такие церкви я видел лишь дважды: в Псково- Печерском монастыре и в подмосковной Яхроме. Впрочем, нет, забыл: ещё питерский Исаакий.
Но паломники едут в Усть-Миасс не любоваться редкими архитектурными особенностями. Мои спутницы ждали появления отца Александра, который слывёт необыкновенным молитвенником и советчиком в духовных вопросах, так что к нему едут за напутствием со всей Сибири. И как только настоятель появился в храме и обосновался в уголке рядом с иконостасом, к нему сразу же выстроилась длинная очередь. Для каждой из паломниц у него находились слова утешения, ободрения и наставления. И только я, кажется, немного озадачил батюшку.
– Что я хотел бы пожелать читателям «Тюменской правды»? – переспросил он, разведя руками. – Ну, даже не знаю… Приезжайте к нам в храм, будем вам рады!
И попросил ещё сообщить, что при миасском храме открывается православное сестричество в честь святых жён-мироносиц, предтеча будущего женского монастыря – может быть, для кого- либо из читательниц это будет актуально. Вот, сообщаю.
После этих полуаудиенций- полуисповедей мы по очереди примерили церковную реликвию – шапочку святого Амфилохия Почаевского, невесть какими путями попавшую в этот зауральский храм. Отец Александр помазал нам лбы миром и повёл в трапезную.
Но и по завершении трапезы паломницы долго не хотели отпускать батюшку, так что прошло ещё немало времени, пока отец Александр благословил и напутствовал всех и каждого, и мы отправились домой, в Тюмень.
P. S. «Тюменская правда» благодарит главу службы «Сибирский паломник» отца Льва и специалиста Ирину Логинову за содействие в организации поездки.
НА СНИМКЕ: возрожденный Казанский храм.
Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/