ОБРАЗОВАНИЕ
В ТЮМГУ ОТКРЫВАЕТСЯ БАКАЛАВРИАТ ПО ФИЛОСОФИИ
Россия добровольно-принудительно выходит из Болонской системы образования, в которой пребывала с 2003 года и с которой связывала большие надежды. Возможно, они оправдались не в полной мере...
Но зачем так резко отказываться от реформы и ставить крест на титанической работе, проделанной профильными ведомствами Минобрнауки по вхождению в единое образовательное пространство ведущих европейских стран? Если нация спивается, то в этом вряд ли виноваты виноградники, которые лихие головы, помнится, рубили под корень. И коррупция процветает не по причине тесного контакта чиновников с народом, и потому их коммуникацию, дабы не было соблазна, следует перевести в онлайн.
Ключевая позиция болонского процесса – это возможность для сотрудников обучаться не только в своем университете, но и ездить на стажировки в другие европейские вузы. Не только получать новый опыт, но и образование, которое признается во всех государствах-участниках и увеличивает шансы на трудоустройство.
Болонское соглашение об образовании должно было решить многие вопросы, чтобы помочь студентам получать конкурентоспособные знания и навыки и легко устраиваться на востребованную работу. Но почему-то только у нас система «бакалавриат – магистратура» создает трудности на рынке труда. И что теперь – возврат к специалитету? В принципе, он никуда не исчезал. По ряду специальностей (инженеры, физмат, медики) сохранилась пяти- шестилетняя подготовка.
– Благодаря Болонской системе мы приобщились к общему образовательному процессу, что дало нам возможность создавать совместные образовательные программы, получать новые компетенции, которые сыграли серьезную роль в развитии нашей экономики, – взывает к благоразумию декан экономического факультета РУДН Юрий Мосейкин. – С другой стороны, за неполные 20 лет, что мы являемся членами и участниками болонского процесса, накоплен очень большой опыт реализации многочисленных современных программ. Мы черпали этот опыт от сотрудничества с зарубежными университетами, что тоже способствовало изменению нашей системы образования.
Именно эти цели преследует бакалавриат по философии, который открывается в этом учебном годув Тюменском государственном университете. Программа бакалавриата «Философия. Медиа. Искусство» ориентирована на практику и научно-исследовательскую деятельность.
– Достоинством нашей программы является то, что максимум внимания уделяется формированию у студентов инструментов мышления. К ним относятся концептуальное зрение, теоретическое воображение, критическое мышление, – рассказывает руководитель образовательной программы, профессор кафедры философии Ираида Нехаева. – Мы руководствовались идеей авторских курсов, которые реализуют общепрофессиональные компетенции, предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами. Но при этом являются оригинальными продуктами интеллектуального труда сотрудников нашей кафедры.
Активные, незашоренные, они приняли участие в презентации программы бакалавриата, которая проходила в коворкинге ТюмГУ. На кафедре собрались молодые специалисты из Москвы, Омска, Томска, Баранула… Отвечали на вопросы заинтересованной аудитории, среди которой были не только абитуриенты, но и люди, имеющие не одно высшее образование. Показали несколько практик, демонстрирующих способность мыслить не шаблонно.
Наш мир меняется с огромной скоростью. И эти трансформации требуют философского, мировоззренческого переосмысления. Существенные изменения происходят в самой системе образования. На первый план выходят проектное и проблемное обучение.
– Наступает время экономики знания, а сырьевая экономика уходит на второй план. На помощь узкопрофессиональным навыкам приходят социально-гуманитарные, более гибкие, применимые во множестве профессиональных областей.
Коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в команде, управлять своими временем и ресурсами, анализировать и прогнозировать, способность мыслить нестандартно, понятно и убедительно говорить, писать, уметь слушать и слышать и другие компетенции становятся суперважными. Будем учить бакалавров продуктивно мыслить, использовать свои интеллектуальные ресурсы правильно, – формулирует образовательное кредо Нехаева. – Считаю, что философия здесь играет первостепенную роль.
Рассматривая мышление, например, в аспекте коммуникации, мы нередко сталкиваемся с формально-логическими противоречиями. Парадоксы общения возникают в результате несовпадения смыслов одного и того же высказывания для собеседников. «Ты меня неправильно понял», – оправдываемся мы. Знакомо?
А вот образчик лингвистического анекдота. Сторож поймал мальчишку, который воровал яблоки. «Негодник, – закричал он, – я сейчас научу тебя, как воровать!» – «Ну, слава богу, а то меня уж третий раз ловят!».
Парадоксальность общения в данном случае построена на буквализации метафоры: «научить воровать» понимается мальчиком буквально, а сторожем – переносно («проучить за воровство»).
Мышление как компонент общения выступает в разных качествах: интерпретация реакций другого человека (покраснел, значит, ему стыдно), осознание результатов предметных действий, поступков (дарит подарки – любит), понимание речевой продукции (если беседа продолжается, то участникам следует остановиться на одном из вариантов смысла).
Сегодня крайне необходимо подтягивать российскую экономику до современных реалий. И люди с креативным мышлением очень нужны. В ТюмГУ есть курс «Философия: технологии мышления», его изучают все студенты, независимо от будущей специальности. Он отвечает запросам работодателей на формирование у студентов критического мышления, способности работать с информацией различного типа. На примере решения философских проблем и задач студенты формируют навыки различных ментальных действий: способность отличать истину от заблуждения; проектирование собственной деятельности; анализ явлений современного общества, личной и чужой системы ценностей; построение собственной онтологической картины мира.
В результате у молодых людей вырабатываются навыки системного, рефлексивного мышления, а также схематизации и анализа полученных сведений с помощью философской методологии. Философствование, таким образом, включает в себя постоянную отсылку к социальной практике, т.е ориентировано прагматически.
Кстати, необходимость развития «мягких» навыков наглядно продемонстрировала пандемия коронавируса, когда потребовалось неожиданно и быстро перейти на удаленную работу. Компании, где у руководства и сотрудников преобладали гибкие компетенции, легко перестроились и меньше всего пострадали. Принципы формирования таких компетенций универсальны, и потому они надпрофессиональны. Создание своего проекта помогает их развить. Без высокого уровня владения «мягкими» компетенциями, даже если вы имеете твердые специальные знания, невозможны малый бизнес и самозанятость. В современных условиях они определяют конкурентоспособность на рынке труда и возможность продвигаться по карьерной лестнице.
А причем тут философия? Какое отношение она имеет к профессии? Самое прямое. Это развитая способность к абстрактному мышлению, умение рассуждать, делать выводы. Возможность высказывать свои мысли. Это наука свободных и сильных людей.
– При слове «философ» представляется седовласый старец с отрешенным взглядом, погруженный в себя. Это неглубокий, поверхностный взгляд. Мы рассматриваем философию как способ корректировать наши установки, взгляды. Она учит правильно думать, уметь продуцировать идеи и работать с ними. Не помню, кто это сказал, но сегодня действительно не существует просто профессий. Профессия – это человек. Умение критически мыслить и создавать оригинальный интеллектуальный продукт – в этом сейчас заинтересованы экономика знания и креативная экономика.
Выпускники смогут работать в разных областях: проектирование бизнес-процессов, менеджмент в искусстве и культуре, консалтинг, кураторская деятельность, медиа, стать политическими деятелями, сотрудниками муниципального управления и т.п. Сформированные навыки (в отличие от знания) позволят им найти себя практически в любой сфере современной экономики.
Для поступления в бакалавриат по философии необходимо сдать ЕГЭ по двум обязательным дисциплинам – русскому языку, обществознанию. И один предмет – по выбору: либо история, либо иностранный язык. Планируется 25 договорных мест. Следующий этап – магистратура.
– Каких абитуриентов жаждет видеть кафедра философии?
– Ждем тех, кому не безразлична собственная судьба. По сути, поступившие к нам заботятся о себе, – уверена руководитель образовательной программы. – Они сами, их жизнь – вот главный проект. Нет ничего важнее, чем сделать правильный выбор, занять свое место в мире и получать удовольствие от того, что делаешь.
НА СНИМКЕ: «Постоянство памяти» (С. Дали, 1931).
Ольга РАДУТНАЯ