СВОИМИ РУКАМИ
В 2020-м Аня, еще будучи школьницей, увлеклась изготовлением аксессуаров с сухоцветами. Вот и странички в соцсетях назвала «Сухоцветик». «Сохраняю лето в украшениях, вдобавок это приносит мне хоть какой-то доход», – комментирует она.
В попытках избежать участи «офисного планктона» люди стремятся сделать хобби основным источником дохода. В советское время многие умели вязать, кроить, шить – от нужды: достать модную одежду было весьма проблематично.
Идеи подавали журналы «Бурда», «Подружки-рукодельницы» и им подобные издания. Ну а тем, кто даже мало-мальски не владел ремеслом, на помощь приходили многочисленные кружки, где обучали рукоделию.
Но сменилась эпоха, за продажу джинсов перестали «шить» статью, и в новую Россию, словно из рога изобилия, хлынули заграничный прикид и аксессуары.
Постепенно страсть к рукоделию утихла. Зачем упираться, если торговые центры ломятся и от товаров массового потребления, и от брендовых.
Однако со временем стандартные луки поднадоели, а мем с одинаково одетыми пятью девушками и подписью «когда в твоем городе открыли магазин Zara» уже перестал казаться смешным. В попытках выиграть звание «не такой, как все», рукодельницы снова взялись за дело. Обыкновенную, как сейчас принято называть – базовую, футболку из «H&M» можно было сделать выдающейся при помощи… средства «Белизна» – этот дизайн прозвали «Тай-дай».
Снова стали вязать кофты и кардиганы, шить сумки-шопперы, делать сережки из эпоксидной смолы, плести бусы из бисера… то есть поставить себе на службу индивидуальность.
Зина делает букеты из сухоцветов, этому посвящает большую часть времени. Она работает флористом, поэтому со вкусом у нее все в порядке. Говорит, «в композициях из сухоцветов особый шарм; и стоят долго, и уход минимален».
А Валя изготавливает соевые свечи. Вначале их было немного, но, как известно, аппетит приходит во время еды. Дело даже не в аппетите самой рукодельницы, а в количестве тех, кто захотел стать обладателем этакой красоты. Позднее Валентина познакомилась со своими единомышленниками (они творили посуду из глины) и начала с ними сотрудничать: для неё они делают глиняные подсвечники. «Так и закрутилось», – говорит Валя.
Затем последовала новая идея – создать маркет-плейс, в котором будут собраны локальные бренды. Решено: быть такому месту, как «Igolka-маркет»! В основном продажи проходят онлайн: существует группа «ВКонтакте», в ней без малого 8 тысяч участников. В преддверии праздников «Маркет» открывается и офлайн: иногда в Выставочном зале, иногда на Алебашевском базаре.
Существует множество статей о прибыльности того или иного вида деятельности. Есть и статистика. Самыми успешными считаются шитье одежды на заказ и изготовление украшений по индивидуальному эскизу.
Да, несмотря на обилие товаров в Интернете и магазинах, людям хочется выделяться. Значит, хобби в прибыль?
«Спрос на мои композиции упал, – огорчается Зина. – Тут и конкуренция сыграла роль, да и с рекламой стало хуже. Раньше я покупала ее в Инстаграме, но после блокировки это стало бесполезным. Непростое нынче время. А сухоцветы – предмет не первой необходимости…»
У Ани дела продвигаются успешнее. Если приложить немало сил и терпения, то хобби и вправду приносит неплохой доход.
Валерия ПЕРЦОВА, студентка 2-го курса ТюмГУ