К ДНЮ ПАМЯТИ И СКОРБИ
Возле Текутьевского кладбища находится памятник "Скорбящая мать и молодой воин". Он установлен в честь героев Великой Отечественной войны, умерших от ран в тюменских госпиталях. В любое время года здесь всегда лежат цветы.
Бывшая медсестра госпиталя №1448 Таисия Алексеевна Шадрина рассказывала: «Очень жалко было, когда кто-то из раненых умирал. Одевали его в новое обмундирование и увозили… Не помню, провожали ли бойцов последними залпами орудий. Но вот один случай меня потряс на всю жизнь. Раненый Дайнеко выздоровел, выписался, уже и документы получил, мы с ним распрощались. Он спать лег, а утром приходим, его уже нет в живых. Ночью ему стало плохо. Мы расплакались, узнав такую весть. Старшая медсестра Антонина Каземировна Антонович хорошо Дайнеко знала. Памятник ему отдельный сделали».
На обложке папки с материалами государственного архива Тюменской области значится: «Список военнослужащих, погибших в госпиталях г. Тюмени в период Великой Отечественной войны». 251 человек. Откроем ее. На каждого приводятся краткие сведения, и, что ценно, имеются данные откуда человек родом, есть ли у него родственники. География погибших обширна – почти весь бывший Советский Союз. Значатся в этих списках и наши земляки.
Место захоронений бойцов Красной армии известно – на Текутьевском кладбище был отведен участок. «Это за кирпичной стеной, что возле монумента Скорбящей матери и воина», – уточняют ветераны. – Там еще ложбинка проходила». Побывав на указанном месте, можно увидеть ровную поверхность земли, а еще лет 15 назад здесь были едва заметные холмики…
22 октября 1942 года тюменский горисполком рассматривал вопрос «О сохранении могил героев Отечественной войны». В протоколе заседания отмечается: «Горкомхоз не уделял необходимого внимания сохранению и поддержанию могил умерших в госпиталях г. Тюмени. Отведенный участок на кладбище для погребения не приведен в надлежащий порядок, не благоустроен, отсутствует совершенно древонасаждение. Умерших хоронят без надписей, что лишает возможности установить место нахождения могилы погребенного».
Председатель горисполкома Степан Загриняев принимает решение:
«1. Установить обязательным при погребении умершего героя Отечественной войны возведение на каждой могиле деревянного обелиска с указанием фамилии, имени, отчества погребенного, с датой рождения и смерти. 2. Обязать горкомхоз навести соответствующий порядок размещения могил на кладбище с производством ограждения отводимой территории. В период осени текущего года и весны 1943-го произвести озеленение участка и оформление могил. 4. Поручить постоянно действующей коммунальной комиссии Горисполкома привлечь для работы по приведению в порядок могил бойцов и командиров, похороненных на кладбище, широкую общественность города, особенно молодежь, пионеров и школьников. 5. Постоянное наблюдение и организацию работ по приведению в порядок кладбища возложить лично на заведующего горкомхозом тов. Цибульского, председателя постояннодействующей комиссии тов. Палопеженцева».
Частично эти требования были выполнены. Старожилы Тюмени говорят, что на вершине деревянных памятников установили красные звездочки. Впоследствии некоторые обелиски заменили на металлические. Кстати, хоронили воинов не только на специально отведенном участке.
Невольно обращаешь внимание, что будто бы в военном строю расположились могилки бойцов: старший лейтенант Винокур Петр Ильич, капитан Березин Леонид Александрович, майор Вовченко Иван Никитич... В архивном списке Березин значится. Узнаем, что скончался он в эвакогоспитале №3518, его жена проживала в Тюмени, на ул. Перекопской, д. 5. О тех, кто покоится с ним рядом, сведений нет. Но и списки эти неполные.
Власти города неоднократно обращались к вопросу захоронений. Из решения за №706с исполкома Омского областного совета 1943 года: «…Действующие в городе кладбища запущены. В ряде случаев применяется недопустимая практика захоронений в существующих могилах… Слабо проводится контроль за санитарным состоянием кладбищ… Организовать в городе бюро похоронного обслуживания, выделить ему необходимое количество транспортных средств и т.д. В летний период 1943 года восстановить ограды кладбищ, спланировать и озеленить их территории, обеспечить через органы милиции постоянный надзор за порядком и охраной кладбищ». Из другого документа, на котором тоже стоит гриф «рассекречено», следует, что для наведения порядка на некрополе в 43-м году выделялись средства из бюджета: «по нелимитным затратам 12 тыс. рублей, по операционным расходам – 15 тыс. руб.».
К 10-летию Победы выяснилось, что могилы воинов, умерших в госпиталях, находятся в плохом состоянии, нет памятников, отсутствуют надписи, часть могил обвалилась, поросла бурьяном. 8 декабря 1954 года Тюменский горисполком принимает решение: «1.Поручить главному архитектору города тов. Гриненко к 1 января 1955 г. разработать типовой проект памятника воинам, захороненным во время Отечественной войны. 2. Поручить зав. горкомхозом тов. Беломоину огородить и привести в надлежащий порядок могилы, где захоронены воины Советской Армии, соорудить коллективный памятник. 3. Обязать зав. гороно тов. Белослуцкого закрепить пятую среднюю школу для ухода за могилами воинов. 4. О состоянии и благоустройстве могил советских воинов заслушать зав. горкомхозом в июле 1955 г.».
В сохранившихся документах горисполкома пока не удалось обнаружить упомянутый отчет горкомхоза. В литературе советских времен сообщается, что было проведено перезахоронение останков воинов в братскую могилу и воздвигнут памятник по проекту Владимира Бешкильцева. Но в дни празднования 50-летия ВЛКСМ, на средства, собранные рабочей молодежью Тюмени, был сооружен новый памятник из чугуна и бетона. Автор его – скульптор Валентин Белов.
В 2009 году Текутьевское кладбище стали приводить в порядок. На сохранившихся памятниках, где стерлись фамилии, появились номерки. Надо сделать так, чтобы ни одна могила героя не осталась безымянной.
P. S. Благодарю Государственный архив Тюменской области за предоставленные документы, которые помогли узнать подробности военной истории.
НА СНИМКАХ: монумент; открытка, отправленная из госпиталя.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/