ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ
Гостевая улица Первомайская на пересечении с Герцена хранит тайны прошлого. Мы попробуем их узнать, окунемся в давнюю историю, представим Тюмень купеческую.
«ФОКУС НЕРЯШЕСТВА»
Улица Герцена ранее звалась Ляминской. В старые времена существовали Лямино озеро, Лямин овраг, который постепенно засыпали. В 1894 году историк Головачев отмечал:
«Лямино озеро принадлежит к немногочисленным тюменским замечательностям: это фокус тюменского неряшества».
Уже в наше время в районе Первомайской–Герцена геологи исследовали грунт под строительство новых зданий. И в подтверждение тому обнаружили … семь метров навоза, попадались и конские зубы. По всей видимости, до революции в пустой лог свозили это добро с ипподрома, а после, засыпав землей, построили деревянные домики.
Озеро и овраг дали название Ляминской улице. Выросли в том месте дома, достойные нашего внимания.
СОЛЯНЫЕ СКЛАДЫ ТЕКУТЬЕВА
На углу Первомайской/ Герцена находились бывшие соляные склады купца Андрея Текутьева. Здание перестроили-достроили и открыли в нем в 1935 году драматический театр, который стал любимым у тюменской публики. Старшее поколение хорошо его помнит.
…Перед началом спектакля играл духовой оркестр. Пары кружились в вальсе, исполняли фокстрот, другие модные танцы 50-60-х годов. Народ посещал буфет, в котором продавались вкусные бутерброды, вино и всякие лакомства.
Публика одевалась нарядно, во всё самое лучшее, делала красивые прически. Обязательно брали с собой сменную обувь – словом, собирались в театр, как на праздник.
На тюменской сцене начинал свою судьбу будущий народный артист СССР Евгений Семенович Матвеев. Он служил в театре с 1946-го по 1948 год. Зрители его обожали, коллеги отзывались: «Сам горит в работе и зажигает других». 26 марта 1948 года тов. Матвеев единодушно был принят в партию.
В июле 1948-го Евгений Семенович подал заявление директору, чтобы его отпустили в Новосибирск, там в студии при театре «Красный Октябрь» он мог бы продолжить свое театральное образование.
Заявление несколько раз рассматривали на партбюро, на партсобраниях. Отпускать актера не хотели, так как он был занят почти во всех спектаклях. Но понимали: большому кораблю – большое плавание. 15 августа 1948 года Матвеев выехал в Новосибирск.
Через много лет в сентябре 2004 года на стене театрального здания был установлен барельеф с портретом Евгения Матвеева.
Евгений Семенович специально для тюменцев написал пожелание: «Милые мои люди! Как я хочу вам благополучия и душевного покоя. Всегда ваш Матвеев». Эти слова – под барельефом артиста. «Художнику Алексею Зунде удалось показать внутренние качества великого актера», – отмечали родные Евгения Семеновича, специально приезжавшие на открытие памятного знака. По словам дочери Светланы, Тюмень сыграла важную роль в судьбе родителей. Здесь тогда еще начинающий артист Евгений Матвеев познакомился с певицей Лидией Смирновой, с которой долгие годы жил в согласии. В Тюмени родилась их дочь Светлана.
Евгений Семенович работал в театре в голодное время, играть доводилось в холодном помещении. Чтобы поддержать любимого актера, люди приносили ему картошку, морковь, капусту…
В 1955 году в труппу был зачислен Петр Вельяминов. Петр Сергеевич по сфабрикованному делу в 1943 году был сослан на Колыму, там он участвовал в художественной самодеятельности. В 1952-м его оправдали, и будущий знаменитый киноактер, народный артист РСФСР несколько лет работал в Тюмени.
Народный артист РСФСР Георгий Дьяконов-Дьяченков исполнял роль Ленина в спектаклях «Семья» и «Кремлевские куранты». Главный режиссер, человек- легенда Евгений Анатольевич Плавинский воспитал немало великолепных актеров, поставил замечательные спектакли.
Звездные имена, удивительные судьбы составляют богатейшую историю театра. Но с годами дом Мельпомены настолько обветшал, что его решено было снести. 16 июня 2009 года строители разбирали последнюю стену. Для безопасности установили ограждения, но стена рухнула со стороны улицы Герцена, кирпичи от нее отлетели прямо к цирку. По счастливой случайности в этот момент не оказалось прохожих, осколки упали на машину, но тоже никто не пострадал. Так непросто уходил в небытие старый театральный дом…
Мемориальную доску Е. Матвееву перенесли в новый – во дворец, выстроенный на площади 400-летия Тюмени. И … взяли с собой текутьевскую соль, оставшуюся «в наследство». Бытует примета: актерам нужно прикоснуться к этой соли, загадать желание, чтобы все горести и слезы ушли, а в жизни остался бы один сахар.
Теперь на культовом месте, где обитала тюменская драма, высится современный дом. В бывшем театральном скверике установлен мемориальный знак: он не пафосный и не вычурный. Театральная маска лаконично и образно говорит о былом.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗОДЧЕГО
По соседству располагается здание благородного вида, многие принимают его за старинное, но это не так. Историк-краевед Валерий Чупин поясняет:
– На углу Голицынской–Ялуторовской стояли два каменных дома. Один – основной, а другой – флигель. Между ними – каменные ворота. Усадьба принадлежала тюменскому мещанину Петру Федоровичу Богданову. Он занимался мясной торговлей. Может быть, Богданов закупал мясо или имел свою ферму, во всяком случае, дела его шли успешно, раз он построил шикарные дома.
– Я помню под старым домом подвал глубиной три метра, сводчатые потолки, – вспоминает Виктор Аликов, много лет возглавлявший городскую инспекцию по охране и использованию памятников культуры. – Бесспорно, это была очень интересная архитектурная постройка. Ее занимали магазин, какая-то служба закрытого ведомства, склады торговой организации. После пожара вид здания стал непрезентабельным, и обкомовский чиновник, ехавший на железнодорожный вокзал, приказал: «Убрать!» Буквально за три дня выселили торговую организацию. Общественность дежурила до поздней ночи, не давала сносить здание. Архитекторы скорее делали фотофиксацию. Валера Гинкул и Олег Ульянов предложили интересный эскизный проект, как восстановить и использовать памятник. Принесли его на рассмотрение в горисполком, им сказали: «Оставьте». Прошло несколько дней, им заявляют: «Эскиз куда-то затерялся». Как это возможно? Планшеты в 1,5 метра – не маленькая бумажка… Потом пригнали бульдозер и, не обращая внимания на протест заступников старины, всё снесли.
Валерий Гинкул эмоционально воспринял снос купеческой усадьбы, будто это его личная потеря. Говорил, что история требует к себе уважительного отношения.
Он разработал проект современного здания примерно в тех же пропорциях, прочувствовав традиции тюменской старинной архитектуры. И в девяностых дом построили.
В 1998 году Валерия Гинкула не стало. «Для него профессия была жизнью, а всё остальное – второстепенным, – замечает его коллега Александр Клименко. – Я считаю, в нашем цеху это был один из самых умнейших, образованнейших архитекторов. Это особая профессия: либо люди в ней живут, либо становятся ремесленниками».
Дом на Первомайской, 21 – лучший образец застройки в историческом центре. В память о талантливом зодчем там установлена мемориальная доска.
ДОМ С АРКОЙ
На противоположной стороне улицы находится двухэтажный каменный особняк № 32, принадлежал он мещанину Ивану Замятину. Дом построили в 1872 году по проекту архитектора Зелислава Полонского. В том году Зелислава Егоровича, выпускника строительного училища Министерства внутренних дел, назначили тюменским городским архитектором. Но уже в 1873-м перевели в Тобольск.
А дом хорошим получился, нарядным, большим. В центре его – арка, чтоб удобно во двор заходить, потому и стали тюменцы говорить: «На Первомайской, дом с аркой». В нем долгое время жили актеры и работники драматического театра.
В 1990 году здание признали памятником архитектуры, но ремонт на объекте не случился. В 2014 году его покинула последняя жительница, потом возник пожар. Теперь культурное достояние города ждет лучшей участи.
Всего лишь маленький участок большой улицы, а сколько историй…
НА СНИМКАХ: памятный театральный знак; фото 2006 года – старое здание театра.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/