КУМИРЫ ПОКОЛЕНИЯ NEXT

НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ  

Я и мои ровесники выросли на рубеже времен: на ладан дышал Советский Союз, и зарождалось новое общество. Мы надеялись на демократию. И даже студентами за нее боролись. Музыку слушали разную, но неизменным кумиром был Виктор Цой. Его песни воспринимались как призыв к действию: «Перемен требуют наши сердца!». 

В это же время сверстники «тащились» от группы «Ласковый май» и ее солиста Юры Шатунова. Мы их не понимали, хотя и сами слушали попсу. И вот недавно два кумира так называемого смутного времени оказались рядом. Отмечалось 60-летие со дня рождения Виктора Цоя, и в это же время в ленты новостей ворвалась печальная новость – не стало Юры Шатунова. И следом за концертом Цоя заверстывались и шатуновские песни. И опять возник спор: чья музыка была более популярной у масс. Цоя, хотя он ушел от нас давно, мы вспоминали часто. А вот Шатунов оставался на периферии сознания. И только весть о его безвременной кончине заставила нас вновь пристально вглядеться в его биографию. 

Юрий родился 6 сентября 1973 года в Башкирии в семье Василия Владимировича Клименко. Отношение отца к сыну было прохладным, поэтому Юрий получил фамилию матери, а раннее детство (до четырёх лет) провёл у бабушки с дедушкой по материнской линии. 

Когда мальчику было три года, родители развелись, затем умер дедушка, и в 1977 году Юрий вместе с Верой переехали в деревню Савельевку. Через некоторое время мать вышла замуж второй раз. Однако отчим имел проблемы с алкоголем, и Юрий нередко убегал из дома к родственникам, чаще всего к бабушке. 

В 1980 году он начал учиться в школе села Старая Отрада, но с сентября 1984 года (ему в это время исполнилось 11 лет) мать, в связи с обострившейся болезнью, перевела сына в школу-интернат № 2 в Кумертау, а через два месяца, 7 ноября 1984 года, Вера Шатунова умерла от сердечной недостаточности. Отец не проявлял интереса к сыну, и Юрий был взят на воспитание тётей Ниной Гавриловной из посёлка Тюльган. Однако и там Юрий начал убегать из дома. 

В ноябре 1985 года в Оренбурге состоялась комиссия по делу опекунства над Юрием. Там его увидела директор детского дома посёлка Акбулак Валентина Тазекенова, которая, испытав сочувствие к судьбе подростка, уговорила комиссию оформить его в руководимый ею детский дом. 

В октябре 1986 года Тазекенову назначили директором школы-интерната № 2 города Оренбурга, и Юрий последовал за ней. В оренбургском интернате он познакомился с руководителем кружка художественной самодеятельности Сергеем Кузнецовым. Так началась история группы «Ласковый май». 

В 1988 году Андрей Разин, который в то время был менеджером группы «Мираж» в Московской студии популярной музыки «Рекорд» Министерства культуры СССР, случайно услышал в поезде записи песен группы «Ласковый май». Он сразу же захотел найти мальчишку, который пел эту песню. На первой же станции Разин сошел с поезда и отправился в противоположном направлении. Через несколько дней прибыл в Оренбург, но Шатунова не застал: тот снова был в бегах. Поэтому в Москву поехали только Сергей Кузнецов и Константин Пахомов. Юрия Шатунова Кузнецов привёз в Москву в сентябре, и во Всесоюзном объединении СПМ «Рекорд» начал своё существование новый «Ласковый май». Юрия, как и других участников группы, перевели из оренбургского интерната в московский № 24, там первое время и находилась студия. 

После ухода из «Ласкового мая» Юрий Шатунов уехал в Германию, где получил образование звукорежиссёра. В это время он работал в основном студийно, не давая сольных концертов. Продюсером артиста стал Аркадий Кудряшов, его крёстный отец (1990), бывший директор и администратор групп «Мираж» и «Ласковый май». 

В 1992 году Юрий получает приглашение от Аллы Борисовны Пугачёвой принять участие в её «Рождественских встречах». Соглашается. И в конце декабря впервые выходит на сцену как сольный исполнитель с новой песней «Звёздная ночь». 

Весной 1994 года одна из крупнейших в России студий звукозаписи фирма PolyGram Russia предложила Шатунову сотрудничество. Переговоры прошли быстро, и через несколько дней артист подписал контракт с Борисом Зосимовым. Был снят клип на песни «Звёздная ночь», «И упав на колени». Премьера состоялась в конце лета 1994-го. 

В 1992 году автор песен Сергей Кузнецов подписал контракт с Андреем Разиным, а спустя 14 лет они заключили сделку, исходя из которой, продюсер стал единоличным обладателем хитов группы. Однако в ходе суда оказалось, что «оригинала договора никто никогда не видел». Более того, экспертиза доказала, что подпись Кузнецова была подделана, а значит, и сделка была сфальсифицирована. 17 июня 2022 года стало известно, что Шатунов отсудил права на композиции группы «Ласковый май». 20 июня певец дал последнее в жизни телеинтервью, в котором прокомментировал судебное разбирательство с Разиным. 

Не помню, чтобы танцевала на дискотеках под «Ласковый май», но с возрастом появляется ностальгия, и вот уже в один из новогодних вечеров мы с компанией, включив дискотеку «Ретро-FM», отплясывали под хиты 80-90-х. Тогда моя подруга вдруг констатировала: «Докатились, танцуем под Шатунова». С другой стороны, почему бы и нет, наверное, и легкая музыка имеет право на существование, тем более если она пережила и Киркорова, и Лазарева, и Билана, не говоря уже о современных рэп-исполнителях. 

Юлия КОНКИНА 


55207