ОТЦОВСТВУ СТОИТ УЧИТЬСЯ

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

ФИГУРА ЗАБОТЛИВОГО ОТЦА СОЗДАЁТ В ДЕТСКОМ СОЗНАНИИ УСТОЙЧИВУЮ КАРТИНУ МИРА 

Мы привыкли, что будущих матерей готовят к материнству. У них есть женские консультации, врачебный учет, психологи, семинары разного рода специалистов по подготовке к родам, вынашиванию, рождению и воспитанию ребенка. А вот в отношении отцов ничего такого не наблюдается. Как будто отцовство – нечто второстепенное, не заслуживающее внимания общества, государства.

С таким положением вещей мирятся не все. Кандидат психологических наук, председатель Совета отцов при уполномоченном по правам ребенка в Тюменской области Александр Чехонин ведёт активную работу по популяризации ответственного отцовства, созданию в обществе запроса на формирование культуры, философии и практики отцовства как социального института. Специалист уверен: для создания и сохранения семьи мужчине и женщине нужно находиться в здоровом психологическом состоянии. И понимать, что своим родительством мужчина и женщина формируют будущее родительство своих детей. 

ОТЕЦ – ЭТО НАВСЕГДА 

В ситуации безотцовщины подрастающие дети испытывают определенные сложности в формировании образа матери. Для будущих отцов крайне важно понимать, что мама формирует у ребенка базовое доверие к миру. Женщина, которая обделена мужским вниманием, столкнулась с уходом мужа, будет с трудом формировать у ребенка такое доверие. Потому что ей нужны ресурсы, а их нет. То есть папа является тем фундаментом, на котором стоит семья, это наиглавнейший фактор заботы о ребенке и о его матери. 

Люди, которые считают, что папа важен для ребенка лишь тогда, когда он начинает разговаривать, не имеют представления о семейных ролях. Отец важен на самых первых этапах беременности и рождения ребенка, потому что беременная женщина требует заботы и внимания. Не какая-то конкретная женщина, а любая женщина, так устроены парные отношения. 

Некоторых молодых мам беспокоит следующая ситуация: «После рождения ребенка муж активно мне помогал, вставал ночью, гулял с ребенком на улице. Но спустя 1,5 года стал отдаляться от сына, игнорировать, может даже накричать. И мы теперь ссоримся. Ощущение, что муж наигрался в отцовство». 

Знакомая картина? Позиция Александра Чехонина вполне однозначна: 

– Наверняка у такого мужчины есть психологические трудности, связанные с идентификацией себя как отца. Если на первых порах новорожденный является для мужчины неким биологическим субъектом с простейшими запросами, то затем психика ребенка становится сложнее, и такому отцу все труднее с ним взаимодействовать. Он начинает срываться, кричать, нервничать. Происходит это потому, что у него что-то не получается. Однако существует масса полезной литературы. Функционируют различные отцовские организации, к примеру, Региональный центр «Семья» – для того, чтобы мужчина мог получить нужный объем консультирования, совладать со сложной ситуацией и вернуться к своей отцовской роли в ее полноценном формате. 

Многие эксперты полагают, что мужскую роль в воспитании важно актуализировать. Порою взрослые мужчины берут на себя основные обязанности в воспитании ребенка до 3-х лет. А то и двух. А мама выходит на работу. И это нормально. Главное, чтобы семейная конструкция была устойчивой. Если же в семье нет отца, то мать должна найти отцовскую фигуру – дедушку или тренера в спортивной секции, чтобы он исполнял отцовскую роль. Тогда ребенок обретет нужную идентичность: «Я мальчик, и я стану мужчиной», «Я девочка, и я стану женщиной». Приобретенные в процессе такого общения ценности и модели поведения становятся константой. 

Александр Чехонин по этому поводу отмечает: когда у взрослых людей начинают искать корни их семейных проблем, то выясняется, что в глубине их сознания таится отсутствие не только отцовской заботы и любви, но фигуры отца в жизни как таковой. Компенсировать можно только отдельные стороны отцовского влияния. Например, вопросы сексуальности ни одна мама не доверит освещать спортивному тренеру. Значит, образ отца для ребенка присутствует всегда, даже когда его в семье нет. Ребенок, наблюдая и видя, что мироздание, социум состоят из пап и мам, так или иначе пытается ответить на вопросы: кто мой папа, кто моя мама? И, безусловно, понимает, что тренер или дедушка – это не папа. В этой связи агрессивная культура выталкивания отца за пределы воспитательного процесса или вообще за пределы жизни семьи как таковой – наиболее деструктивная политика в отношении будущего ребенка. Это гарантированный невроз, причем фундаментальный. Такие люди в дальнейшем однозначно становятся пациентами психотерапевтов. Даже если они не хотят себе в этом признаваться. 

– Безусловно, в условиях недостатка мужской энергии, тепла и внимания можно задействовать те или иные спортивные сообщества, мужчин-родственников. Куда важнее сделать так, чтобы женщина была благодарна мужчине, какой бы он ни был, за подаренного ей ребенка. Либо смогла создать для ребенка такие условия, в которых его представления об отцовстве будут формироваться в позитивном русле. Только при таких подходах в неполных семьях можно изменить ситуацию к лучшему. Поэтому если родители решили подать на развод, и перспектив для сохранения брака и отношений нет, то совет один: сходите к семейному психологу и сделайте этот процесс наименее травматичным для себя и своих детей, – подчеркнул Александр Чехонин. 

ОТЦОВСКИЙ КОД 

Председатель Совета отцов при уполномоченном по правам ребенка в Тюменской области уверен: одинокой матери важно пройти опыт глубокой трансформации образа отца в своем внутреннем мире. Ведь нередко девушки выбирают себе супруга в основном по образу отца. И представление об отцовстве (в некоторых семьях оно имеет негативный оттенок) автоматически переносится на супруга. 

– Многим женщинам имеет смысл подумать: а какие слова могут вдохновить мужчину быть отцом? Там, где отцовство получается, это не просто удовольствие для мужчины. Это наивысшая форма его самораскрытия, его мужской сущности. Ни драки, ни деньги, ни машины не делают мужчину мужчиной. Поскольку тема отцовства старательно ретушируется и мужчинами, и женщинами, нам всем нужно стараться ее развивать, – уверен Александр Чехонин. 

Кстати, в скором времени студенты ТюмГУ смогут обучаться «Теории и практике семейной трансформации отцовства и материнства». Курс подготовлен Александром Чехониным и одобрен профессорско-преподавательским сообществом университета. К ведению курса также могут быть привлечены эксперты сторонних организаций, педагоги, психологи, семейные консультанты. 

Кроме того, специалистом разработан авторский семинар для девушек и женщин «Отцовский код», на котором участницы могут узнать о значении фигуры отца для развития личности ребенка, возможностях компенсации отцовского неучастия в жизни семьи, различных аспектах влияния фигуры отца на модель построения отношений с мужчиной и будущим мужем. 

Давайте говорить об отцовстве с таким же уважением, как и о материнстве. 

Справка: 

Региональным центром «Семья» с 2019 года реализуется проект «Точка опоры». В рамках проекта с родителями, семьей и детьми работают психологи, педагоги, дефектологи, логопеды. Они проводят как онлайн- семинары, так и очные консультации по вопросам семьи, родительства и детства. 

НА СНИМКЕ: замечательно, если отцы занимаются воспитанием своих детей. 

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото автора/ 


54959